Связь личностной зрелости и активности в социальных сетях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 23.04.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Гордеева, Л. А. Связь личностной зрелости и активности в социальных сетях / Л. А. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101879/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье представлены результаты эмпирического исследования на тему связи личностной зрелости и уровня активности в социальных сетях. В исследовании приняли участие 39 человек в возрасте от 18 до 27 лет. На основании полученных результатов были сделаны выводы, что существует связь между отдельными показателями личностной зрелости (саморазвитие, позитивное мышление) и уровнем активности в социальных сетях. Также обнаружена тенденция проблемного использования социальных сетей у респондентов с невысоким уровнем личностной зрелости.

Ключевые слова: личностная зрелость, активность в социальных сетях, проблемное использование социальных сетей, саморазвитие, позитивное мышление, когнитивная поглощенность, регуляция эмоций.

Сложности в исследовании личностной зрелости заключаются: в отсутствии единого подхода к терминологии, большого количества ключевых критериев в зависимости от выбранного подхода; невозможности привязать личностную зрелость к определенному возрасту.

В отечественных и зарубежных психологических подходах можно выделить следующие критерии личностной зрелости:

1) Ответственность (А. Г. Асмолов, К. Роджерс, Э. Эриксон);

2) Рефлексивность — реалистичное восприятие мира, способность различать идеальные и реальные цели; осознанность своих способностей, возможностей и желаний (Г. Олпорт);

3) Саморазвитие, самоактуализация (А. Маслоу, К. Роджерс);

4) Самоуважение, самопринятие (Г. Олпорт, К. Роджерс);

5) Самостоятельность, автономия (К. Роджерс, Л. И. Божович, Д. А. Леонтьев, Дж. Левинджер);

6) Жизнестойкость, творческая адаптивность и фрустрационная толерантность (Б. Г. Ананьев, К. Роджерс, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт));

7) Конгруэнтность — цельность характера; целостность эго-идентичности, достижение полной самости (К. Роджерс, Д. А. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Э. Эриксон, Дж. Левинджер);

8) Толерантность, гуманистические ценности — терпимость, социальная направленность поведения (Г. Олпорт, Дж. Левинджер);

9) Умение строить позитивные межличностные отношения — социальная компетентность, способность любить, заботиться, эмпатийность (Э. Эриксон, Г. Олпорт) [2, с. 29–30].

В рамках данного исследования был принят подход к определению личностной зрелости, как процесса развития и результат становления личности, при котором, развиваются такие индивидуально-психологические характеристики как ответственность, терпимость, стремление к саморазвитию, позитивное мышление и самостоятельность [5, с. 65–70].

Социальные сети для современного человека все больше становятся особым способом бытия. Виртуальный мир можно рассматривать как информационный двойник мира реального. По данным современных исследований в области психологии виртуальности продолжительная коммуникация в виртуальной среде может иметь как отрицательные, так и положительные последствия для человека. Результаты этих исследований зачастую противоречат друг другу [1, с. 36–46].

Активность в социальных сетях может способствовать: формированию настойчивости в достижении цели, независимость мышления; стимулировать творческий потенциал и интеллектуальное развитие; расширять сферы контактов, формировать демократичный стиль общения. Но в тоже время приводить к чрезмерной увлеченности виртуальным миром, потере интереса к реальному общению с социальным окружением, формированию зависимости от социальных сетей, погружению в собственные переживания, недостаток эмпатии, склонность к конфликтам и недостаток ответственности [3, с. 58–64].

Из вышеперечисленного можно предположить, что существует связь между характеристиками личностной зрелости и уровнем активности пользователя в социальных сетях. Эта связь может иметь как положительное, так и негативное влияние на личность. В связи с этим целью исследования было изучение связи между уровнем личностной зрелости и активностью в социальных сетях.

В исследовании приняли участие 39 человек в возрасте 18–27 лет, из них 25 девушек и 14 юношей. Для определения уровня личностной зрелости была использована методика диагностики личностной зрелости (В.Руженков, В.Руженкова, И.Лукьянцева), включающая в себя следующие показатели ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление и самостоятельность.

Для определения уровня активности в социальных сетях были использованы опросник «Шкала интенсивности использования социальных сетей» (Facebook Intensity Scale, FIS, 2007), разработанная Н. Эллисон (переведена и адаптирована О. В. Рубцовой и Т. А. Поскакаловой)[1] и русскоязычная версия опросника проблемного использования социальных сетей (в адаптации Н. А. Сироты, Д. В. Московченко, В. М. Ялтонского). Опросник «Шкала интенсивности использования социальных сетей» помогает определить субъективное отношение человека к социальным сетям, а также оценить объективную сторону взаимодействия с социально сетью (общее количество времени в сети, количество друзей и тд) [4, с. 58–64].

