Современные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 20.04.2023

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Королёв, А. Е. Современные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете / А. Е. Королёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101807/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматриваются основные возможные подходы к преподавательской деятельности в медицинском университете в условиях прогрессивно меняющегося общества и изменения социального портрета современного студента, который очень изменился, и если посмотреть назад в прошлое, эти изменения станут очевидными.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, преподаватель будущего, преподаватель, практическая деятельность, проектное мышление.

Начать свою статью мне хотелось бы с мыслей выдающегося филолога XX века Д. С. Лихачёва, которые он высказывал в одной из глав своего произведения «Письма о добром и прекрасном»: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить». Именно в этих словах заложен, на мой взгляд, фундамент того, что настоящий прогрессивный преподаватель не должен стоять на месте, а должен двигаться только вперед, используя в обучающем процессе все современные методы, технологии и способы преподавания, включая активно развивающиеся IT-технологии.

В наше время всё чаще можно услышать вопрос: «Что же из себя представляет прогрессивный и современный преподаватель?». Над этим вопросом размышляют и различные профессиональные сообщества, и простые обыватели. В целом, высказывания о данной проблеме в последнее время можно услышать на законодательных собраниях, национальных совещаниях, а также на научных конференциях и форумах, на общественных мероприятиях и в различных образовательных сообществах. На мой взгляд, данный вопрос имеет разные плоскости своего рассмотрения:

Во-первых, это необходимость в обсуждении, переработке и закреплении в какой-то мере уже устаревших на данный момент обязательных требований к профессии преподавателя, которые включали бы в себя, с одной стороны классические критерии к профессиональной деятельности педагога, а с другой, принимали бы во внимание все особенности образовательного процесса и учащихся, живущих и развивающихся в условиях цифрового общества [1].

Во-вторых, это попытка определить необходимый минимум тех трудовых функций, который будет распределяться между разными педагогическими работниками, как по широте их реализации, так и по уровням квалификации педагогов;

В-третьих, это прогнозирование возникновения и закрепления, как новых трудовых функций, так и соответствующих должностей, а также иных видов деятельности, задающий перспективный план развития сферы образования в условиях прогрессивного развития нашей страны

Что же из себя представляет преподаватель будущего? На мой взгляд, это люди, владеющие определенными компетенциями, к которым относятся:

Цифровая грамотность. Внастоящее время с большой скоростью увеличивается спрос на тех преподавателей, которые хорошо знают и представляют такой образовательный компонент, как онлайн-обучение, а также хорошо разбираются в информационных технологиях.

Аналитические навыки. Гибкое и смешанное обучение, направленное на практическую деятельность, нуждается в постоянном обновлении контента, а также в постоянной актуализации применяемых методов и используемых технологий.

Преподаватели должны владеть различными навыками анализа информации и уметь выбирать наиболее точные, современные данные, и в меньшей степени ориентироваться на стандартные руководства и учебные пособия, как это было раньше.

На мой взгляд — это очень важно для преподавателя медицинского вуза, так как наука не стоит на месте и педагогу нужно грамотно распоряжаться той информацией, которая имеется в открытом доступе, формировать подход к подготовке своих занятий с опорой на доказательную медицину.

Умение учиться. Всовременном цифровом мире должно уделяться особое внимание эффективному обучению на протяжении всей жизни человека. Многие навыки в современном мире достаточно быстро утрачивают актуальность, что зачастую относится и к преподавателям. В связи с этим способность к непрерывному обучению будет одним из главных требованием, предъявляемым современному, не стоящему на месте педагогу [2].

Эмоциональный интеллект. Данный термин касается эмпатии, мотивации и социальных навыков. Эмоциональный интеллект позволяет общаться с людьми независимо от того, в какой сфере это общение происходит.

Данный вид интеллекта является наиболее существенным для преподавателей будущего, так как роль наставника подразумевает гибкое общение с обучающимися, а также профессиональную организацию эффективной групповой работы и индивидуальный подход к каждому студенту. Только обладая такими навыками, возможно построить продуктивную работу в студенческой группе. Данные навыки, при желании, может развить в себе любой человек вне зависимости от того, к какой профессиональной группе он относится [3].

