О реформе контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения экологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 24.04.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Ерёмина, Я. Э. О реформе контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения экологической безопасности / Я. Э. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101892/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье анализируются изменения, связанные с проведением административной реформы контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Ключевые слова: экологический надзор, обязательные требования, административная реформа.

В последние несколько лет проводится административная реформа контрольно-надзорной деятельности, в части обновления обязательных требований именуемая «регуляторной гильотиной», которая прежде всего направлена на снижение административных барьеров и административного давления на предпринимательские круги нашего общества и актуализацию законодательства путём создания упорядоченной системы обязательных требований, предъявляемых в самых разных сферах хозяйственного оборота к её участникам.

Сложным и важным направлением данной реформы является реформирование актов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, так как отсутствие кодификации экологического законодательства породило огромный, и порой устаревший, массив нормативно-правовых актов, диктующих те или иные условия и требования к осуществлению предпринимательской деятельности.

При этом необходимо выделить наличие определенных проблем, вызванных осуществлением механизма «регуляторной гильотины», основными из которых являются: недостаточная проработанность самой концепции, а также то, что заявленные в программе сроки на практике не реализованы своевременно в связи со сложностью и необходимостью детальной проработки норм законодательства за обширный период времени.

Проведенные изменения законодательства безусловно свидетельствуют в большинстве своем об обновлении обязательных требований, которые приближены к современным реалиям и направлены на снижение нагрузки на бизнес-сообщество.

Вместе с тем имеются и случаи так называемого «фиктивного обновления» обязательных требований, которое заключается в утверждении аналогичного акта взамен устаревшего в целях формального исполнения плана по необходимости обновления обязательных требований.

Так, например, было отменено распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» [3], которое было заменено распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» [4], которое практически ничем не отличается от предыдущего и представляет перечень наименований.

В условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности такая фикция не обоснована и не целесообразна в связи с отсутствием какого-либо изменения административного давления на подконтрольные субъекты. Отмена «устаревших» нормативно-правовых актов и принятие взамен них «новых» актов, которые по своей сути являются дублированием первых, не приводит, по нашему мнению, к достижению целей реформирования контрольно-надзорной деятельности, даже в случае полной поддержки такого подхода со стороны бизнес-сообщества.

Что же касается, реформирования контрольно-надзорной деятельности, то было принято положение о федеральном экологическом государственном надзоре (контроле) [2], в котором контролирующим органом указана лишь Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а предмет экологического надзора был значительно сужен и конкретизирован. Кроме того, перечень видов федерального экологического контроля (надзора) был исключен из федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1], который включал в себя земельный надзор, лесной надзор и другие.

Назревает логичный вопрос: тогда какими полномочиями по осуществлению проверочной и разрешительной деятельности в какой сфере обладают следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

Судя по логике обновленного законодательства, экологический надзор перестал был комплексным, охрана окружающей среды посредством проверок теперь касается исключительно вопросов охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов и вопросов касательно различных отходов и других объектов надзора, закрепленных в вышеуказанном Положении, а вопросы земель, лесов, парков, животных, охоты и рыболовства и другие — это уже объекты совсем других, похоже самостоятельных, видов государственной проверочной деятельности. Данное обстоятельство представляется в корне неправильным, так как разъединение и так несистематизированного экологического законодательства приведет лишь к усложнению понимания системы правовых актов в области охраны окружающей среды, а также служит целям прямо противоположным проводимой реформе — создания системы понятных обязательных требований.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения: 15.04.2023)
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)». // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389259/ (Дата обращения: 15.04.2023)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». // [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/556185052 (Дата обращения: 15.04.2023)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». // [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/573317451 (Дата обращения: 15.04.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): контрольно-надзорная деятельность, окружающая среда, административная реформа, требование, экологический надзор, административное давление, область охраны, распоряжение Правительства РФ, упаковка товаров, экологическая безопасность.


Похожие статьи

Правовые аспекты организации и проведения государственного...

Важно отметить, что «государственный экологический надзор организуется и

В ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются права, обязанности

государственный экологический надзор, плановая проверка, охрана окружающей среды

государственный контроль, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность...

Правовое регулирование охраны окружающей среды...

