Самостоятельная подготовка в военном вузе: актуальность и необходимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Журавлева, Е. В. Самостоятельная подготовка в военном вузе: актуальность и необходимость / Е. В. Журавлева, Д. В. Бедлинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101756/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос влияния самостоятельной подготовки обучающихся в военном вузе на успеваемость и уровень обученности. Указывается ряд особенностей при проведении самостоятельной подготовки.

Ключевые слова : самостоятельная подготовка, успеваемость.

Самостоятельная подготовка — очень важная часть процесса обучения, которая является связующим звеном занятия настоящего с прошедшим или будущим. Одним из основных условий успешного обучения является овладение навыками самостоятельной работы.

Основными целями самостоятельной подготовки является заинтересованность курсантов, их мобилизация сил, возможностей и способностей, формирование упорства в достижении цели.

Обязательным условием является правильная организация, четкие инструкции по выполнению поставленных целей. [1] В условиях обучения в военном вузе организация самостоятельной подготовки имеет ряд особенностей, что зачастую приводит к сложностям в выполнении домашнего задания по некоторым предметам. Но грамотно поставленная подготовка дает и положительные плоды. Многие курсанты становятся более дисциплинированы, начинают планировать свое время и активизируются в подготовке к занятиям.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. [2] Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени курсант является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения дает основание сделать вывод о том, что именно это обстоятельство все еще недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система подготовки, которая все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности человека, а творческая деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение [3].

Каждый этап процесса формирования самостоятельности сопровождается реализацией адекватных учебных ситуаций, в качестве средств создания которых может выступать комплекс учебных заданий, задач, дидактических игр, проектов, дискуссий и пр. [4].

Самостоятельная подготовка курсантов военных вузов — наиболее важная часть учебно-воспитательного процесса, целью которой является закрепление и совершенствование полученных знаний во время учебных дисциплин. Кроме того, именно во время самостоятельной подготовки курсанты могут подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, семинарам. Именно во время проведения самостоятельной подготовки существует реальная возможность каждого курсанта проявить свои творческие способности и правильно организовать себя и своих товарищей для полноценной и качественной работы.

Согласно общепринятым положениям проведения самостоятельной подготовки, она проводится непрерывно и систематически. Так как только систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Пропуски занятий или уклонение от занятий по самостоятельной подготовке курсантов без уважительной причины рассматриваются как грубое нарушение служебной дисциплины и влекут за собой меры дисциплинарного взыскания или общественного воздействия. Каждое такое нарушение рассматривается на заседаниях кафедры или на ее предметно-методических комиссиях. Исключением из этого правила является только отсутствие по причинам, указанным в рапортах или по состоянию здоровья.

За проведением самостоятельной подготовки следит курсовой офицер. По необходимости в первый час может прийти преподаватель любой дисциплины для разъяснения какой-либо темы, по которой у большинства курсантов появились вопросы.

Самостоятельность курсантов в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача и преподавателя, и офицера состоит в том, чтобы мотивировать на изучение темы. Один из путей — периодически рассказывать в конце каждого занятия о содержании того, что будет изучено на ближайшем занятии и спланировать вместе с курсантами их активность. Курсанты по окончании такого занятия должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).

Каждый раз, проводя самостоятельную подготовку, курсанты сталкиваются со сложностями, которые продиктованы ограниченным временем подготовки и особенностями военного обучения. Даже в таких условиях возможен индивидуальных подход к решению возникших сложностей. Организуя правильную подготовку, можно добиться высокого уровня обученности и показателей качества образования.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого офицера. Воспитывая активность и самостоятельность курсантов, выполняется одна из главных задач современного образования — формирование умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях; а также формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения.

При этом самостоятельная работа, реализуясь в качестве самостоятельной подготовки, является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя (курсового офицера), в ходе которой курсанты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Самостоятельность в работе обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.

Говоря о технологической стороне организации самостоятельной подготовки, можно выделить такие компоненты: целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.

Учитывая особенности военного вуза, самостоятельная подготовка проходит наиболее успешно при работе в составе учебных отделений в учебных аудиториях под руководством курсового звена. Особенностями и сложностями проведения является тот факт, что на самостоятельную подготовку выделяется всего 3 часа в сутки. Именно этот факт является стимулирующим для быстрого и качественного закрепления материала и подготовки к занятиям. Самостоятельная подготовка перед экзаменами занимает все свободное от военных обязанностей время и позволяет подготовиться курсантам достаточно хорошо.