Проектное мышление. Проектное мышление будет очень важным, так как все больше внимания будет уделяться междисциплинарным знаниям и подходу, который будет основан на проводимых исследованиях. Непосредственно само обучение будет проектным, ориентированно на фактические результаты в виде овладения теми знаниями, которые студенты смогут применять в своей практической деятельности.

Много дискуссий, в разные времена, было по поводу того, возможно ли заменить живого человека, преподавателя, искусственным интеллектом. На мой взгляд, педагоги будут нужны во все времена, и это нужно понимать молодым людям при выборе своей будущей профессии.

Обязанность педагога — вырастить уверенного в себе и психологически здорового взрослого человека, а для того, чтобы успешно выполнить данную задачу, преподаватель должен уважать своих учеников и обладать высокими моральными качествами.

Главной задачей в школах, в том числе и высшей, должно быть обучение тому, как эффективно работать с информацией разного характера. Таким образом, необходимо учить молодых людей отличать достоверную информацию от ложной, а также учить выбирать необходимую информацию и правильно структурировать ее. Вместе с тем преподаватели должны активно помогать учащимся в их личностном развитии. В частности, обучающимся при помощи своего наставника нужно будет более активно развивать навыки работы в команде, эмоциональный интеллект, проектное и критическое мышление [4].

Преподаватель будущего должен быть профессионалом и энтузиастом в своем деле, умеющим передавать свои знания учащимся, причем он должен не только уметь рассказывать необходимый учебный материал, но и активно привлекать учащихся к самостоятельному ведению исследовательской деятельности, а также учить их добывать знания самостоятельно и использовать ранее полученные знания на практике. Вместе с тем педагог будущего должен эффективно организовывать учебный процесс.

Также следует всегда помнить о воспитательной миссии преподавателя, так как она была основной во все времена. Прогрессивный педагог должен быть примером для своих учеников как в нравственных отношениях, так и в духовном развитии. Он должен быть неравнодушным и чутким, внимательным и понимающим, должен уметь проявлять сдержанность и тактичность к собственным ученикам, а также стремиться помочь им в разных сложных и нетипичных ситуациях.

Пандемия коронавирусной инфекции заставила многих задуматься о том, что классическая модель образования в настоящее время требует модернизации, включения в образовательный процесс большего количества интерактивных, дистанционных и других методов контактной работы со студентами. Данный переход возможен в полной мере не сразу, так как не все педагоги в должной мере владеют даже базовыми знаниями по работе в различных информационных ресурсах, программах, средах [5]. В том числе и поэтому многие задаются вопросом: «Что же из себя представляет преподаватель, который не стоит на месте, тот педагог, которого по праву можно назвать современным и прогрессивным?». На мой взгляд, этот вопрос остается открытым. То, какими будут видеть нас наши студенты, зависит только от нас — молодых преподавателей.

Подводя итоги, закончить повествование мне хочется фразой А. П. Чехова о том, что «учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в своё дело». Только такой преподаватель сможет двигаться в ногу со временем и никогда не останавливаться на достигнутом.

Литература:

  1. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия «Актуальные вопросы развития образования») — М.: Алекс, 2006. — 264 с.
  2. Delors, J. Learning: the Treasure Within. Report to UNESCO of International Commission on education for the Twenty-First Century / J. Delors. — Paris: UNESCO Publishing, 1996. — 226 p.
  3. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
  4. Hutmacher, Walo. Key competencies in Europe // Report # DECS/SE/Sec- (96)-43 of the Symposium (Berne, Switzerland, 27–30 March, 1996). A Secondary Education for Europe Project. — Council for Cultural Cooperation [Електронний ресурс]. — Strasbourg, France, 1997. — 72 p.
  5. Гладков, Э. Л. Развитие информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии / Э. Л. Гладков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 97–100. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80298/ (дата обращения: 19.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): мой взгляд, преподаватель, преподаватель будущего, эмоциональный интеллект, практическая деятельность, проектное мышление, время, знание, навык, педагог.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, преподаватель, практическая деятельность, преподаватель будущего, проектное мышление

Похожие статьи

Особенности профессионального мышления педагога

Профессиональное мышление педагога континуально и его полюса — надситуативный и

Как видно из данной таблицы, у педагогов ЭГ1 общий уровень социального интеллекта и

ниже средний, в то время как у педагогов ЭГ2 данные показатели находится на уровне средних

Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к...

