Официальный сайт государственного органа как главный инструмент получения информации: исследование пользовательского интерфейса официального сайта Минцифры РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 23.04.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Большакова, Ю. Г. Официальный сайт государственного органа как главный инструмент получения информации: исследование пользовательского интерфейса официального сайта Минцифры РФ / Ю. Г. Большакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101862/ (дата обращения: 18.04.2024).



«Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных, систем телевизионного вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях, печати, издательской и полиграфической деятельности, выработке государственной политики по стимулированию спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию гражданского назначения и программное обеспечение, а также государственной политики в сфере развития и поддержки российской электронной продукции и программного обеспечения». [1]

Из определения мы можем сделать вывод, что Минцифры осуществляет в том числе и деятельность в IT-сфере, ведет разработку проектов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Можно сказать, что данное Министерство выполняет роль регулятора информационного пространства России. Выступая в качестве локомотива внедрения новых технологий, сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций должен обладать высоким качеством и задавать планку для сайтов других государственных организаций.

Дизайн официального ресурса министерства

Дизайн сайта, как основной страницы, так и вкладок главного меню выдержан в строгих цветах: синий, белый, серый, черный. Цвет фона — белый, внизу сайта информация расположена на сером фоне для большего контраста. Дизайн сайта выполнен в стиле минимализма, используемые в оформлении шрифты — Helvetica Neue, Helvetica, Arial — шрифты без засечек. Шрифты без засечек, как правило, имеют меньшую вариацию ширины штриха, чем шрифты с засечками. Они часто используются для передачи простоты и современности или минимализма. Это в точности отражает миссию Министерства цифрового развития, призванного быть локомотивом отечественной отрасли информационных технологий. Также разработчики сайта дают пользователям возможность менять стандартные настройки оформления — изменить цвет фона с белого на черный или голубой, изменить размер шрифта или кернинга.

Также в дизайн сайта очень четко интегрированы символы Российской Федерации — Герб и флаг. Как мы писали выше, Герб является активной кнопкой, позволяя пользователю вернуться на главную страницу или обновить сайт. Флаг же мы видим на сайте только один раз как элемент оформления названия Министерства: узкий трехцветный столбик.

Логотип или эмблему Минцифры пользователь не видит ни на главной странице, ни в одной из вкладок, кроме раздела «Пресс-служба», в котором логотип предлагается скачать для дальнейшего использования.

Иллюстрации как существенный элемент дизайна сайта на официальном ресурсе Министерства представлены широко: здесь присутствуют как фотографии, так и отрисованные картинки, выдержанные в единой стилистике с порталом Госуслуг. Фотографии сотрудников министерства в рабочей обстановке, используемые в качестве элементов дизайна, делают сайт более прозрачным и доступным для рядового пользователя. Фотографии руководства выполняют ту же функцию.

Форма обратной связи, связанная с жалобой на работу ЕПГУ расположена в верхней части сайта и сразу обращает на себя внимание посетителя.

Ниже располагается информационный блок. На данный момент он состоит из двух рекламных баннеров. В первом сообщается о возможности получить цифровую профессию со скидкой от Госуслуг, а во втором — о возможности для разработчиков увеличить продажи. Безусловно, это очень информативные и полезные для заходящих на сайт баннеры: именно они должны сообщать потенциальным клиентам главную информацию, которая периодически обновляется.

Однако блоки для меня, как для среднестатистического пользователя, меняются слишком быстро. Именно это и цепляет внимание посетителя и побуждает его внимательно прочитать информацию: либо дождаться следующего блока 4 секунды, либо вернуть предыдущий блок самостоятельно.

Если условно экран разделить на три части, то в верхней части будет располагаться хедер и форма для жалоб, во второй трети — рекламный блок и название министерства, нижняя треть включает в себя последующую информацию. Именно на рекламные блоки падает взгляд посетителя в первую очередь. И если разделить целевую аудиторию сайта на категории, то в первую войдут пользователи, зашедшие на сайт с целью жалобы на работу ЕПГУ, во вторую — представители ИТ-отрасли, являющиеся клиентами Минцифры, а в третью — люди, интересующиеся работой министерства. Именно на первые две категории ЦА и рассчитаны основные информационные блоки.

Оценка пользовательского опыта:

Первым, на что обращает внимание пользователь, является Header, верхняя плашка или шапка сайта. На официальном портале Минцифры Header оформлен в синих цветах, что является одним из основных цветов, ассоциирующихся с государственной службой в России. Первым разделом в шапке сайта указан содержащий герб раздел «О министерстве». Этот пункт достаточно полно отражает деятельность организации: вкладка содержит информацию об общей информации, структуре министерства, а также об открытых вакансиях и антикоррупционной деятельности государственного учреждения. Мы можем отметить удобство этого элемента сайта Минцифры, так как пользователь, обратив внимание на данную информацию, сразу понимает, что находится на официальном ресурсе Министерства.

