Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности путём использования стихов собственного сочинения как основа нравственного здоровья учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 22.04.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Белкина, Н. В. Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности путём использования стихов собственного сочинения как основа нравственного здоровья учащихся / Н. В. Белкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101818/ (дата обращения: 25.04.2024).



Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — все это создает благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения, определяет позитивное воздействие на здоровье.

Именно поэтому свои уроки я нередко сопровождаю стихами собственного сочинения, чтобы личным примером побудить своих учеников к творческому содружеству, активизировать их мыслительную деятельность.

Например, урок литературы в 11 классе «Заседание «Цеха поэтов» начинается определенной провокацией — вызовом со стороны учителя, который выступает в роли руководителя этого цеха.

Я — Надежда, и имя это

Полыхает во мне, как зарево.

Не Ахматова я, конечно,

И тем более не Цветаева…

И напрасно кто-то пытается

Приписать мне поэта звание:

Не того я полёта и роста,

Чтобы это пройти испытание.

Не дано мне от жизни многое.

Что успела схватить — схватила.

И иду я своей дорогою,

Не сказала бы, что вполсилы.

Каждый день проживаю, будто

Он последний в моём расписании,

И доказываю кому-то

Теорему о вечном познании.

Теорему, хоть я и лирик,

И другим обладаю сознанием.

Пусть исчезнет во мне сатирик,

Не достойный хвалы и внимания!

И опять я в своей стихии,

Где читала впервые Ахматову,

Где когда-то меня пленили

Золотые огни Саратова.

Где шептали Цветаевой строки,

Что «душа родилась крылатой»,

Ну а я подхватила вовремя

Изумрудных стихов раскаты.

Я — Надежда, а значит, Вера

И Любовь поселились рядом,

Создавая вокруг атмосферу,

Что любые разрушит преграды.

И я верю, что имени сила

В пропасть мне не даст провалиться.

Сотворять я не буду кумира,

Чтоб потом на него не злиться.

Так сильней разгорайся, зарево,

Чтоб дорогу осилил идущий!

И появятся строки заново,

Воспевая восход грядущий…

Далее спрашиваю, какие литературные ассоциации оно вызывает у каждой группы, на которые предварительно разделён класс, прошу найти черты каждого литературного направления (обычно такие моменты очень нравятся ребятам), и далее урок, как правило, очень эмоционален и продуктивен, а стихи, которые ученики сочиняют далее, очень интересны.

Подобную практику я начала использовать в своей работе очень давно, когда моя педагогическая деятельность только начиналась. Об этом впервые попросили меня ученики гуманитарного класса, когда мы готовились с ними к уроку «Слово о полку Игореве в русской культуре и искусстве». В ходе подготовки организовались три группы — художники, музыканты и литературоведы — и ребята хотели, чтобы выступление каждой группы предварялось своеобразным вступлением — чтением стихов. Мне эта идея показалась очень интересной, и вот что получилось в итоге.

В самом начале урока прозвучали стихи:

Как горько, что на нашем на веку

Мы забываем «Слово о полку…»

За повседневной суматохой бед

Мы потеряли нравственности след.

А если оглянуться нам назад,

Туда, где стрелы Игоря свистят,

Где хан Кончак тревожит наш народ,

Где Ярославна плачет и поёт?

Ты всё видала, русская земля,

Впитала раны ты в себя не зря,

Немой свидетель и немой судья

Того, как жили русские князья.

И мы сегодня только из картин,

Из глубины белеющих седин,

Из летописи памятных времён

Истрию России узнаём.

А над всем этим, нас храня от бед,

Великий Автор «Слова…» ставит след.

«Не лепо ли ны бяшет…», как в поэме?

И нам пора за всё держать ответ.

Далее после небольшого вступления звучат стихи, предваряющие выступление группы художников:

Гравюр Фаворского немеркнущие лики

Напоминают о годах былых,

На поле брани воинов великих

Предсмертный стон как будто не утих.

А из-под кисти гения Перова

Выходит Ярославна на Дунай,

Княгиня эта мужа ждёт живого,

Ты ей, природа, в этом помогай!

А Вы сказать нам, Васнецов, смогли бы,

Чем привлекают Вас богатыри?

И как добиться удалось такого,

Чтоб, даже мёртвые, ожить они смогли?

Кровь не видна на Игоревом войске,

Достойный обрело оно покой.

А среди нас найдётся ли художник,

Чтоб сохранить историю такой?