Какими навыками должен обладать наставник | Статья в журнале...

Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.

Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник.

Экологичное мышление объединяет эмоциональную устойчивость и позитивный настрой.

Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности.

Исследование и развитие образовательно-эмоционального...

Радченко, В. А. Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства / В. А. Радченко.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Педагогам в «школе будущего», я предлагаю акцент делать на урок, как средство

На мой взгляд, в «школе будущего», необходимо выполнять современные требования к...

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения...

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж.

Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить

Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы

Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Библиографическое описание: Логинова, А. В. Навыки преподавателя 21 века как условие и

Подготовка. Было время, когда правильный темперамент позволил вам стать учителем.

Очень важным навыком преподавателя является ненавязывание своего взгляда на мир студентам

Главное, на наш взгляд, что следует сделать современному педагогу, это понять, что он не...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

1. Обучающая деятельность преподавателя направлена на передачу знания, формирования навыков

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателядеятельность ученого в

- чувство нового и умение развивать инновационное мышление у студентов

В тоже время, многие студенты желают видеть пунктуального, разносторонне развитого...

Формирование личного мастерства будущего педагога...

Библиографическое описание: Булыгин, И. Л. Формирование личного мастерства будущего педагога

В настоящее время серьезные требования предъявляются к качеству подготовки

Основная задача передающего знание педагога состоит в том, чтобы вызывать у учащихся

Каждому преподавателю сегодня необходима программа развития личного педагогического...

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

Практическая деятельность направлена на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы

Это взаимосвязанная деятельность преподавателя, студента и других ученых. Организаторская деятельность заключается в умении организовать себя, свое время...

Похожие статьи

Особенности профессионального мышления педагога

Профессиональное мышление педагога континуально и его полюса — надситуативный и

Как видно из данной таблицы, у педагогов ЭГ1 общий уровень социального интеллекта и

ниже средний, в то время как у педагогов ЭГ2 данные показатели находится на уровне средних

Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к...

Какими навыками должен обладать наставник | Статья в журнале...

Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени.

Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник.

Экологичное мышление объединяет эмоциональную устойчивость и позитивный настрой.

Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности.

Исследование и развитие образовательно-эмоционального...

Радченко, В. А. Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства / В. А. Радченко.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Педагогам в «школе будущего», я предлагаю акцент делать на урок, как средство

На мой взгляд, в «школе будущего», необходимо выполнять современные требования к...

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения...

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж.

Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить

Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы

Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Библиографическое описание: Логинова, А. В. Навыки преподавателя 21 века как условие и

Подготовка. Было время, когда правильный темперамент позволил вам стать учителем.

Очень важным навыком преподавателя является ненавязывание своего взгляда на мир студентам

Главное, на наш взгляд, что следует сделать современному педагогу, это понять, что он не...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

1. Обучающая деятельность преподавателя направлена на передачу знания, формирования навыков

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателядеятельность ученого в

- чувство нового и умение развивать инновационное мышление у студентов

В тоже время, многие студенты желают видеть пунктуального, разносторонне развитого...

Формирование личного мастерства будущего педагога...

Библиографическое описание: Булыгин, И. Л. Формирование личного мастерства будущего педагога

В настоящее время серьезные требования предъявляются к качеству подготовки

Основная задача передающего знание педагога состоит в том, чтобы вызывать у учащихся

Каждому преподавателю сегодня необходима программа развития личного педагогического...

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

Практическая деятельность направлена на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы

Это взаимосвязанная деятельность преподавателя, студента и других ученых. Организаторская деятельность заключается в умении организовать себя, свое время...

Задать вопрос