Проведение неотложных следственных действий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями на территории исправительного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Неустроев, К. О. Проведение неотложных следственных действий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями на территории исправительного учреждения / К. О. Неустроев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101819/ (дата обращения: 19.04.2024).



Анализируя деятельность пенитенциарных учреждений в сфере расследования преступлений, совершенных на режимной территории, можно указать, что обозначаемая деятельность состоит их двух направлений:

— выявление и пресечение совершения преступлений и правонарушений на территории пенитенциарного учреждения;

— установление и расследование всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также выявление лиц, причастны к совершению общественно опасного деяния.

То есть, деятельность сотрудников пенитенциарной системы состоит из процесса предупреждения еще не совершенных преступлений и расследование уже совершенных общественно опасных деяний. В данном исследовании мы проанализируем вопрос именно проведения расследования совершенных преступлений и вопросов применения неотложных следственных действий на территории исправительного учреждения.

Под расследованием общественно опасных деяний, которые были совершены в исправительном учреждении, следует понимать одну из ключевых задач стадии предварительного расследования. Но, несмотря на то, что данная тема постоянно рассматривается в самых различных научных исследованиях, на сегодняшний день существуют различные правовые коллизии и тактические ошибки сотрудников УИС, которая наиболее сильно воздействуют на уровень раскрываемости пенитенциарный преступности и уровень защищенности самого персонала и спецконтингента, содержащегося в исправительном учреждении.

Таким образом, одной из ключевых функций деятельности сотрудников пенитенциарной системы при реализации предварительного расследования признается своевременное и полное раскрытие и расследование совершенных общественно опасных деяний на территории учреждения. При реализации предварительного расследования и производства неотложных следственных действий на территории учреждений УИС наиболее важным считается учитывание всех особенностей организации производства на режимной территории. Согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ сотрудники УИС наделены правом на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по общественно опасным деяниям, совершенным на режимной территории [1, с.32–35].

Согласно ст. 144 УПК РФ каждый факт совершения преступления на режим на территории должен быть зарегистрирован в Книге о регистрации сообщений о преступлениях, после чего уже могут проходить необходимые проверочные мероприятия в течение трех суток. После реализации вышеуказанных действий собраны материалы проверки должны быть направлены в территориальные органы расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В этом выражается основное правило в деятельности оперативных подразделений исправительного учреждения по принятию разрешению заявления о сообщении о преступлении. Но следует отметить, что в данном случае является исключением из правила то, что специально уполномоченным сотрудником исправительного учреждения дается право на проведение неотложных следственных действий сразу же после получения сообщения о преступлении [3, с. 57].

Неотложные следственные действия — это действия, реализуемые органам дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствие обязательно. Данные действия реализуется в целях обнаружение фиксации следов общественно опасного деяния, а также доказательств, которую требуют незамедлительного закрепления и изъятия, их исследования. Обозначенное определение закреплено в п. 19 ст. 5 УПК РФ. Исходя из содержания данной статьи становится очевидным, что основной целью проведения неотложных следственных действий на режимной территории считается сохранение и фиксация следов преступлений доказательств, а также с задержание самого подозреваемого для раскрытия совершенного преступления.

Особыми чертами производства неотложных следственных действий на территории режимного учреждения являются следующие:

— сотрудники оперативного подразделения исправительного учреждения одними из первых обнаруживают признаки общественно опасного деяния, так как деяния совершаются на территории, где четко регламентирован порядок пребывания и проживания, реализации служебной деятельности, то есть на территории именно режимного объекта.

— труднодоступность и отдаленность территориальных органов пенитенциарной системы;

— общественно опасные деяния совершаются лицами, которые изначально обладают знаниями о ходе проведения предварительного расследования, процессуальными особенностями проведения неотложных следственных действий, и могут принять соответствующие меры для сокрытия совершенного и уничтожению следов совершенного.

Исходя из вышеуказанных особенностей совершения пенитенциарного преступления и реализации производства неотложных следственных действий, становится очевидным, что от качества и скорости предпринятых мер сотрудников оперативного отдела исправительного учреждения, прямо зависит и успех реализуемого расследования данной категории общественно опасных деяний. То есть сотрудники оперативных подразделений исправительного учреждения должны уметь и всегда быть готовыми к безотлагательному проведению неотложных следственных действий. К примеру, для преодоления перечисленных факторов необходимо своевременно проводить неотложные следственные действия с одновременным производством оперативно-розыскных и режимных мероприятий.