Требования по охране окружающей среды должны соблюдаться при эксплуатации объектов тепловой энергетики.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.

Под региональным государственным экологическим надзором понимается деятельность.

Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда.

Существующие проблемы государственного экологического...

Экологический надзор на промышленных предприятиях в Российской Федерации проводится в соответствии со следующими нормативными документами

– Кодекс об Административных правонарушениях РФ (ФЗ № 195)

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

Государственное управление в области природопользования...

...управление, охрана окружающей среды, природопользование, экологический надзор.

При аппарате Президента РФ работает Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по

Одним из основных правовых инструментов в области охраны окружающей среды в 1990-е

В сложившихся условиях это означает, что экологические требования при принятии...

Правовые основы административной ответственности в области...

деятельности, на достоверную информацию о состоянии и охране окружающей среды.

Действующий КоАП РФ большое внимание уделяет вопросам охраны окружающей среды, выделяя в ст. 1.2

Административная ответственность в области охраны...

Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при.

Административная ответственность в области охраны...

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность за административные правонарушения, в том числе экологические. Это вид юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Основные направления государственной политики в сфере...

...деятельности Правительства России в отношении охраны окружающей среды

Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды как

Самосознание граждан формируется в процессе экологического воспитания и образования, развития

Пономарёв М. В. Экологическая политика России и административная реформа...

Правовое регулирование экологического нормирования как...

Нещиров В. А. Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей

окружающая среда, экологическая безопасность, охрана, строительная техника...

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по.

окружающая среда, экологический менеджмент, природная среда, экологическая.

Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное...

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы

охраны окружающей среды, ее развития, обеспечение экологической безопасности.

субъектов РФ осуществляют государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

СанПиНом 2.1.7.1287–03 установлены Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Административная ответственность за экологические...

Ключевые слова : административное право, административная ответственность за

ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности российского общества и государства

Позитивная административная ответственность в области охраны окружающей среды, возникает из

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2].

Похожие статьи

Правовые аспекты организации и проведения государственного...

Важно отметить, что «государственный экологический надзор организуется и

В ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются права, обязанности

государственный экологический надзор, плановая проверка, охрана окружающей среды

государственный контроль, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность...

Правовое регулирование охраны окружающей среды...

Требования по охране окружающей среды должны соблюдаться при эксплуатации объектов тепловой энергетики.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.

Под региональным государственным экологическим надзором понимается деятельность.

Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда.

Существующие проблемы государственного экологического...

Экологический надзор на промышленных предприятиях в Российской Федерации проводится в соответствии со следующими нормативными документами

– Кодекс об Административных правонарушениях РФ (ФЗ № 195)

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

Государственное управление в области природопользования...

...управление, охрана окружающей среды, природопользование, экологический надзор.

При аппарате Президента РФ работает Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по

Одним из основных правовых инструментов в области охраны окружающей среды в 1990-е

В сложившихся условиях это означает, что экологические требования при принятии...

Правовые основы административной ответственности в области...

деятельности, на достоверную информацию о состоянии и охране окружающей среды.

Действующий КоАП РФ большое внимание уделяет вопросам охраны окружающей среды, выделяя в ст. 1.2

Административная ответственность в области охраны...

Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при.

Административная ответственность в области охраны...

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность за административные правонарушения, в том числе экологические. Это вид юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Основные направления государственной политики в сфере...

...деятельности Правительства России в отношении охраны окружающей среды

Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды как

Самосознание граждан формируется в процессе экологического воспитания и образования, развития

Пономарёв М. В. Экологическая политика России и административная реформа...

Правовое регулирование экологического нормирования как...

Нещиров В. А. Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей

окружающая среда, экологическая безопасность, охрана, строительная техника...

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по.

окружающая среда, экологический менеджмент, природная среда, экологическая.

Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное...

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы

охраны окружающей среды, ее развития, обеспечение экологической безопасности.

субъектов РФ осуществляют государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

СанПиНом 2.1.7.1287–03 установлены Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Административная ответственность за экологические...

Ключевые слова : административное право, административная ответственность за

ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности российского общества и государства

Позитивная административная ответственность в области охраны окружающей среды, возникает из

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2].

Задать вопрос