Опросник (в адаптации Н. А. Сироты, Д. В. Московченко, В. М. Ялтонского) позволяет изучать различные аспекты проблемного использования социальных сетей: предпочтение онлайн-общения в качестве ведущего; использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций; постоянные размышления о социальных сетях; компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия чрезмерного обращения к социальным сетям [6, с. 33–55].

Среди опрошенных преобладает высокий уровень активности в социальных сетях — 62 % (24 человека). Средний уровень был выявлен у 29 % респондентов (11 человек). С низким уровнем активности в социальных сетях 9 % опрошенных (4 человека).

Используя U-критерий Манн — Уитни, был проведено сравнение уровня личностной зрелости, в группах с высокой и средней активностью в социальных сетях.

При сравнении результатов по отдельным шкалам получены статистически значимые расхождения по двум шкалам: «Саморазвитие» и «Позитивное мышление». Оба показателя выше у людей с высокой активностью в социальных сетях. Другими словами, чем выше активность человека в социальных сетях, тем выше его уровень саморазвития и позитивного мышления.

Был проведен корреляционный анализ (ранговой корреляции Спирмена) между уровнем личностной зрелости, ее отдельными шкалами и активностью в социальных сетях.

Определена прямая связь (rs = 0,537 при р ≤ 0,05) между активностью респондентов в социальных сетях и шкалой саморазвития. Чем выше активность в социальных сетях, тем выше результаты по шкале «Саморазвитие».

Был проведен корреляционный анализ (ранговой корреляции Спирмена) между степенью активности в социальных сетях и шкалами опросника проблемного использования социальных сетей.

Между степенью активности в социальных сетях и склонностью к проблемному использованию социальных сетей, выявлена прямая связь (rs = 0,453 при р ≤ 0,05). То есть чем выше у человека активность в социальных сетях, тем больше вероятность проблемного использования социальных сетей.

Также были выявлена прямая связь между активностью респондентов в социальных сетях и такими шкалами проблемного использования социальных сетей как «Регуляция эмоций» (rs = 0,513 при р ≤ 0,05) и «Когнитивная поглощенность» (rs = 0,472 при р ≤ 0,05). Другими словами, чем выше активность в социальных сетях, тем выше показатели использования социальных сетей для регуляции эмоций и когнитивная поглощенность социальными сетями.

Таким образом на основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1) Обнаружена связь между отдельными показателями личностной зрелости (саморазвитие, позитивное мышление) и уровнем активности в социальных сетях.Чем выше у человека результаты по шкалам «саморазвитие» и «позитивное мышление», тем выше его активность в социальных сетях.

2) Люди с не высоким уровнем личностной зрелости, предпочитают онлайн-общение реальному и склонны к когнитивной поглощенности социальными сетями.

3) У людей с низким уровнем личностной зрелости при высокой степени активности в социальных сетях в большей степени наблюдается склонность к проблемному использованию социальных сетей.

4) Люди с не высоким уровнем личностной зрелости, более склонны к использованию социальных сетей как инструмента регуляции своего эмоционального состояния.

Литература:

  1. Агадуллина Е. Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования Современная зарубежная психология 2015. Т. 4. № 3. С. 36–46.
  2. Головей Л. А. Психологическая зрелость личности — СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. — 240 с.
  3. Зотова Д. В. Инструменты диагностики проблемного поведения в социальных сетях // Педагогические измерения. 2021. № 2. С. 109–123.
  4. Костяк Т. В. Психологические особенностей активных пользователей социальных сетей // Вестник МИТУ-МАСИ. 2018. № 3. С. 58–64.
  5. Руженков В. А., Руженкова В. В, Лукьянцева И. С. Методика диагностики личностной зрелости// Научные ведомости. Серия медицина. Фармация. 2016. № 26. С. 65–70.
  6. Сирота Н. А., Московченко Д. В., Ялтонский В. М. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия 2018. Т. 26. № 3. С. 33–55.

[1] В рекомендациях к методике утверждается, что разработанная шкала является универсальной и может быть применена к любой социальной сети.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная зрелость, сеть, проблемное использование, позитивное мышление, уровень активности, активность, когнитивная поглощенность, прямая связь, виртуальный мир, высокий уровень.


Ключевые слова

саморазвитие, личностная зрелость, активность в социальных сетях, проблемное использование социальных сетей, позитивное мышление, когнитивная поглощенность, регуляция эмоций

Похожие статьи

Я-концепция подростков с интернет-зависимостью

Вследствие возросших когнитивных возможностей подростка и расширения его окружения

ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки.

Если не злоупотреблять использованием социальных сетей, то они, в принципе...

Ключевые слова: сеть, виртуальная жизнь, виртуальный мир, социальная сеть, интернет зависимость.

Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей

Ключевые слова: когнитивная сфера, цифровизация, когнитивные процессы, поколение Z

Дети целыми днями сидят в интернете, у них происходит деформация социальных связей.

