Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.04.2023

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101795/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Ключевые слова : функциональная грамотность, математика, качество образования

Keywords: functional literacy, mathematics, quality of education

В ФГОС нового поколения в составе государственных гарантий качества основного общего образования вводится новое понятие «Функциональная грамотность»- способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Качество образовательных достижений обучающихся в настоящее время определяется качеством учебных заданий, предлагаемых педагогами.

Традиционные уроки математики уходят в прошлое, на их смену приходят новые, насыщенные различными методиками и современными педагогическими технологиями. Никто даже не задумывался, что современный урок можно будет настолько разнообразить, используя их.

Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед собой цели и задачи, уметь высказывать свое мнение. Учителю отводится роль куратора, слушателя, который направляет детей к целенаправленному достижению поставленного, развивая в каждом ребенке личность, обладающую навыками функциональной грамотности. Нового понятия в современном образовании. Хотя, как говорит крылатое выражение, родившееся в Англии в 19-м веке: «Всё новое — это хорошо забытое старое!». Мы давно использовали приемы формирования функциональной грамотности на уроках, добиваясь у обучающихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора для решения практических задач, но только в данный момент она стала выделена как активная составляющая образовательного процесса.

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. [2]

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний.

Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

— регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

— систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

На своих уроках учитель математики имеет возможность развивать одновременно общую и компьютерную части функциональной грамотности, через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.

Формирование функциональной грамотности можно отследить по уровням.

В основной школе развитие функциональной грамотности целесообразно начинать с 5 класса постепенно осуществляя ступенчатый переход по годам обучения. В этот период обучающиеся могут соответствовать 1–2 уровню функциональной грамотности (начальному этапу). [2]

Примеры заданий:

Задача № 1 «Покупка»

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Галю за покупками в магазин. Это был день недели среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. В микрорайоне находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар (см. таблицу). [1, с. 8]

Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Галя сделают выгодную покупку?

п/п

Название магазинов

«Пятёрочка» +5 % скидка

«Магнит» + 10 % скидка

«Европа» 0 %

Список продуктов

1

Батон

30 рублей

33 рубля

27 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

30 рублей

3

Пакт кефира

33 рубля

39 рублей

29 рублей

4

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

132 рубля

5

Упаковка сосисок

283 рублей

275 рублей

260 рублей

6

Пряники

56 рублей

59 рублей

45 рублей

Задача № 2 «Работа с графической информацией»

  1. Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение высоты», он установлен перед мостами на улице Станционной. Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту.

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/General_Science/RoadSigns/ProhibitiveSigns/18_4ruh_transportnyh_zasobiv_vysota_yakyh_perevyshch_zaboroneno.jpg

Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд? В ответе укажите номер правильного варианта.

1) молоковозу высотой 3770 мм

2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм

3) автотопливозаправщику высотой 2900 мм

4) автоцистерне высотой 3350 мм. [3]

Задача № 3 «Работа с текстом»

Школьная клумба имеет форму прямоугольника, периметр которой равен 12 м. Найдите длину и ширину клумбы, если длина равна четному числу метров.

Вывод: выполнение заданий такого типа позволяет сформировать читательскую грамотность, способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В 7-м классе уже можно делать общие выводы по овладению учащимися функциональной грамотностью, так как в этот период обучения задания по математике усложняются, учащимся предлагается выстраивать свои рассуждения по определенным темам, предлагать самостоятельные пути и способы решения определенных задач, умение наглядного представления материала в виде графиков, таблиц, умение работать с кейсами в группах.

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3–5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:

— учащиеся на этом этапе должны четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;

— уметь разбирать и находить более простые решения сложных ситуаций;

— демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания в определенные цепочки, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9–10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6–7 ее уровням:

— большинство должно демонстрировать навыки разработки и решения сложных ситуаций математического содержания;

— уверенную работу с кейс-технологиями и группе;

— умение публичного выступления, высказывания суждений, умения задавать вопросы оппонентам;

— применение полученных навыков на практике. [1, с. 20–27]

Вывод. Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности.