Именно по данным причинам при решении вышеобозначенных задач, стоящих перед УИС, у начальника исправительного учреждения как органа дознания, значительно шире круг полномочий в обозначенной сфере, чем органа дознания, что обусловлено тем, что орган дознания — коллективный орган, который вправе сочетать производство неотложных следственных действий с активной оперативно-розыскной работой, и тем, что хотя сотрудники органа дознания и обладают более обширным опытом расследования уголовных дел, но со специфическими чертами совершения пенитенциарных преступлений все-таки не знакомы.

Но в тоже время в практической деятельности возникает проблема, заключающаяся в том, что сотрудники оперативных подразделений исправительных учреждений, несмотря на знание специфики совершения пенитенциарных преступлений, не обладают обширным опытом реализации различных процессуальных действий, порядком их фиксации. ТО есть в данной сфере отсутствует должное правовое и методическое обеспечение сотрудников оперативных подразделений по производству неотложных следственных действий, что в практической деятельности зачастую приводит к негативным последствиям в виде низкой эффективности процессуальных и следственных действий; присутствию значимых недостатков при их организации и производстве; утрате вещественных доказательств, приводящих впоследствии к принятию решения о прекращении уголовного дела.

Также отдельно вынесенным проблемным вопросом при реализации неотложных следственных действий на сегодняшний день признается вопрос наделения сотрудников УИС четко фиксированным уголовно-процессуальным статусом. Для решения данной проблемы следует зафиксировать в нормах УПК РФ уголовно-процессуальный статус сотрудника УИС по примеру с органом дознания, отразив при этом специфику проведения неотложных следственных действий на режимной территории исправительного учреждения.

Реализация отдельно взятых неотложных следственных действий также несут в практической деятельности некоторые спорные вопросы. К примеру, проблемные вопросы существуют в практике присутствия понятых при проведении следственных действий. Проблемный вопрос состоит в том, что сотрудники исправительного учреждения не уделяют должного внимания как подбору понятых, так и неукоснительного соблюдения порядка их деятельности в процессе предварительного расследования. Также особой чертой участия понятых в процессе обусловлено и тем, что осужденные отказываются от участия в виде понятых.

Также хотелось бы затронуть отдельно проблемные вопросы реализации осмотра места происшествия, которые затрагивают применение в ходе проведения данного следственного действия технических средств, применяемых на территории исправительного учреждения согласно ст. 83 УИК РФ, а именно использования их в неполном объеме.

Отдельно взятой ошибкой при реализации такого неотложного следственного действия, как обыск, является нередкость случаев отсутствия при его проведении понятых. Данная ошибка, носящая процессуальный характер, к сожалению, является типичной в ходе проведения обыска как неотложного следственного действия, так как сотрудники исправительных учреждений воспринимают его как уголовно-исполнительное мероприятие, проводимое в рамках ст. 82 УИК РФ. Однако в отличие от уголовно-исполнительного законодательства понятые, согласно УПК РФ, должны наблюдать процесс поиска и обнаружения искомых объектов, а не приглашаться к месту, где уже обнаружены объекты преступной деятельности [2, с. 223–225].

Таким образом, все вышесказанное подтверждает, что от своевременного и эффективного производства неотложных следственных действий по фактам реализуемых в исправительных учреждениях общественно опасных деяний, напрямую зависит как раскрытие вышеобозначенных преступлений и наказания виновных лиц, так и обеспечение безопасности персонала, спецконтингента и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, в целом.

Литература:

  1. Воеводина И. В. Правовые основы производства неотложных следственных действий в исправительных учреждениях при расследовании пенитенциарных преступлений // В сборнике: преступление, наказание, исправление. Сборник тезисов выступлений и докладов участников IV международного пенитенциарного форума: (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): в 10 т.. 2019. С. 32–35.
  2. Фетищева Л. М. Особенности производства неотложных следственных действий с применением норм УПК РФ сотрудниками УИС в учреждениях ФСИН России // В сборнике: Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 223–225.
  3. Шпагина Ю. В. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности органов дознания при производстве неотложных следственных действий // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 3 (49). С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): исправительное учреждение, действие, РФ, орган дознания, предварительное расследование, режимная территория, возбуждение уголовного дела, опасное деяние, пенитенциарная система, практическая деятельность.


Похожие статьи

Соотношение предварительного следствия и дознания

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно

закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела [4, с. 164].

Дознание производится: дознавателями органов внутренних дел РФ; дознавателями

Деятельность органов предварительного следствия как средства в борьбе с преступностью...

Особенности стадии возбуждения уголовного дела при...

