Применение электронного учебника при обучении физике в военном вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Журавлева, Е. В. Применение электронного учебника при обучении физике в военном вузе / Е. В. Журавлева, Н. А. Валуйский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101759/ (дата обращения: 16.04.2024).



Проблема повышения качества образования становится актуальнее день ото дня. Использование различных электронных ресурсов позволяет значительно повысить качество обучаемости и обученности курсантов. Применение электронных учебников решает ряд вопросов при подготовке к занятиям и экзаменам.

Ключевые слова: электронный учебник, обучение, физика.

Современные исследования опыта профессиональной подготовки будущих военных специалистов в современных условиях предусматривает поиск путей повышения эффективности качества обучения физике, направленного на формирование целостного профессионального мышления и развития компетенций, дополняющих и углубляющих профилирующую для дисциплины «Физика» общепредметную компетенцию.

Физика, являясь общеобразовательной дисциплиной в военном вузе, изучается курсантами в основном на первом курсе, а непосредственно профессиональные навыки и умения формируются на занятиях по специальным дисциплинам, преподавание которых ведется на старших курсах. Проблема формирования профессиональных компетенций при обучении физике заключается в отсутствии у них мотивации к изучению физики, пассивность и незаинтересованность курсантов в изучаемой дисциплине. Для устранения этой проблемы на занятиях по физике необходимо составлять такие лабораторные и практические работы, в которых, во-первых, курсанты могли бы видеть области применения тех или иных физических законов и явлений в их специальности, во-вторых, использовать современные информационные технологии, одной из которых является использование электронных учебников. Это значительно повышает мотивацию к изучению данной дисциплины.

Целью любого военного образовательного учреждения является обеспечение эффективной подготовки компетентного военного специалиста, способного к самообразованию в условиях информационного образовательного пространства.

Особое место в образовательном процессе занимает использование электронного учебника, который существенно экономит время, необходимое для поиска необходимой информации в классической библиотеке. Особый режим военных вузов не позволяет регулярно и массово посещать городские библиотеки или пользоваться услугами внутренней. Именно поэтому использование электронного учебника должно обеспечить свободный доступ к учебным материалам [1]. Учитывая темпы развития информационных технологий и уровень современного курсанта, хорошо владеющего компьютерными технологиями, но вынужденного изучать физику в военном вузе только в бумажном формате основного «двумерного» учебника, приходим к выводу о том, что электронный учебник является больше необходимостью, чем инновация в военном образовании.

Постоянно ускоряющиеся темпы развития методов и форм образовательного процесса требуют обновления средств обучения, а внедрение информационных технологий позволяет создать обширный справочный и иллюстративный материал (текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы), активизируя, таким образом, мыслительную, речевую, физическую и перцептивную виды деятельности человека, что, в свою очередь, ускоряет процесс усвоения материала.

В этом контексте главой военного ведомства генералом армии С. К. Шойгу была поставлена задача завершить формирование единой электронной библиотеки МО РФ к 1 сентября 2016 года. Целью создания данной перспективной модели электронной библиотеки являлась разработка уникального электронного библиотечного комплекса интерактивных электронных учебников, оцифрованных изданий и образовательных материалов учебных заведений МО РФ во всех форматах — с мультимедиа, 3D-форматом, инфографикой, видеокурсами, аудиокнигами и другими форматами подачи учебного материала.

Все учебники, вошедшие в единую электронную библиотеку МО РФ, были оцифрованы по единому для всех вузов стандарту, который представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке, оформлении и практическом использовании данного вида электронного издания в военных образовательных организациях МО РФ.

Содержание текстового электронного издания составляет текстовая информация, в то время как основу изобразительного электронного издания составляют графические образцы объектов, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки [2].

В основу электронного аудиоиздания была положена звуковая информация в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения.

Элементы различной природы основной информации, которые воспроизводятся взаимосвязано при помощи соответствующей программной оболочки, составляют основу мультимедийного электронного издания [3].

Физика рассматривается как дисциплина, которая в силу своей сложности и фундаментальности, а именно, являясь основой для изучения специальных дисциплин по различным направлениям военного вуза, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных форм представления учебного материала (текст, звук, видео- и графическое изображения, анимацию и тестирующие средства). Тем самым в электронный учебник по данной дисциплине заложен богатый потенциал, представляющий обучающимся принципиально новую «степень свободы», нежели его бумажный аналог. Исследуя особенности использования электронного учебника по физике, можно выделить основные достоинства:

  1. Возможность использования видеоматериала при подготовке к практическим и лабораторным занятиям не индивидуально, а массово, используя технические средства, позволяющие одновременно всей группе рассматривать более сложный материал по различным темам (проектор, интерактивную доску) на самостоятельной подготовке курсантов.
  2. Возможность самопроверки по итогам изучения материала. Так как электронный учебник по физике включает в себя тестирующую оболочку, позволяющую провести входной и выходной контроль знаний по каждой главе учебника.
  3. Универсальность оболочки и простота использования, не требующая специальных навыков пользования электронными учебниками.

Мультимедийность учебника позволяет повысить степень аутентичности изучаемого материала, а также сформировать коммуникативную и культурологическую компетенции с применением новейших образовательных технологий.

Находясь в учебной аудитории или на самоподготовке, курсант сможет без похода в библиотеку, где хранится книжный фонд, получить доступ к любому электронному учебнику по физике, помещённому в открытый доступ. Работа с электронным учебником как средством дистанционного обучения и контроля, соответствующим современным требованиям к преподаванию физики, позволит осуществлять оперативный и объективный контроль обучающихся.

