Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 23.04.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Епифанова, А. О. Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков / А. О. Епифанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 260-263. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101895/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Ключевые слова: тренинг, личность, общение, подросток, тревожность, дружба, коммуникабельность, самооценка.

В настоящее время Россия переживает один из сложных исторических периодов. И самая большая опасность — это уничтожение человека. В современном обществе материальные ценности превалируют над духовными, поэтому у молодежи возникают неправильные представления о доброте, сострадании, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ориентация молодежи на атрибуты массовой культуры, преимущественно западной, получила большое место в связи с редукцией реальных духовных, культурных и этнических ценностей, присущих психике русских. Да, есть проблема психического и нравственного формирования характера, но есть и способы с ней справиться. А благодаря целенаправленному образованию, педагогике и координации системы образования, семьи, политической системы и каждого человека эта проблема значительно уменьшится.

Подростковый возраст в основном характеризуется повышением значимости концепции себя, системы представлений о себе, созданием сложной системы самооценки на основе первых попыток самоанализа, сравнений с другими. Подросток смотрит на себя «со стороны», сравнивает себя с другими — взрослыми и сверстниками, ищет критерии для такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать собственные критерии оценки и перейти от взгляда «извне» к взгляду на себя — «изнутри» [4, с.234].

Вопрос поиска смысла своего существования, определения своих жизненных целей важен для сохранения психического и интеллектуального здоровья каждого человека в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда он становится по-настоящему напористым, решительным — это период молодости.

Большое значение для развития подростков имеет психическое здоровье, то есть состояние целостного психического, физического и социального развития. Сложность полового созревания основана на быстрой скорости изменений, происходящих в это время.

Тревожность — это склонность человека испытывать тревогу, которая является эмоциональным состоянием. Беспокойство негативно влияет на личностный рост; наличие беспокойства свидетельствует о его дисфункции. Непоседливые дети — не зажиточный коллектив:

Их успеваемость может быть настолько низкой, что у них может развиться невроз. Большая часть работы должна быть направлена ​​на формирование общения, регулирование самооценки, разрешение внутренних конфликтов. Однако наряду с этой работой по устранению причин тревожности необходимо развивать умение справляться с повышенной тревожностью подростков.

Сегодняшние объективные трудности и противоречия отдаляют друзей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают чувство «одиночества в толпе», нередко порождая чувства незащищенности, растерянности и беспомощности. Но опыт, полученный в образовательных группах, создает определенную психосоциальную «стабилизацию», которая помогает решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и профессиональном общении большинства людей. Навыки и способности, возникающие в искусственно созданной психосоциальной среде, которые эффективно справляются со сложностями реальных межличностных отношений. [3, с.12].

Во время позитивного психосоциального обучения в группе человек может испытывать разные стили общения, учиться и практиковать совершенно новые навыки и взаимодействия, чувствовать себя непринужденно и психологически безопасно. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими, группа помогает каждому члену этой временной социальной ассоциации самоанализу и самовыражению. И, пожалуй, самое главное — это интенсивная подготовка к активной и полноценной жизни среди людей.

Общение — это базовая потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которую не могут заменить родители, возникает очень рано в детстве и усиливается с возрастом.

Именно в подростковом возрасте дружба начинает означать стабильные и длительные отношения, основанные на взаимных обязательствах и доверии. В подростковом возрасте резко возрастает потребность в близких друзьях. Отношения со сверстниками имеют решающее значение для жизни подростков, во многом определяя все остальные аспекты их поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основу детского объединения часто составляет совместная деятельность, то для подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном зависит от умения широко общаться с друзьями-ровесниками. Подростки стремятся к свободе от родительской опеки, заменяя ее доверительными, эмоциональными отношениями с друзьями, с которыми у них общие интересы, благодаря которым они могут понять друг друга и отпустить чувство одиночества.

Подростки узнаются в группе, приспосабливаясь к чему-то, улучшая что-то, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая качества, которые нравятся окружающим, и овладевая коммуникативными навыками.

Однако у большинства подростков есть проблемы с общением. Кому-то нормальному общению мешает застенчивость, кому-то слишком болтливая. Кто-то не умеет кратко и ясно излагать свои мысли, а кто-то не умеет слушать и слушать собеседника. Одной из самых острых проблем, с которыми сталкиваются подростки, является одиночество. Подростки могут чувствовать себя одинокими, потому что у них возникают проблемы с общением с другими из-за низкой самооценки, чувства тревоги или депрессии, недоверия к людям или сомнений в своих способностях в определенных ситуациях. Чтобы строить отношения с окружающими, нужно сначала научиться жить в мире и согласии с собой, что тоже является настоящей проблемой полового созревания.

Обучение — это систематический процесс, направленный на развитие навыков, необходимых для образовательного процесса [1, с.45].