«Хорошими» заданиями с точки зрения «пошагового» формирования всех составляющих функциональной грамотности являются:

— учебные исследования, проекты и задания проектного типа;

— кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий;

— задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, математических выражений и т. п.). [1,с.4]

Литература:

  1. Казакова, Р. А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р. А. Казакова, О. И. Кравцова; науч.ред. С. Ф. Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017.
  2. Общие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы.– ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» –URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/obshchie-vyvody.php (дата обращения: 12.02.2023).
  3. PISA: математическая грамотность. — Минск: РИКЗ, 2020. — URL: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
  4. URL: http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/ — Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики (дата обращения: 17.02.2023).
  5. URL: http://оf.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий. (дата обращения: 16.02.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, рубль, задача, задание, знание, умение, PISA, образовательный процесс, пачка пельменей, черный хлеб.


Похожие статьи

Формирование и оценка функциональной грамотности...

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет

В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность.

Данная проблема в основном связана с особенностями организации учебного процесса в

В Москве оценка функциональной грамотности с 2020 года происходит в формате олимпиады...

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на...

 В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения. Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, математические знания.

Проблемы образовательных результатов в международных...

Проблемы образовательных результатов в международных исследованиях PISA с 2000 по 2012 год.

В 2000 году основное направление — «грамотность чтения», в 2003 году

Оценка во Франции позволяет планировать процесс обучения учителю, наблюдая динамику развития

− исследование знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student...

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса

Основные термины (генерируются автоматически): чтение графиков, PISA, ученик, задача, решение

грамотность, функциональная грамотность учащихся, TIMSS, задание, обратная связь.

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

Участие Республики Узбекистан в Международной программе...

Начиная с 2000 г. с ее помощью изучается так называемая функциональная грамотность

Все грамотности (они изучаются с помощью стандартизированных тестовых заданий)

В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. В учебно-воспитательном процессе технология воспитания как бы связывает теорию.

Навыки развития математической грамотности учащихся...

Эти функциональные навыки формируются в стенах школы. [1].

В плане четко поставлены цели, задачи, анализ текущей ситуации, механизмы развития функциональной грамотности

Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и

Ученик самостоятельно осваивает новую тему, доказывает свои знания, выполняя различные...

Исследование качества подготовки школьников к математическим...

Данный чемпионат проводится с 1959 г. Соревнование состоит из двух туров по три задачи в каждом.

с 2020 года происходит в формате олимпиады по функциональной грамотности для

 Данная статья посвящена обзору тестовых заданий международного исследования. и внедрить международные системы по оценке знаний учащихся (PISA, TIMSS, PIRLS).

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение, развитие...

Похожие статьи

Формирование и оценка функциональной грамотности...

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет

В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность.

Данная проблема в основном связана с особенностями организации учебного процесса в

В Москве оценка функциональной грамотности с 2020 года происходит в формате олимпиады...

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

Функциональная грамотность как одна из составляющих на...

 В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения. Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, математические знания.

Проблемы образовательных результатов в международных...

Проблемы образовательных результатов в международных исследованиях PISA с 2000 по 2012 год.

В 2000 году основное направление — «грамотность чтения», в 2003 году

Оценка во Франции позволяет планировать процесс обучения учителю, наблюдая динамику развития

− исследование знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student...

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса

Основные термины (генерируются автоматически): чтение графиков, PISA, ученик, задача, решение

грамотность, функциональная грамотность учащихся, TIMSS, задание, обратная связь.

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

Участие Республики Узбекистан в Международной программе...

Начиная с 2000 г. с ее помощью изучается так называемая функциональная грамотность

Все грамотности (они изучаются с помощью стандартизированных тестовых заданий)

В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. В учебно-воспитательном процессе технология воспитания как бы связывает теорию.

Навыки развития математической грамотности учащихся...

Эти функциональные навыки формируются в стенах школы. [1].

В плане четко поставлены цели, задачи, анализ текущей ситуации, механизмы развития функциональной грамотности

Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и

Ученик самостоятельно осваивает новую тему, доказывает свои знания, выполняя различные...

Исследование качества подготовки школьников к математическим...

Данный чемпионат проводится с 1959 г. Соревнование состоит из двух туров по три задачи в каждом.

с 2020 года происходит в формате олимпиады по функциональной грамотности для

 Данная статья посвящена обзору тестовых заданий международного исследования. и внедрить международные системы по оценке знаний учащихся (PISA, TIMSS, PIRLS).

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение, развитие...

Задать вопрос