5) производство дознания по срокам не может быть превышено 15-ти суток с момента, как возбудили уголовное дело, но срок в случае исключения можно продлить до 20-ти суток, а вот дознание в общем порядке производят в 30 дне в. срок [5].

Предварительное следствие как основная форма...

В данной статье рассмотрено предварительное следствие и показано его ключевое место в

В статье автор обращается к вопросам понятия дознания в уголовном процессе и. В ст.150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из.

Во вторую группу входят субъекты уголовно-процессуальной деятельности, обладающие...

Понятие дознания в уголовном процессе | Статья в журнале...

...дознания в уголовном процессе и определения круга полномочий органов дознания.

В ст.150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из двух

В ст. 226 УПК РФ установлены действия прокурора по уголовному делу, которое

Данный срок дознания можно продлить на срок, который не должен превышать 10 дней.

РФ, орган дознания, предварительное следствие...

Нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)

уголовно — процессуальным законом деятельность дознавателя, органа дознания

1. Прием сообщения о преступлении — получение дознавателем, органом дознания

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, преступление, орган дознания, следственный...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела... Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

Деятельность органов предварительного следствия и дознания имеет к этому прямое

— надзор, который направлен на анализ законности процессуальных действий и решений

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше.

Производство процессуальных действий на стадии возбуждения...

2. Дублирование проверочных мероприятий до возбуждения уголовного дела и в

Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности

Соответственно, данную информацию следователь, дознаватель, орган дознания может

Согласно УПК РФ предварительное следствие проводится по всем уголовным делам, исключая лишь те, по...

Проблемы и перспективы функционирования органов дознания...

За этом следует, что деятельность, которая будет осуществляться с нарушением

орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

 Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела.

Однако и следователь, в свою очередь, не должен поручать органу дознания важнейшие.

Уголовное преследование как самостоятельный этап уголовного...

И эти действия не направлены на разоблачение лица, совершившего преступление.

Таким образом, уголовное преследование представляет собой, во-первых, деятельность

Таким образом, уголовное преследование и уголовное дело считаются разными понятиями.

2. Татоян А. А. Расследование дела в системе уголовно-процессуальных функций.

Похожие статьи

Соотношение предварительного следствия и дознания

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно

закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела [4, с. 164].

Дознание производится: дознавателями органов внутренних дел РФ; дознавателями

Деятельность органов предварительного следствия как средства в борьбе с преступностью...

Особенности стадии возбуждения уголовного дела при...

5) производство дознания по срокам не может быть превышено 15-ти суток с момента, как возбудили уголовное дело, но срок в случае исключения можно продлить до 20-ти суток, а вот дознание в общем порядке производят в 30 дне в. срок [5].

Предварительное следствие как основная форма...

В данной статье рассмотрено предварительное следствие и показано его ключевое место в

В статье автор обращается к вопросам понятия дознания в уголовном процессе и. В ст.150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из.

Во вторую группу входят субъекты уголовно-процессуальной деятельности, обладающие...

Понятие дознания в уголовном процессе | Статья в журнале...

...дознания в уголовном процессе и определения круга полномочий органов дознания.

В ст.150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из двух

В ст. 226 УПК РФ установлены действия прокурора по уголовному делу, которое

Данный срок дознания можно продлить на срок, который не должен превышать 10 дней.

РФ, орган дознания, предварительное следствие...

Нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)

уголовно — процессуальным законом деятельность дознавателя, органа дознания

1. Прием сообщения о преступлении — получение дознавателем, органом дознания

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, преступление, орган дознания, следственный...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела... Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного...

Деятельность органов предварительного следствия и дознания имеет к этому прямое

— надзор, который направлен на анализ законности процессуальных действий и решений

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше.

Производство процессуальных действий на стадии возбуждения...

2. Дублирование проверочных мероприятий до возбуждения уголовного дела и в

Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности

Соответственно, данную информацию следователь, дознаватель, орган дознания может

Согласно УПК РФ предварительное следствие проводится по всем уголовным делам, исключая лишь те, по...

Проблемы и перспективы функционирования органов дознания...

За этом следует, что деятельность, которая будет осуществляться с нарушением

орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела...

 Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела.

Однако и следователь, в свою очередь, не должен поручать органу дознания важнейшие.

Уголовное преследование как самостоятельный этап уголовного...

И эти действия не направлены на разоблачение лица, совершившего преступление.

Таким образом, уголовное преследование представляет собой, во-первых, деятельность

Таким образом, уголовное преследование и уголовное дело считаются разными понятиями.

2. Татоян А. А. Расследование дела в системе уголовно-процессуальных функций.

Задать вопрос