Перед выступлением группы музыкантов звуча следующие строки:

Вот гаснет свет, и голоса смолкают,

И рушится былых времён стена,

И звуки ввысь стремительно взлетают

С великим именем Бородина.

И хочется мгновенно очутиться

Во Игоревом доблестном полку,

С разгулом Галицкого не смириться,

И с русской женщиной испить тоску.

И дать свободу, о которой просит

Пленённый Кончаком коварным князь,

И закружиться в пёстром хороводе

Из половецких плясок, не таясь.

И высмеять и Ск У лу, и Ерошку,

Овлуру за содействие воздать,

И русский дух вдохнуть,

И очутиться в двадцатом веке, помня благодать.

И упиваться музыкою долго,

И не забыть Баяновых седин.

И всё это — в одном — едином звуке,

В величественном слове — Бородин.

В целях экономии времени пропустим стихотворение, которое звучало перед выступлением группы литературоведов, скажу лишь только, что эти стихи настраивали учеников конкретной группы на выступление, а остальных — на восприятие материала, таким образом, наше совместное творчество удалось, и этот урок ребята при встрече вспоминают до сих пор, хотя прошло уже немало лет.

Несомненно, для создания стихов требуется определённая атмосфера, иногда к этому побуждает какое-то событие, например, совместные поездки с ребятами по литературным местам. Стихи, написанные во время таких поездок, не только усиливают впечатления ребят, порою они побуждают и учеников к написанию собственных стихов, что всегда я особенно ценю. Вот такие стихи я прочитала ребятам во время поездки в Михайловское.

По тропинке, что бежит уверенно

Вдоль простого русского села,

Я, походку окрылив намеренно,

Снова в гости к Пушкину пришла.

Вновь меня встречает он с улыбкою,

И земной поклон мне ветер шлёт,

Словно поэтической ошибкою

Хочет он увлечь меня в полёт.

Ну а я, забыв про все волнения,

Чувствую, что мне неведом страх.

Пушкинское лёгкое дыхание

Ощущаю на своих плечах.

Родина, Россия, слово Пушкина –

Вот что вдохновение даёт,

Для поэта память и признание –

Как для птицы чистый небосвод.

И раскинув крылья, словно летопись,

Что в страницы книги вплетена,

Я на равных пообщалась с Пушкиным,

Творчества и музыки полна.

А когда я по тропинке солнечной

Уходила, в осень влюблена,

Он в ответ мне подмигнул украдкою,

Прошептав: «Ты снова не одна…»

Конечно, это не могло не побудить ребят к ответному слову, и многие тоже с удовольствием попробовали свои силы, получилось очень интересно.

А эти стихи были написаны после поездки в Тарханы и прочитаны в начале урока литературы в 7-м классе, когда мы начали изучать творчество М. Ю. Лермонтова.

Я томик Пушкина закрыла.

Но сколько б ни промчалось лет,

Как только это имя слышу,

Встает строка: “Погиб поэт…”

Погиб. Но слово не исчезло,

Его успел он подхватить,

Тот, кто России не позволил

Про гений Пушкина забыть.

Их имена сегодня рядом,

У каждого читатель свой.

Я томик Пушкина закрыла,

Чтоб вслед за ним открыть другой…

Далее задаю ребятам вопрос: «Так чей же томик стихов мы откроем с вами сегодня?», после чего начинается разговор о Лермонтове.

Может возникнуть вопрос: только ли на уроках литературы я использую подобный приём? Отвечу, что на уроках русского языка этот приём тоже работает. Приведу лишь один пример.

В конце урока русского языка в 9 классе «Придаточные обстоятельственные уступки» (сразу поясню, что текстовый материал к уроку был подобран о блокаде Ленинграда), читаю стихотворение:

Пусть промчатся годы чередой,

В памяти народной не исчезнут

900 ночей и страшных дней,

Голос совести над чёрной бездной.

Несмотря на то что окружён

Этот город был кольцом блокады,

Он не сдался и не отступил

Ни на шаг, врагу не дав пощады.

Мы всё это подвигом зовём,

Но никто не требовал награды,

Ведь в груди у каждого из них

Билось сердце, сердце Ленинграда.

И в качестве одного из вариантов домашнего задания я предлагаю ребятам сочинить своё стихотворение по данной тематике, где они должны постараться употребить сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, в том числе и с придаточными уступки.