Главное меню сайта содержит всего 10 активных элементов: и один из них — Герб Российской Федерации, возвращающий пользователя на главную страницу сайта. Также ряд активных вкладок или Tabов расположен в углу справа — это иконка Eng, позволяющая пользователю ознакомиться с англоязычной версией сайта, иконка, позволяющая пользователю изменить шрифт, кернинг и цвет на сайте, а также tab поиска, позволяющий осуществлять поиск по сайту в любых вкладках и категориях.

Помимо того, что вкладка «О министерстве» дает возможность пользователю сразу понять, на каком ресурсе он находится, она также приводит его на страницу, содержащую информацию о целях деятельности государственного органа, исторической справки и документах, регламентирующих деятельность министерства.

То есть пользователь, зашедший на ресурс, сможет быстро найти нужную информацию и, зная полномочия министерства и документы, на которые можно ссылаться, сможет написать обращение в органы государственной власти или составить свое мнение об устройстве министерства.

Также в этой вкладке в разделе «Структура», мы можем ознакомиться с информацией о министре и его заместителях, департаментах и их главах, а также изучить их биографическую справку и события, в которых они участвовали.

Это подчеркивает открытость и прозрачность министерства, на сайте полно отражена информация о руководстве, их полномочиях, ведущих проектах и т. д. Пользователю также доступны контактные данные руководителей структур министерства, а также данные о приеме граждан. Также в этом разделе отображены подведомственные министерству органы и организации, что также упрощает гражданам подготовку к написанию обращения в органы государственной власти.

В подразделе «Госслужба» мы можем ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок поступления и требования к кандидатам, однако конкурсные списки и открытые вакансии представлены на сайте только за 2019 год, а значит пользователь, заходящий на ресурс с целью ознакомления с вакантными должностями, не может получить полный спектр информации о доступности государственной службы в министерстве. Пользователь замечает, что контакты Отдела государственной службы и кадров и его рабочий график отражены достаточно полно: есть контактный номер и ответственное лицо; а также время работы и выходных дней, но без учета обеденных перерывов. Адрес в разделе указан, но нет подробностей о том, как найти Министерство в большом правительственном квартале в Москва-сити.

В разделе «Противодействие коррупции» размещены нормативно-правовые акты, методические материалы, формы и бланки, справки и погодичные сведения о доходе госслужащих, доклады, отчеты о заседаниях антикоррупционной комиссии и т. д. Все данные расположены четко, указан формат документов и есть возможность загрузить их на личный компьютер. Также через сайт Минцифры можно сообщить о фактах коррупции, для чего на сайте представлен широкий инструментарий: Форма электронного обращения, отсылающая пользователя в новое окно, содержащее все правила подачи обращения; Предложение отправить почтовое, электронное или факсовое сообщение, либо доставить лично по указанным контактам, ссылка на которые есть на сайте. Форма записи на личный прием. Контакты ответственных за противодействие коррупции.

Стоит отметить, что справа на странице имеется меню раздела, чтобы пользователь мог быстро найти интересующую его информацию, а не листать страницу сайта до самого конца.

Минцифры участвует в проекте «Открытое министерство», соответственно на официальном сайте государственного органа пользователь может ознакомиться с такими разделами, как: «События», «Официальная позиция», «Мониторинг СМИ», «Медиа». Первые три подраздела одинаковые по оформлению, содержат ссылки с информацией и дату, к которой относится мероприятие или событие. Отметим, что в разделе пользователь может осуществить поиск по ключевым словам, датам или виду материалов, что облегчает нахождение информации и сокращает время пребывания пользователя на сайте.

Подраздел «Медиа» и Раздел «Деятельность» имеют интуитивно понятную и простую конструкцию: в указанной теме находятся гиперссылки на страницы, содержащие информацию об источнике.

В разделе «Документы» содержатся ссылки на нормативные акты Министерства. При нажатии на ссылку открывается страница, на которой прямо на сайте мы можем видеть содержание документа, что безусловно удобно, так как не приходится скачивать документ и открывать его в стороннем приложении. Также документом можно поделиться в одной из социальных сетей или скачать его на свое устройство.

Раздел «Контакты» содержит подробную информацию о Министерстве: телефоны и адреса, подробное расположение и карту, время работы, подробное описание департаментов, а также ссылки на социальные сети Минцифры. Открытость Министерства подчеркивает и подраздел «Пресс-служба», где указаны контакты, по которым журналисты могут связаться с представителями Минцифры, а также логотип для скачивания и дальнейшего использования, например, в студенческих презентациях или в статьях в СМИ.

