Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 23.04.2023

Статья просмотрена: 2108 раз

Библиографическое описание:

Шарапова, Л. С. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля / Л. С. Шарапова, А. А. Мовсесян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101875/ (дата обращения: 25.04.2024).



В научной литературе нет однозначного мнения по поводу соотношения понятий «контроль» и «надзор», поэтому прокуратура иногда рассматривается как орган контроля. Так например, Е. В. Шорина считает, что прокуратура в системе органов контроля занимает особое место [2]. А С. А. Авакьян и Г. В. Барабашев полагают, что прокурорский надзор является составной частью так называемого общего контроля [1]. Существует и другая вариация соотношения данных понятий, когда к надзору приравниваются все виды контрольной деятельности. Помимо прокурорского надзора А. В. Мицкевич выделяет надзор, осуществляемый судом, правоохранительными органами, органами управления, общественными организациями [3]. Деятельность всех органов государственной власти по обеспечению законности И. Е. Фербер приравнивает к надзору за соблюдением законов [4]. Несмотря на то, что термины достаточно схожи, не означает, что надзорная и контрольная деятельность — это одно и тоже. Они различаются по содержанию и обладают своими особенностями. Весьма часто различие между ними проводят по объему и характеру полномочий субъектов, управомоченных в отношении поднадзорных и подконтрольных объектов: в отличие от контроля, надзор не включает административных функций. На данный момент в Российской Федерации существует достаточно большое количество федеральных органов контроля. К ним относятся, такие органы как, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, инспекции Федеральной налоговой службы РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, органы государственного технического надзора, органы санитарного и ветеринарного контроля, государственного противопожарного надзора и другие.

В отечественной правовой науке традиционно выделяют в основном три вида надзора:

1) Судебный надзор — это один из видов деятельности суда, который заключается в пересмотре решений, вступивших в законную силу, нижестоящих судебных инстанций;

2) Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, путем выявления, устранения и предупреждения нарушений закона;

3) Административный надзор — надзор, который осуществляется органами внутренних дел, который выражается в наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за исполнением им определенных обязанностей.

Необходимо отграничивать от иных форм контрольной деятельности прокурорский надзор. Предлагаем следующие критерии для разграничения:

1) Конституция РФ определяет статус прокуратуры, как особого органа государственной власти. Она осуществляет надзор от имени государства — Российской Федерации и выступает в качестве независимого органа. В отличие от органов контроля, которые, как правило, составляют часть какого-нибудь органа государственной власти либо же создаются по их специальному распоряжению.

2) Надзор со стороны прокуратуры всегда носит внешний характер. Органы, которые являются объектами надзора прокуратуры не находятся в субординационных отношениях. Напротив же органы контроля. Их контрол может носит как внутренний, так и внешний характер. Также ими может осуществляться управленческая функция по отношению к проверяемым субъектам.

3) Органы контроля не имеют единую централизованную независимую систему органов, как в случае прокуратуры.

4) Также важным различием является то, что при осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, а также не может подменять контролирующие органы. Органы контроля, наоборот, имеют такую возможность.

5) У прокуратуры предметом надзора является соблюдении Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории государства. А предметом контроля выступает соблюдение и исполнение всех нормативных предписаний, которые обеспечивают оптимальное функционирование подконтрольного субъекта.

6) Наличие у контроля административной власти и полномочий по применению административных и иных санкций в отношении нарушителей закона, также является отличием контроля от надзора.

7) Контроль осуществляется систематически и обладает инициативным характером, прокурорский надзор проводится на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, прав и свобод граждан и в случаях, когда требуется принятия мер именно со стороны прокуратуры.

8) В компетенцию прокуратуры входит проверка контролирующий органов, соблюдения ими законов.

9) Органы контроля специализируются в конкретных сферах общественных отношений. Надзор же прокуратуры распространяется на различные сферы.

Существуют способы взаимодействия, через которые органы контроля и прокуратура реализуют свои полномочия и функции, например:

1) двухсторонний обмен информацией;

2) привлечение специалистов при проведении всевозможных проверок;

3) по поручению прокуратуры проведение проверок силами контрольных органов;

4) подготовка и проведение общих координационных совещаний.

В общей сложности, государственный надзор является особым видом деятельности специальных государственных учреждений, которые направлены на обеспечение законности путем реагирования на ее нарушения. А государственный контроль выражается в деятельности государства по сохранению целесообразной и эффективной работы социально-политических институтов через установление фактического выполнения правовых норм и устранение выявляемых отклонений. Следовательно, надзор направлен всего лишь на обеспечение законности, тем временем как контроль обеспечивает также при этом целесообразность и эффективность деятельности подконтрольного субъекта.

Литература:

  1. Авакьян С. А., Барабашев Г. В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов // Вестник МГУ Право. 1984. № 1. С. 14.
  2. Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 110.
  3. Основы теории государства и права: Советское государственное право. М., 1990. С. 65.
  4. XXVI съезд КПСС и вопросы совершенствования деятельности прокуратуры. М, 1983. С. 10.
  5. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/6860054/page:14/
  6. [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.net/686207/pravo/sootnoshenie_prokurorskogo_nadzora_drugimi_vidami_kontrolya_nadzora
Основные термины (генерируются автоматически): Орган контроля, прокурорский надзор, надзор, обеспечение законности, орган, государственная власть, контрольная деятельность, внешний характер, подконтрольный субъект, Российская Федерация.