Литература:

  1. Герасименко Т. Л., Ковальчук С. В., Мохова О. Л. Новые информационные технологии и их влияние на совершенствование изучения иностранного языка в высшем учебном заведении// Электронный журнал «Вестник МГОУ» Педагогика. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Sections/View/9?y=2014.
  2. Попова Н. В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «иностранный язык») // http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/515390 /.
  3. Нигей Н. В., Плащевая Е. В. Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 241–244.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, физик, военный вуз, дисциплина, единая электронная библиотека, МО РФ, образовательный процесс, печатное воспроизведение, учебник, учебный материал.


Похожие статьи

Особенности чтения лекций по физике в военном вузе

Библиографическое описание: Буслов, В. А. Особенности чтения лекций по физике в

 В статье авторы рассматривают особенности лекционного процесса в военном вузе.

Преподаватель на лекциях в учебном заведении сообщает учебный материал, который

Лекция в военном вузе состоит из трех учебных вопросов, которые оглашаются в начале...

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный...

...автоматических обучающих систем в учебный процесс военных институтов / И. А

Все шире за последние годы внедряются в учебный процесс компьютер и педагогические

Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов.

электронное средство обучения, студент, фильм, учебный материал, учебный процесс, подготовка...

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает: учебно-методический комплекс как

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – программный мультимедиа продукт

электронный учебник, учащийся, урок, современное образование, учебный материал...

Модель электронной библиотечной системы вуза

В связи с этим происходит трансформация библиотек в электронные библиотеки. В соответствии с этим меняются функции и процессы управления.

ЭБВ – это электронная библиотека, предназначенная для обеспечения учебного

невозможно без использования большого количества разнообразной информации — книг, учебников, статей, рефератов.

Научно-исследовательская деятельность в военном вузе

военно-учебных заведений. Что же такое научно-исследовательская деятельность, какова роль и задачи

Задачами научной деятельности в военном вузе являются [3]

2. Доктрина развития российской науки, введённая указом Президента РФ 1996 года № 884 (с

3. Приказ МО РФ 2014 года № 670, О мерах реализации положения статьи 81 Федерального закона от 29...

Анализ использования в учебном процессе электронных...

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше

Учебный материал каждого пособия из серии «Наглядная школа» посвящен разделу школьного курса.

В целом в училище используются следующие электронные образовательные ресурсы

2) собственные разработки (электронные учебно-методические материалы, слайд-лекции...

Применение электронных учебников в образовательном...

Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения.

Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу.

Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании...

Разработка методических материалов по физике для курсантов...

учебно-методические материалы для подготовки к входному контролю

учебно-методические пособия, необходимые для подготовки к занятиям

2. Волькенштейн, В. С. Сборник задач по общему курсу физики / В. С. Волькенштейн.

В высших военных вузах на самоподготовку отводится до 70 % учебного времени.

О методике использования мультимедийных технологий...

Использование интерактивных досок совместно с электронными учебными материалами

своих слушателей, повысить посещаемость и облегчить усвоение учебного материала.

Однако если с первой языковой задачей они как-то справляются, то занятия по физике и

процесс обучения, пассивный метод, учебный материал, учебный процесс, обучающийся...

Похожие статьи

Особенности чтения лекций по физике в военном вузе

Библиографическое описание: Буслов, В. А. Особенности чтения лекций по физике в

 В статье авторы рассматривают особенности лекционного процесса в военном вузе.

Преподаватель на лекциях в учебном заведении сообщает учебный материал, который

Лекция в военном вузе состоит из трех учебных вопросов, которые оглашаются в начале...

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный...

...автоматических обучающих систем в учебный процесс военных институтов / И. А

Все шире за последние годы внедряются в учебный процесс компьютер и педагогические

Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов.

электронное средство обучения, студент, фильм, учебный материал, учебный процесс, подготовка...

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает: учебно-методический комплекс как

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – программный мультимедиа продукт

электронный учебник, учащийся, урок, современное образование, учебный материал...

Модель электронной библиотечной системы вуза

В связи с этим происходит трансформация библиотек в электронные библиотеки. В соответствии с этим меняются функции и процессы управления.

ЭБВ – это электронная библиотека, предназначенная для обеспечения учебного

невозможно без использования большого количества разнообразной информации — книг, учебников, статей, рефератов.

Научно-исследовательская деятельность в военном вузе

военно-учебных заведений. Что же такое научно-исследовательская деятельность, какова роль и задачи

Задачами научной деятельности в военном вузе являются [3]

2. Доктрина развития российской науки, введённая указом Президента РФ 1996 года № 884 (с

3. Приказ МО РФ 2014 года № 670, О мерах реализации положения статьи 81 Федерального закона от 29...

Анализ использования в учебном процессе электронных...

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше

Учебный материал каждого пособия из серии «Наглядная школа» посвящен разделу школьного курса.

В целом в училище используются следующие электронные образовательные ресурсы

2) собственные разработки (электронные учебно-методические материалы, слайд-лекции...

Применение электронных учебников в образовательном...

Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения.

Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу.

Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании...

Разработка методических материалов по физике для курсантов...

учебно-методические материалы для подготовки к входному контролю

учебно-методические пособия, необходимые для подготовки к занятиям

2. Волькенштейн, В. С. Сборник задач по общему курсу физики / В. С. Волькенштейн.

В высших военных вузах на самоподготовку отводится до 70 % учебного времени.

О методике использования мультимедийных технологий...

Использование интерактивных досок совместно с электронными учебными материалами

своих слушателей, повысить посещаемость и облегчить усвоение учебного материала.

Однако если с первой языковой задачей они как-то справляются, то занятия по физике и

процесс обучения, пассивный метод, учебный материал, учебный процесс, обучающийся...

Задать вопрос