Клиповому мышлению можно противопоставить словесно-логическое, линейное мышление.

Времени на длительное запоминание информации не остаётся. В связи с высокой скоростью...

Познавательная активность студентов как...

Механизмы прямого педагогического воздействия на данный блок ограничены, поскольку в

Этот наивысший уровень познавательной активности ближе всего к неотъемлемому

Переход познавательной активности на творческий уровень происходит, к сожалению, далеко не всегда

Познавательная активность — это динамическое личностное качество, которое...

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения

...аддикта (например, возраста, социальных связей, интелекта, способности к сублимации).

не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии.

Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры.

мир, Интернет, использование Интернета, зависимое поведение, высокий уровень...

Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями...

Уход подростка в виртуальный мир связан с его личностными особенностями и

высокий уровень тревожности, негативные эмоциональные переживания и низкий уровень познавательной активности.

Рис. 1. Уровни интернет-зависимости подростков по К. Янг.

В результате было установлено, что с высокий уровень тревожности имеет 27,7 %, 55,5...

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами...

...восприятия интернета и использования смартфонов студентами с разным уровнем интернет-зависимости.

Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится.

подростки и юноши/ девушки в силу несформированности у них личностных структур.

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей.

Взаимосвязь общей враждебности, мстительности и обидчивости...

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня личностной зрелости и уровня общей враждебности, а также ее компонентов (мстительности и обидчивости) на выборке респондентов 21–37 лет, мужчин и женщин.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Виртуальный мир очень часто враждебно настроен к виртуальному герою.

мир [5]. Высоким уровнем тревожности называют такое отношение человека к окружающем миру.

Находясь в виртуальных играх человек теряет связь с реальностью. Проблема существует!

в работе мозга, и в последствии может повлечь проблемы в развитии речи и мышления [10].

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Сеть российского образования, нашпигована цифровыми «наворотами», которые могут

Не потускнеет ли мир для многих учащихся от «щадящего» влияния монитора?

Недостаточный уровень методической подготовки разработчиков тренажеров.

А познавательную активность в юном возрасте не заменять виртуальной реальностью электронного мира.

Похожие статьи

Я-концепция подростков с интернет-зависимостью

Вследствие возросших когнитивных возможностей подростка и расширения его окружения

ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки.

Если не злоупотреблять использованием социальных сетей, то они, в принципе...

Ключевые слова: сеть, виртуальная жизнь, виртуальный мир, социальная сеть, интернет зависимость.

Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей

Ключевые слова: когнитивная сфера, цифровизация, когнитивные процессы, поколение Z

Дети целыми днями сидят в интернете, у них происходит деформация социальных связей.

Клиповому мышлению можно противопоставить словесно-логическое, линейное мышление.

Времени на длительное запоминание информации не остаётся. В связи с высокой скоростью...

Познавательная активность студентов как...

Механизмы прямого педагогического воздействия на данный блок ограничены, поскольку в

Этот наивысший уровень познавательной активности ближе всего к неотъемлемому

Переход познавательной активности на творческий уровень происходит, к сожалению, далеко не всегда

Познавательная активность — это динамическое личностное качество, которое...

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения

...аддикта (например, возраста, социальных связей, интелекта, способности к сублимации).

не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии.

Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры.

мир, Интернет, использование Интернета, зависимое поведение, высокий уровень...

Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями...

Уход подростка в виртуальный мир связан с его личностными особенностями и

высокий уровень тревожности, негативные эмоциональные переживания и низкий уровень познавательной активности.

Рис. 1. Уровни интернет-зависимости подростков по К. Янг.

В результате было установлено, что с высокий уровень тревожности имеет 27,7 %, 55,5...

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами...

...восприятия интернета и использования смартфонов студентами с разным уровнем интернет-зависимости.

Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится.

подростки и юноши/ девушки в силу несформированности у них личностных структур.

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей.

Взаимосвязь общей враждебности, мстительности и обидчивости...

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня личностной зрелости и уровня общей враждебности, а также ее компонентов (мстительности и обидчивости) на выборке респондентов 21–37 лет, мужчин и женщин.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Виртуальный мир очень часто враждебно настроен к виртуальному герою.

мир [5]. Высоким уровнем тревожности называют такое отношение человека к окружающем миру.

Находясь в виртуальных играх человек теряет связь с реальностью. Проблема существует!

в работе мозга, и в последствии может повлечь проблемы в развитии речи и мышления [10].

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Сеть российского образования, нашпигована цифровыми «наворотами», которые могут

Не потускнеет ли мир для многих учащихся от «щадящего» влияния монитора?

Недостаточный уровень методической подготовки разработчиков тренажеров.

А познавательную активность в юном возрасте не заменять виртуальной реальностью электронного мира.

Задать вопрос