Похожие статьи

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

...РФ, контрольно-надзорные органы, прокурорский надзор, законность, Конституция РФ.

При этом органы прокуратуры не относятся к системе органов законодательной власти.

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения.

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти...

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль»...

Ключевые слова: понятие, соотношение, государственный орган, государственный

– в зависимости от субъекта, на которого распространяется контроль или надзор. Деятельность контролирующих органов направлена на организационно-подчиненных.

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация...

Актуальные проблемы государственного контроля (надзора)...

Правовой статус прокуратуры как органа контрольно-надзорной власти определен в ст. 129.

Это выражается в обязанности органов государственного контроля (надзора) ежегодно.

Счетная палата РФ [1], контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных.

«Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской.

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Органы «надзорной власти» в своей деятельности осуществляют вверенный им надзор от

В этом и заключается опосредованность надзора, отличающая его от контроля [3].

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган...

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов.

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Обозначая прокурорский надзор как вид государственного контроля, автор хочет сказать, что все признаки, свойственные контролю

Никакие иные органы и лица не вправе осуществлять прокурорский надзор.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов.

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

По мнению В.Ю. Шобухина, прокуратура РФ – это многофункциональный орган, что обусловлено направленностью ее деятельности на обеспечение единого законодательного и единообразного правоприменительного пространства на всей территории страны4.

Административный надзор и административный контроль...

Административный надзор как способ обеспечения законности и правопорядка представляет собой

В соответствии с которой административный надзор подразделяется на [3, c. 73] (рис. 1).

Так административный надзор осуществляется государственными органами (рис. 2).

Органы надведомственного, внешнего контроля данными компетенциями не обладают.

Соотношение понятий государственного контроля...

В статье рассмотрены вопросы соотношения государственного контроля и надзора на основании нормативного

1) контроль и надзор отождествляются как способы обеспечения законности; 2) надзор рассматривается как разновидность контрольной деятельности

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и...

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» в российской...

Нечеткое определение задач и функций органов контроля и надзора, недостаточная

свободы; статья 7.2 контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных

органам власти [7, с. 38], где акцент был смещен именно на надзор, высказывались, точки зрения о.

С. 39. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов об общественных...

Место, роль и особенности правового положения органов...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения этих

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов власти

Отличие контроля от надзора обычно сводится к трем основным положениям.

Напротив, прокурорский надзор не ограничен какими-либо предметными рамками.

Похожие статьи

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

...РФ, контрольно-надзорные органы, прокурорский надзор, законность, Конституция РФ.

При этом органы прокуратуры не относятся к системе органов законодательной власти.

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения.

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти...

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль»...

Ключевые слова: понятие, соотношение, государственный орган, государственный

– в зависимости от субъекта, на которого распространяется контроль или надзор. Деятельность контролирующих органов направлена на организационно-подчиненных.

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация...

Актуальные проблемы государственного контроля (надзора)...

Правовой статус прокуратуры как органа контрольно-надзорной власти определен в ст. 129.

Это выражается в обязанности органов государственного контроля (надзора) ежегодно.

Счетная палата РФ [1], контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных.

«Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской.

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Органы «надзорной власти» в своей деятельности осуществляют вверенный им надзор от

В этом и заключается опосредованность надзора, отличающая его от контроля [3].

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган прокуратуры, орган...

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов.

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Обозначая прокурорский надзор как вид государственного контроля, автор хочет сказать, что все признаки, свойственные контролю

Никакие иные органы и лица не вправе осуществлять прокурорский надзор.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов.

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения.

Прокуратура РФ в системе контрольно-надзорных органов

По мнению В.Ю. Шобухина, прокуратура РФ – это многофункциональный орган, что обусловлено направленностью ее деятельности на обеспечение единого законодательного и единообразного правоприменительного пространства на всей территории страны4.

Административный надзор и административный контроль...

Административный надзор как способ обеспечения законности и правопорядка представляет собой

В соответствии с которой административный надзор подразделяется на [3, c. 73] (рис. 1).

Так административный надзор осуществляется государственными органами (рис. 2).

Органы надведомственного, внешнего контроля данными компетенциями не обладают.

Соотношение понятий государственного контроля...

В статье рассмотрены вопросы соотношения государственного контроля и надзора на основании нормативного

1) контроль и надзор отождествляются как способы обеспечения законности; 2) надзор рассматривается как разновидность контрольной деятельности

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и...

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» в российской...

Нечеткое определение задач и функций органов контроля и надзора, недостаточная

свободы; статья 7.2 контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных

органам власти [7, с. 38], где акцент был смещен именно на надзор, высказывались, точки зрения о.

С. 39. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов об общественных...

Место, роль и особенности правового положения органов...

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения этих

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов власти

Отличие контроля от надзора обычно сводится к трем основным положениям.

Напротив, прокурорский надзор не ограничен какими-либо предметными рамками.

Задать вопрос