Инструменты обратной связи на сайте

Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций очень контактен: форм для обратной связи несколько, каждая выполняет свои функции.

Перечислим все инструменты обратной связи, представленные на сайте:

  1. Форма для жалобы на работу портала Госуслуг. Форму можно заполнить прямо на сайте в отдельном окне.
  2. Отправить обращение граждан напрямую в Минцифры через форму на сайте, заполняется напрямую во вкладке.
  3. Создать в отдельном окне электронное сообщение о факте коррупции.
  4. Официальный запрос на электронную почту Министерства: гиперссылка предлагает пользователю перейти в свой электронный почтовый ящик и написать письмо или задать интересующие вопросы. [2]

Следующими инструментами обратной связи мы можем считать ссылку на социальные сети Минцифры, а также адреса электронной почты Министерства и его сотрудников.

Интересным и неожиданным для государственного сайта является форма сообщения об ошибках на сайте, расположенная в правом верхнем углу основной страницы. В информационном блоке этой формы указано, что принимаются обращения исключительно по работе сайта, для прочих запросов необходимо использовать другие инструменты, описанные выше.

Рекомендации и заключение

В заключение исследования можно сделать вывод о том, что сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций действительно пример того, как должны быть выстроены официальные ресурсы государственных органов власти России.

Сайт минималистичный и интуитивно понятный: дизайн, в том числе шрифты и иллюстрации выдержаны в деловой стилистике. Ресурс не содержит рекламы, официальная символика РФ грамотно интегрирована в оформление сайта, не режет глаз.

Вкладки главного меню выполняют свои функции, их наполнение отражает суть и позволяет пользователю быстро узнать интересующую его информацию. Разделы ранжируются от более важного к менее важному. Пользователь в любой момент может вернуться на главную страницу.

Официальный ресурс Минцифр высоко контактен: содержит 4 вида форм для обратной связи и другие инструменты для фидбэка. Также разработчики сделали работу пользователя с сайтом удобнее, предоставив доступ к карте сайта. Также пользователь может оформить подписку на ежедневную и моментальную рассылку новостей и документов от Министерства.

Также пользователям предоставлен доступ к реестру наборов открытых данных по программе Открытое министерство, что подчеркивает прозрачность деятельности.

В результате проведенного анализа был сформирован ряд рекомендаций по улучшению пользовательского интерфейса официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций:

  1. Одной из целей пользователя, посещающего официальный сайт министерства, является ознакомление с информацией о вакансиях и возможностях государственной службы. Однако этот раздел на сайте не представлен должным образом. Мы рекомендуем объединить вкладки «Вакансии» и раздел «Госслужба» таким образом, чтобы добавить в него открытые вакансии, размещенные на профильных сайтах по поиску работы;
  2. Несмотря на высокую оценку иллюстрационной составляющей сайта, мы рекомендуем разместить эмблему министерства на главной странице сайта; изменить контрастность tab в виде Герба РФ в главном меню на более высокую, для понимания активности элемента, а также разместить информационные блоки на одном экране или продлить время их пролистывания до 5 секунд.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 (ред. от 09.03.2023) «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77387/48ac2f1fb9f6202134828cf23e77e7efff87269c/ (дата обращения: 09.04.2023)
  2. Министерство цифрового развития [Электронный ресурс]: Официальный сайт. — Режим доступа: https://digital.gov.ru/opendata/ (дата обращения: 01.04.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): сайт, пользователь, обратная связь, раздел, цифровое развитие, государственная служба, информация, министерство, главная страница, главное меню.


Похожие статьи

Развитие технологий и цифровая интеграция сервисов...

История министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В 1884 году после роспуска МПиТ был создан новый орган — Главное управление почт и телеграфов.

Департамент развития облачных сервисов и управления данными — обеспечивает развитие единой

За 2021 год было выявлено 17 тысяч сайтов, а заблокировано было около 4 тысяч.

О некоторых вопросах цифровизации деятельности кадровых...

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» (президиум

Программа 1С, раздел «Зарплата, кадры, управление персоналом».

Электронный вид обратной связи между гражданами и органами власти получил название.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственное управление, государственная служба, цифровая.

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

Ключевые слова: создание сайта, сайт образовательного учреждения, государственная

Сайт— это собственное средство массовой информации. И часто лучшее, чем обычные

В качестве основных на первом этапе разработки сайта предлагались следующие разделы

По названию каждой страницы, пользователь может с легкостью определить, о чём она.

Актуальные проблемы цифровизации государственного...

Молодой учёный. Проекты. Меню. Поиск.

