Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

Педагогика
23.04.2023
1476
Поделиться
Библиографическое описание
Баранова, М. Э. Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики / М. Э. Баранова, Д. С. Моисеенкова, В. А. Носова, Д. А. Ячменева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101888/.


В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, цифровые инструменты, интерактивные технологии.

Современные образовательные технологии на уроках информатики в школе являются неотъемлемой частью образовательного процесса сегодняшнего времени и требуют от всех участников процесса обучения компетенций, которые могут быть приобретены только через активное взаимодействие с компьютером.

Одной из главных целей обучения информатике в школе является подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, развитие личностных качеств, которые позволят им в дальнейшем успешно интегрироваться в выбранную профессию. Современные технологии могут быть выгодными инструментами для достижения этой цели: работа в команде, критическое мышление, решение проблем, знания в области информационных технологий и программирования — актуальные инструменты для обеспечения максимальной подготовки учащихся к будущим вызовам.

Рассмотрим некоторые подходы к обучению информатике в школе:

  1. Традиционный подход. Этот подход включает в себя комбинацию лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Обычно он применяется на начальных ступенях обучения, чтобы помочь учащимся освоить базовые знания и умения в области информатики. Традиционный подход также может быть использован для обучения конкретным технологиям или языкам программирования.
  2. Проблемно-ориентированный подход. Этот подход сконцентрирован на решении реальных проблем и задач. Например, учащиеся могут работать в группах и решать определенную задачу, используя навыки, полученные в ходе предыдущих занятий. Проблемно-ориентированный подход помогает развивать критическое мышление, логическое мышление и навыки программирования.
  3. Деятельностный подход. Этот подход включает в себя активное взаимодействие студентов с компьютером. Учащиеся работают с информационными технологиями, реализуют проекты, решают программные задачи и т. п. Деятельностный подход учит воспринимать информатику как инструмент для решения реальных проблем и задач.
  4. Конструктивный подход. Этот подход включает в себя создание собственных моделей, программ и проектов. Он основан на идее того, что учащиеся лучше всего учатся, когда создают что-то собственное: например, создают свои проекты или работают в группах для создания программ, веб-сайтов и т. д. Конструктивный подход помогает развивать технические навыки и навыки программирования, а также позволяет проявить себя творчески.

Отметим, что, конечно, комбинация различных типов методик может быть использована для более эффективного подхода к обучению.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения может сделать такой процесс более продуктивным независимо от выбранного подхода. В качестве технологий такого рода можно выделить:

  1. Использование игр и игровых симуляторов. Этот подход помогает учащимся улучшить свои навыки программирования, учит работать в команде и решать проблемы, которые возникают в процессе игры. Игры также могут быть использованы для обучения конкретным навыкам, например, таким как создание веб-сайтов или разработка приложений.
  2. Использование проектной работы. Этот подход позволяет учащимся применять практические навыки, которые они получили на уроках информатики, для решения реальных задач и проблем. Проектная работа также учит работать в команде, развивать навыки руководства проектом и организационные навыки.
  3. Использование онлайн-ресурсов. На сегодняшний день многие онлайн-ресурсы предлагают бесплатное программное обеспечение, которое можно использовать для обучения информатике, и могут помочь учащимся научиться работе с конкретными языками программирования, созданию веб-сайтов, написанию приложений и т. д.
  4. Использование ролевых игр и диалогического обучения. Этот подход учит понимать, как работают информационные технологии в реальной жизни. Ролевые игры позволяют учащимся вжиться в роль разработчика программного обеспечения или системного администратора, узнать, какие проблемы могут возникнуть в работе и как их можно решить. Диалогическое обучение позволяет учащимся участвовать в обсуждении важных тем, связанных с информатикой и технологиями.
  5. Использование расширенной и виртуальной реальности, программного обеспечения с поддержкой искусственного интеллекта и многих других программных средств. Этот подход позволяет создавать интерактивные задания и практические упражнения, которые могут помочь повысить интерес учеников к изучению информатики и мотивировать их на получение дополнительных знаний и навыков.
  6. Использование средств автоматического оценивания. Этот подход позволяет сократить работу учителей по проверке заданий и контролировать качество оценки.

Преимущества использования новых технологий на уроках информатики в школе являются очевидными и значимыми (см., например, [1]- [3]). Во-первых, использование таких технологий на уроках информатики помогает учащимся адаптироваться к современной жизни и будущему: сегодня технологии занимают все большую часть нашей жизни, и их понимание и умение использовать является необходимым условием для успешной адаптации и профессионального роста. Во-вторых, их использование способствует развитию критического мышления и учит решению сложных проблем, дает возможность более глубокого понимания рассматриваемых вопросов. В-третьих, использование новых технологий на уроках информатики способствует развитию технических навыков и навыков программирования, что является ключевым фактором для современного рынка труда.

Одним из видов современных образовательных технологий, который используется в современном образовательном процессе все чаще, являются интерактивные игровые компьютерные технологии (ИИКТ) — это технологии, использующие компьютерные игры и другие интерактивные компьютерные формы обучения для достижения определенных целей в контексте образования. Они представляют собой инструмент, который сочетает обучение и развлечение, что создает более активную и эффективную форму обучения в сравнении с традиционными методами:

– ИИКТ делают обучение более интересным и привлекательным для учеников, так как большинство из них уже прекрасно знакомо с различными гаджетами, используют Интернет, и использование таких технологий на уроке захватывает и удерживает их внимание;

– Использование ИИКТ особенно хорошо подходит для визуальных и кинестетических учеников, которые предпочитают обучение через опыт;

– Благодаря использованию ИИКТ ученики могут более точно диагностировать свои ошибки и преодолевать трудности при обучении;

– Благодаря ИИКТ ученики могут получать более точную обратную связь.

Отметим, что при использовании интерактивных игр на уроке следует учитывать несколько особенностей:

– Игра должна быть тщательно подобрана, чтобы соответствовать уровню знаний учеников и соответствующей теме;

– Игра должна быть хорошо организована и обучающимся должны быть предоставлены ясные инструкции по работе с ней;

– Игра не должна быть слишком сложной или отвлекающей, чтобы не мешать учебному процессу и не отрывать внимание учеников от основной темы урока.

Использование ИИКТ и других современных образовательных технологий помогает учителю лучше адаптироваться к изменяющимся образовательным потребностям и потребностям учащихся, что повышает качество обучения и результаты учеников.

Литература:

  1. Матюнькина А. Р. Использование современного цифрового оборудования и электронных образовательных ресурсов как эффективный инструмент повышения качества образования // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. — 2021. — № 4. URL: https://fortus-science.ru/index.php/KM/article/view/369/257 (дата обращения: 25.03.2023).
  2. Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. — М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020. — 33 с.
  3. Бодрова Е. Г., Дегтеренко Л. Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2021. — Т. 13. — № 2. — С. 48–56.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образовательные технологии
цифровые инструменты
интерактивные технологии
Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 300-302):
Часть 5 (стр. 291-367)
Расположение в файле:
стр. 291стр. 300-302стр. 367

Молодой учёный