В заключении хотелось бы сказать о том, что качество образования в военном вузе напрямую зависит от качества подготовки к учебным занятиям, особенно на младших курсах во время изучения основных дисциплин, которые являются базовыми для специальных предметов на более старших курсах.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  2. Асперова И. Б. Профессиональное воспитание в школе. — М.: Знание, 2007.
  3. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная подготовка, военный вуз, курсант, самостоятельная работа, курсовой офицер, процесс обучения, ряд особенностей, самостоятельность курсантов, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Процесс обучения военнослужащих обладает своей внутренней логикой.

Они организуют учебный процесс, в котором отражаются условия его реализации.

Лекция должна вызывать у курсанта рвение к самостоятельной доработки материала.

Процесс обучения военнослужащих зарубежных стран в военном ВУЗе, несомненно, как и процесс обучения...

Методика организации самостоятельной работы курсантов...

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза

Самостоятельная работа в военном вузе — это часть учебной деятельности

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных...

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, индивидуальный подход в обучении

 поощрять, если что-то сделали для отделения, учебной группы, вуза и т. п.

 направлять активность курсанта на социально одобряемое поведение или деятельность

Организация деятельности курсантов военных вузах по...

На сегодняшний день роль самостоятельной подготовки курсантов возрастает в связи с изменением целей обучения, а также в связи с компьютеризацией обучения. В высших военных вузах на самоподготовку отводится до 70 % учебного времени.

Обучение и воспитание курсантов в высших военно-учебных...

Отобранные проходили обучение в специальных учебных командах, где, как правило, была образцово

- в организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности курсантов; - в мотивации и стимулировании учебной деятельности

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя...

Формирование мотивации и потребности курсантов военного...

«Мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами

В процессе самостоятельного познания курсант получает эмоциональное удовлетворение.

2. Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений.

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

Внедрение андрагогического подхода в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений МО РФ является одним из возможных путей повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава.

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Учебная деятельность может осуществляться на двух уровнях

Контроль – неотъемлемая часть обучения. Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных

Данные итогового контроля позволяют оценить работу, как курсантов, так и преподавателей.

Программированный контроль стал органической частью учебного процесса.

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

Главными целями военно-морских учебных заведений сегодня являются формирование

Необходим определенный уровень теоретической подготовки курсантов, соответствующий

в) самостоятельно решает задачу, опираясь на свой личный опыт и руководящие документы.

г) информирует курсантов о планируемом тренинге и рекомендует учебный материал и...

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Процесс обучения военнослужащих обладает своей внутренней логикой.

Они организуют учебный процесс, в котором отражаются условия его реализации.

Лекция должна вызывать у курсанта рвение к самостоятельной доработки материала.

Процесс обучения военнослужащих зарубежных стран в военном ВУЗе, несомненно, как и процесс обучения...

Методика организации самостоятельной работы курсантов...

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза

Самостоятельная работа в военном вузе — это часть учебной деятельности

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных...

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, индивидуальный подход в обучении

 поощрять, если что-то сделали для отделения, учебной группы, вуза и т. п.

 направлять активность курсанта на социально одобряемое поведение или деятельность

Организация деятельности курсантов военных вузах по...

На сегодняшний день роль самостоятельной подготовки курсантов возрастает в связи с изменением целей обучения, а также в связи с компьютеризацией обучения. В высших военных вузах на самоподготовку отводится до 70 % учебного времени.

Обучение и воспитание курсантов в высших военно-учебных...

Отобранные проходили обучение в специальных учебных командах, где, как правило, была образцово

- в организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности курсантов; - в мотивации и стимулировании учебной деятельности

Целостный военно-педагогический процесс в условиях военного вуза, по-прежнему, включает в себя...

Формирование мотивации и потребности курсантов военного...

«Мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими

В процессе обучения в военном вузе учебная деятельность характеризуется двумя типами

В процессе самостоятельного познания курсант получает эмоциональное удовлетворение.

2. Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений.

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода...

Внедрение андрагогического подхода в военно-профессиональной подготовке курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений МО РФ является одним из возможных путей повышения эффективности обучения и воспитания офицерского состава.

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Учебная деятельность может осуществляться на двух уровнях

Контроль – неотъемлемая часть обучения. Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных

Данные итогового контроля позволяют оценить работу, как курсантов, так и преподавателей.

Программированный контроль стал органической частью учебного процесса.

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

Главными целями военно-морских учебных заведений сегодня являются формирование

Необходим определенный уровень теоретической подготовки курсантов, соответствующий

в) самостоятельно решает задачу, опираясь на свой личный опыт и руководящие документы.

г) информирует курсантов о планируемом тренинге и рекомендует учебный материал и...

Задать вопрос