Также, пользователи неоднократно обращали внимание на сбои в работе данного портала и в работе личного

Кириченко, И. А. Цифровая экономика: перспективы развития и возможные риски / И. А. Кириченко, Т. Н. Маршова, И. Н. Мигунов

— местные программы развития цифровых технологий в сфере государственного.

Рекомендации по повышению информационной безопасности как...

Например, в США около 70 % всех атак приходятся именно на государственный сектор.

На реализацию проекта выделено 28 млрд рублей [6]. Министерство цифрового развития

Главное предназначение киберполигона — моделирование развития киберугроз и тестирование безопасности ПО.

В «Цифровом Диктанте 2021» приняли участие почти миллион человек.

Цифровая трансформация государственного управления

Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это совокупность изменений в обществе, которые связаны с внедрением и развитием цифровых технологий.

Эти страны разработали цифровые платформы, которые предоставляют широкий спектр государственных услуг.

Информационные технологии в области государственной службы

Ключевые слова: государственная служба, цифровизация, государственные служащие

техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех

Среди главных направлений доктрины в государственном управлении выделяют

Описана подробно конструкция цифрового правительства США в документе «Цифровое...

Электронное правительство как инструмент модернизации...

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания...

Структура механизмов электронного правительства России

Хартия провозглашала главной целью ликвидацию мирового цифрового неравенства.

РФ по телекоммуникациям был преобразован в Министерство РФ по связи и информатизации.

Таким образом, задачей департамента является реализация государственной политики по внедрению ИКТ

канала коммуникации и канала обратной связи между гражданами и властью.

Значение предоставления государственных услуг на основе...

 В работе исследованы направления развития предоставления государственных услуг на основе

В этой связи проблематика цифровизации государственных и муниципальных услуг

ситуационный центр электронного правительства» [6], состоящем из 4-х разделов

— предоставление доступа пользователям, уполномоченным на различные типы данных...

Похожие статьи

Развитие технологий и цифровая интеграция сервисов...

История министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В 1884 году после роспуска МПиТ был создан новый орган — Главное управление почт и телеграфов.

Департамент развития облачных сервисов и управления данными — обеспечивает развитие единой

За 2021 год было выявлено 17 тысяч сайтов, а заблокировано было около 4 тысяч.

О некоторых вопросах цифровизации деятельности кадровых...

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» (президиум

Программа 1С, раздел «Зарплата, кадры, управление персоналом».

Электронный вид обратной связи между гражданами и органами власти получил название.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственное управление, государственная служба, цифровая.

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

Ключевые слова: создание сайта, сайт образовательного учреждения, государственная

Сайт— это собственное средство массовой информации. И часто лучшее, чем обычные

В качестве основных на первом этапе разработки сайта предлагались следующие разделы

По названию каждой страницы, пользователь может с легкостью определить, о чём она.

Актуальные проблемы цифровизации государственного...

Молодой учёный. Проекты. Меню. Поиск.

Также, пользователи неоднократно обращали внимание на сбои в работе данного портала и в работе личного

Кириченко, И. А. Цифровая экономика: перспективы развития и возможные риски / И. А. Кириченко, Т. Н. Маршова, И. Н. Мигунов

— местные программы развития цифровых технологий в сфере государственного.

Рекомендации по повышению информационной безопасности как...

Например, в США около 70 % всех атак приходятся именно на государственный сектор.

На реализацию проекта выделено 28 млрд рублей [6]. Министерство цифрового развития

Главное предназначение киберполигона — моделирование развития киберугроз и тестирование безопасности ПО.

В «Цифровом Диктанте 2021» приняли участие почти миллион человек.

Цифровая трансформация государственного управления

Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это совокупность изменений в обществе, которые связаны с внедрением и развитием цифровых технологий.

Эти страны разработали цифровые платформы, которые предоставляют широкий спектр государственных услуг.

Информационные технологии в области государственной службы

Ключевые слова: государственная служба, цифровизация, государственные служащие

техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех

Среди главных направлений доктрины в государственном управлении выделяют

Описана подробно конструкция цифрового правительства США в документе «Цифровое...

Электронное правительство как инструмент модернизации...

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания...

Структура механизмов электронного правительства России

Хартия провозглашала главной целью ликвидацию мирового цифрового неравенства.

РФ по телекоммуникациям был преобразован в Министерство РФ по связи и информатизации.

Таким образом, задачей департамента является реализация государственной политики по внедрению ИКТ

канала коммуникации и канала обратной связи между гражданами и властью.

Значение предоставления государственных услуг на основе...

 В работе исследованы направления развития предоставления государственных услуг на основе

В этой связи проблематика цифровизации государственных и муниципальных услуг

ситуационный центр электронного правительства» [6], состоящем из 4-х разделов

— предоставление доступа пользователям, уполномоченным на различные типы данных...

Задать вопрос