Как помочь подростку преодолеть трудности в общении? Здесь тоже много вариантов. Одним из способов развития коммуникативных навыков является психосоциальный тренинг — это средство воздействия, направленное на выработку определенных знаний, навыков и опыта в сфере межличностного общения личности. Как быть увереннее, общаться тепло и бесконфликтно, уметь защищать свои интересы. Как правильно управлять своим внутренним климатом, воспринимать себя и окружающий мир ярче и шире, слышать и чувствовать собеседника. Как справляться с конфликтными ситуациями, быть уважаемым и мудрым лидером и наладить хорошие отношения. Ниже приведены основные темы, затрагиваемые в обучении коммуникативным навыкам. [2, с.32].

Подросток стремится не только выглядеть взрослым, но и быть признанным человеком с характером. Отсюда стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание (это приводит иногда к показной и показной страсти к тому, что осуждают взрослые). Во-первых, принимаются самые доступные аспекты взрослой жизни:

внешний вид и поведение (виды интересов взрослых, развлечения, косметика, различные украшения, словарный запас и др.). Усвоение внешних сигналов влияет на самовосприятие подростка и делает его взрослым в собственных глазах и, как он думает, в глазах окружающих.

Личность — это человек как носитель определенных атрибутов. Личность-человек как субъект осознанных отношений и деятельности, устойчивая система общественно значимых характеристик, характеризующих человека как члена социума.

Групповая работа требует разделения старших подростков на три группы. И проанализируйте понятие личности. Учащиеся обсуждают в группах и высказывают свое мнение, читая разработанные ими определения.

Таким образом, можно сказать, что человек-это человек, с одной стороны, обладающий определенным набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом, и, в-третьих, прошедший долгий путь в своем развитии.

Итак, вы не рождаетесь человеком, вы становитесь человеком. В середине XIX века считалось, что человек существует как нечто полностью сформированное еще до рождения. Семья, предки и гены полностью определяют, кем и чем будет человек. Когда человек родился, врачи, принимавшие его, с облегчением говорили: «Да это все!" И женщина, только что ставшая мамой, сквозь боль, сквозь слезы тоже пытается улыбнуться. — Нет, — покачал он головой, — только начало, начало новой жизни, нового человека. Слово «личность» используется для обозначения человека только с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности младенца или даже двухлетнего ребенка. Это относительно поздний продукт общественного развития. Личность есть высший результат человеческих усилий, результат упорного труда. [5, с.90].

На протяжении всей жизни человек стремится познать себя, задавая себе вопросы: «Кто я?», «Каково мое положение в обществе?» Теперь каждый из вас проведет мозговой штурм и запишет 2–3 качества, которые вам в себе нравятся.

Учащиеся выполняют задание за 2 минуты, затем делятся написанным со своими друзьями.

Мы уже говорили, что каждый человек уникален, уникален по-своему, обладает определенными качествами. Осознавая собственную ценность, человек становится более уверенным в себе, больше заботится о себе и других, имеет возможность откровенно высказывать свое мнение, ощущает поддержку всех окружающих людей, оценивает их положительные стороны. Как вы думаете, достаточно ли этих качеств, чтобы назвать вас взрослым?

По-настоящему зрелым человеком можно назвать человека, черты которого показывают его отношение к другим и к самому себе. Я дам вам эти характеристики. Это самоотверженность, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократизм, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, мужество. Попробуйте дать определение каждому из этих терминов. Вы можете предложить выполнить следующее задание — соотнести понятие и его определение. Каждая группа получает рабочий лист, обсуждает его с группой, а затем размещает на интерактивной доске.

Танграм-игра. Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, мы жили бы в идеальном мире. Есть также определенные черты личности, которые вам необходимо развивать в себе, чтобы добиться успеха в жизни и в качестве предпринимателя. Я предлагаю вам сделать перерыв и немного поиграть. Каждая группа должна как можно быстрее собрать предложенную фигурку, используя все части головоломки.

Каждая группа получает набор геометрических фигур для построения предложенной фигуры. В конце игры возникает вопрос, какие черты характера помогли вам пройти квест? На этот вопрос отвечает молодежь. Предполагается, что успешного бизнесмена должны отличать деловитость, расчетливость, креативность, организованность, коммуникабельность, ответственность, находчивость, дисциплинированность и хладнокровие. Вы должны выбрать из этого списка именно те качества, которые помогли команде быстро выполнить задание.

Завершить обучение можно с помощью притчи.

Литература:

  1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
  2. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
  3. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
  4. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
  5. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, общение, отношение, подростковый возраст, подросток, взрослый, друг, качество, личность, набор качеств, навык, половое созревание, проблема.


Похожие статьи

Некоторые психологические проблемы общения...