Конечно, можно привести ещё много примеров из практики, но, думаю, всем становится понятно, что использование стихов собственного сочинения на уроках и во внеурочной деятельности создаёт благоприятный психологический климат. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребята, Россия, стих, урок, благоприятный психологический климат, Лермонтов, русский язык, собственное сочинение, томик Пушкина, урок литературы, ученик.


Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

9. Благоприятный психологический климат на уроке (заряд положительных эмоций

10. Эмоциональные разрядки на уроке (уместные остроумные шутки, использование поговорок, стихов, загадок, улыбок).

13. Состояние и вид учеников, выходящих с уроков. Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка...

Так каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок русского языка?

— создание благоприятного психологического климата на уроке

На уроках литературы в старших класса учащиеся пишут сочинения на темы: «Модно ли быть здоровым

Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках русского языка и литературы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок?

Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я».

Далее: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию?

русская литература, ученик, Россия, урок литературы, розовая грива, литература, конец урока, ребята, урок...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского...

«Ученик должен учиться с весельем и отвагой, — пишет В. Ф. Шаталов.

Главное же — игра приобщает ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, и ведет к

На фоне музыки при свечах звучат стихи, разыгрываются сценки из произведений.

русский язык, слово, художественное произведение, ученик, учащийся, урок литературы, урок, традиционная...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем

Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках...

Инновационные подходы к современному уроку русского языка...

В данной статье мы попытались рассмотреть структуру урока по русскому языку по теме «Язык и

Принцип психологической комфортности становится ведущим принципом данного этапа.

На данном этапе принцип деятельности- один из важнейших аспектов проведения урока.

Ребята, перед вами два высказывания: 1. Язык есть вековой труд целого поколения.

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии...»

КОНСПЕКТ УРОКА. Учитель 1: (Слайд № 1). Дорогие ребята, уважаемые гости!

Ученики (предполагаемые ответы детей): О Пушкине, о поэзии Пушкина...

Учитель 1: Поэт дополнил эту галерею портретов собственными рисунками.

Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений.

Белкина Надежда Владимировна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Белкина, Н. В. Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности путём использования стихов собственного сочинения как основа нравственного здоровья учащихся / Н. В. Белкина.

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

...и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся

А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий...

Психолого-педагогические возможности формирования...

- психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их

Абсолютная тишина на уроке — далеко не идеальное условие обучения.

Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое.

Сознание благоприятного психологического климата должно утвердиться во всех образовательных процессах.

Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

9. Благоприятный психологический климат на уроке (заряд положительных эмоций

10. Эмоциональные разрядки на уроке (уместные остроумные шутки, использование поговорок, стихов, загадок, улыбок).

13. Состояние и вид учеников, выходящих с уроков. Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка...

Так каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок русского языка?

— создание благоприятного психологического климата на уроке

На уроках литературы в старших класса учащиеся пишут сочинения на темы: «Модно ли быть здоровым

Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках русского языка и литературы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок?

Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я».

Далее: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию?

русская литература, ученик, Россия, урок литературы, розовая грива, литература, конец урока, ребята, урок...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского...

«Ученик должен учиться с весельем и отвагой, — пишет В. Ф. Шаталов.

Главное же — игра приобщает ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, и ведет к

На фоне музыки при свечах звучат стихи, разыгрываются сценки из произведений.

русский язык, слово, художественное произведение, ученик, учащийся, урок литературы, урок, традиционная...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем

Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках...

Инновационные подходы к современному уроку русского языка...

В данной статье мы попытались рассмотреть структуру урока по русскому языку по теме «Язык и

Принцип психологической комфортности становится ведущим принципом данного этапа.

На данном этапе принцип деятельности- один из важнейших аспектов проведения урока.

Ребята, перед вами два высказывания: 1. Язык есть вековой труд целого поколения.

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии...»

КОНСПЕКТ УРОКА. Учитель 1: (Слайд № 1). Дорогие ребята, уважаемые гости!

Ученики (предполагаемые ответы детей): О Пушкине, о поэзии Пушкина...

Учитель 1: Поэт дополнил эту галерею портретов собственными рисунками.

Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений.

Белкина Надежда Владимировна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Белкина, Н. В. Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности путём использования стихов собственного сочинения как основа нравственного здоровья учащихся / Н. В. Белкина.

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

...и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся

А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий...

Психолого-педагогические возможности формирования...

- психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их

Абсолютная тишина на уроке — далеко не идеальное условие обучения.

Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое.

Сознание благоприятного психологического климата должно утвердиться во всех образовательных процессах.

Задать вопрос