Рассмотрим психологические особенности общения у подростков.

Общение в семье формирует те социальные навыки, которые необходимы подростку при вступлении в жизнь, в учебную и общественную деятельность.

В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило...

А также в статье описаны причины конфликтов подростков и взрослых людей.

Условия успешности нравственно-полового воспитания...

Должно быть внимательное наблюдение за подростком и уважительное отношение к его потребностям.

Появляется и растет сила воли — важнейшее качество высоконравственной личности

Подростковый возраст — это период полового созревания, который, как известно

1. Бызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в...

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

...подросткового возраста, сущности общения подростков; организация бесед и других форм работы с подростками.

В подростковом возрасте у мальчиков эта тенденция сохраняется, а у девочек опять

К концу 4 класса у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола

5. Коломоец А.Е. Межличностные отношения детей подросткового возраста.

Проблема формирования межличностных отношений со...

 В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми.

Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия

В то время, как общение со сверстниками выступает в качестве основной

Божович Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте.

Особенности межличностного общения среди подростков

В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий.

Подростковый возрастпериод онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.

3. Переходный ( у отдельных групп в 5–8 классе, у мальчиков в 9–10 классе)

Происходят изменения в отношениях, складывающиеся у подростков с...

Особенности формирования личности в подростковый...

Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим.

В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано.

Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейна. Проблемы формирования личности.

подросток, подростковый возраст, взрослый, интернет, сеть, сверстник, чувство взрослости, возможность, время, группа.

Особенности периода взросления подростка

Помочь подростку овладеть навыками самостоятельного движения в знаниях

Кроме того, отношение подростка к учению никогда не увидишь в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками.

Подросток очень дорожит общением со взрослыми.

Подросток многое видит, замечает, но как часто не под тем углом зрения!

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Идет половое созревание. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте

Аверин В. А. Психология детей и подростков [Текст] — Издательство Михайлова В. А.,1998.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением.

В частности в среде подростков считается важным соблюдение в отношениях между

Кроме того, всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно подразделить на три группы

Что такое подросток и с чем его «едят»? | Статья...

Подростковый возраст (10–15 лет) –это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому

Этот период характеризуется активным половым созреванием и значительным скачком в росте.

В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает.

Подростков отличает сильное желание принадлежать к группе, к любой.

Похожие статьи

Некоторые психологические проблемы общения...

Рассмотрим психологические особенности общения у подростков.

Общение в семье формирует те социальные навыки, которые необходимы подростку при вступлении в жизнь, в учебную и общественную деятельность.

В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило...

А также в статье описаны причины конфликтов подростков и взрослых людей.

Условия успешности нравственно-полового воспитания...

Должно быть внимательное наблюдение за подростком и уважительное отношение к его потребностям.

Появляется и растет сила воли — важнейшее качество высоконравственной личности

Подростковый возраст — это период полового созревания, который, как известно

1. Бызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в...

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков...

...подросткового возраста, сущности общения подростков; организация бесед и других форм работы с подростками.

В подростковом возрасте у мальчиков эта тенденция сохраняется, а у девочек опять

К концу 4 класса у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола

5. Коломоец А.Е. Межличностные отношения детей подросткового возраста.

Проблема формирования межличностных отношений со...

 В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми.

Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия

В то время, как общение со сверстниками выступает в качестве основной

Божович Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте.

Особенности межличностного общения среди подростков

В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий.

Подростковый возрастпериод онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.

3. Переходный ( у отдельных групп в 5–8 классе, у мальчиков в 9–10 классе)

Происходят изменения в отношениях, складывающиеся у подростков с...

Особенности формирования личности в подростковый...

Подростковый период в жизни любого человека можно назвать критическим.

В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано.

Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейна. Проблемы формирования личности.

подросток, подростковый возраст, взрослый, интернет, сеть, сверстник, чувство взрослости, возможность, время, группа.

Особенности периода взросления подростка

Помочь подростку овладеть навыками самостоятельного движения в знаниях

Кроме того, отношение подростка к учению никогда не увидишь в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками.

Подросток очень дорожит общением со взрослыми.

Подросток многое видит, замечает, но как часто не под тем углом зрения!

Особенности развития личности в подростковом возрасте

Идет половое созревание. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте

Аверин В. А. Психология детей и подростков [Текст] — Издательство Михайлова В. А.,1998.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением.

В частности в среде подростков считается важным соблюдение в отношениях между

Кроме того, всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно подразделить на три группы

Что такое подросток и с чем его «едят»? | Статья...

Подростковый возраст (10–15 лет) –это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому

Этот период характеризуется активным половым созреванием и значительным скачком в росте.

В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает.

Подростков отличает сильное желание принадлежать к группе, к любой.

Задать вопрос