Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 20.04.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101753/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается возможность использования публичных выступлений в целях совершенствования речевой профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: выступление, речевая профессиональная компетентность, речь, тщательная подготовка, аудитория, публика.

Переориентация оценки результатов образования привела к выходу на первый план компетентностного подхода, который предполагает готовность специалиста устанавливать связь между знанием и ситуацией, наличие опыта, позволяющего осуществлять эффективную деятельность в определенной предметной области. Современный рынок труда предъявляет к начинающему педагогу ряд требований, одним из которых является сформированность у него речевой профессиональной компетентности. Данная компетентность является неотъемлемой частью профессионального становления и приобретает особую актуальность в нынешних экономических условиях, поскольку она обеспечивает возможность карьерного роста и профессиональный успех.

Обязательным условием повышенной востребованности молодого специалиста на сегодняшний день становится правильное владение речью, его речевая культура. Возможность устанавливать контакты, осуществлять общение определяет конкурентоспособность специалиста и зависит от умения эффективно общаться, грамотной письменной и устной речи, знания приемов речевого воздействия.

Таким образом, профессиональная речевая компетентность включает знание основных законов функционирования речи и языка и готовность их использовать для решения профессиональных задач.

От профессиональной речевой подготовке начинающих педагогов многое зависит, так как профессии типа «человек-человек» являются в большинстве своем лингвоинтенсивными, а их деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности из-за постоянного контакта с другими людьми.

Учитель-дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением и воспитанием детей с отклонениями в развитии. Наряду с таким важными личностными качествами, как тактичность и отзывчивость, наблюдательность и терпеливость, существенную роль в профессиональном становлении дефектолога играет речь. Она является основным орудием педагогического воздействия и одновременно образцом для воспитанников. Речь компетентного дефектолога должны характеризовать следующие нормативные, этические и коммуникативные качества: логичность, правильность, точность; ясность, уместность и понятность; богатство и выразительность; действенность.

Начинающий специалист должен обладать не только глубокими психологическими, педагогическими и анатомо-физиологических знаниями, но и постоянно совершенствовать свою речь для обеспечения эффективной образовательной деятельности, т. к. коммуникативные способности могут стать индикатором личностной деформации, причиной нарушения социальных отношений.

Способность точно, грамотно излагать свои мысли, оперировать терминами, эмоционально-волевая регуляция и т. д. являются условиями формирования речевой профессиональной компетентности молодых специалистов. Однако многое зависит и от опыта речевой деятельности. Приобрести такой опыт помогают публичные выступления.

Публичные выступления предполагают выступления перед аудиторией с определенной целью: проинформировать, объяснить, убедить, доказать и т. д. Для успешного выступления на публике необходимо множество различных составляющих, три из которых являются ведущими: эмоциональные (учащенное сердцебиение в сочетании с дрожанием конечностей и постоянной поправкой костюма могут ухудшить дикцию человека и привести к ненужным повторам); информативно-коммуникативные (выступающий должен знать, о чем он говорит, быть готовым ответить на вопросы слушателей); регулятивно-коммуникативные (важно установить контакт с аудиторией, следить за ее реакцией на выступление). Публичные выступления помогают автоматизировать употребление профессиональных терминов, фраз и оборотов, научиться пользоваться просодическими средствами языка. При всех содержательных достоинствах речевого материала оратора выступление может не произвести должного эффекта на слушателей, если он не умеет пользоваться голосом. Слушая выступления опытных ораторов и самостоятельно выступая на публике, человек начинает предъявлять больше требований к своей речи: следит за слышимостью и разборчивостью речи, манерой говорить и тембром голоса, интонацией, не допускает использования нецензурных выражений.

Таким образом, выступления на публике — достаточно сложный и многогранный процесс, требующий от оратора тщательной подготовки.

Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, ему важно знать технику ораторской речи, её особенностей, требования подготовки к речи, виды речи, структуру публичного выступления. Педагогическая деятельность неразрывно связана с ситуациями, которые предполагают выступление перед аудиторией. Это и выступления на семинарах, форумах, конференциях, вебинарах, педагогических советах, круглых столах, родительских собраниях и мастер-классах. Для того, чтобы эффективно воздействовать на слушателей, учителю-дефектологу нужно не только подготовить материал, тщательно изучив справочную литературу, но и установить визуальный контакт с аудиторией, избавиться от признаков нервозности, быть уверенным в себе. Страх публичных выступлений является одним из самых распространенных страхов, который причиняет множество неудобств и негативно воздействует на психоэмоциональное состояние человека. Дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, сильное сердцебиение — вот лишь некоторые его симптомы. Для того, чтобы публичные выступления приносили учителю-дефектологу удовольствие, а также способствовали совершенствованию его речевой профессиональной компетентности, он должен более ответственно относиться к своей речи: продумывать свое выступление, тренироваться дома, работать над громкостью, темпом, интонацией, тембром и дыханием, соблюдением норм ударения, адекватной паузацией, научиться находить адекватные способы борьбы с волнением. Этому способствуют обращения к выступлениям талантливых лекторов, а также тщательная подготовка самих выступлений: использование словарей и учебной литературы во избежание речевых ошибок, неправильного употребления профессиональных терминов, изложение материала ясным языком, поиск новых интересных фактов, сопровождение выступления компьютерной презентацией, использование в разумных пределах жестов и мимики, продумывание вопросов публики и возможных вариантов ответов.

Начинать подготовку к выступлению следует с определения его вида, его целевой направленности. В зависимости от формы публичных выступлений выделяют следующие их виды: доклады, лекции, сообщения, беседы. Педагог должен ясно представлять перед какой аудиторией он будет выступать, сколько по времени должна занять его речь, оценить условия (помещение), в которых предстоит говорить. Далее следуют сбор материала, его организация, подготовка плана, стилистическое оформление, написание текста выступления, проба речи.

Молодые специалисты могут обсудить свои доклады с опытными педагогами, которые не должны игнорировать просьбы начинающих учителей о внешнем рецензировании. Эффективными будут различные аутотренинги, направленные на повышение уровня уверенности в себе и социальной смелости.

Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются области научного познания их состояния и развития. Одни термины приходят на смену другим, появляются новые. Учитель-дефектолог должен постоянно «идти в ногу со временем», готовить свои выступления в соответствии с требованиями современного общества. При этом важно помнить о том, перед какой публикой выступает специалист: если это родительская аудитория или лица, не имеющие профильного педагогического образования, то следует задуматься над ясностью и понятностью содержания материала. Однако, если учитель презентует материал перед своими коллегами, то важно уделить внимание понятийно-терминологической сфере.

Таким образом, речевое мастерство оказывается не просто профессиональным качеством, но и мощным инструментарием деятельности специалиста в области дефектологии, совершенствовать которое помогают выступления на публике.

Литература:

  1. Егорова Ю. А. Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза // Молодой ученый. — 2009. — № 2. — С. 277–280.
  2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В. Д. Шадриков, И. В. Кузнецова. — М.: 2010. — 173 с.
  3. Шафранская А. И. Профессиональное самосовершенствование начинающего преподавателя высшей школы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании / А. И. Шафранская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17(№ 17 (307). — С. 153–155. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69281/ (дата обращения: 18.04.2023).
  4. Шафранская, А. И. Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога / А. И. Шафранская. — Текст: электронный // https://www.art-talant.org: [сайт]. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/25874-statyya-na-temu-publichnye-vystupleniya-kak-sposob-sovershenstvovaniya-rechevoy-professionalynoy-kompetentnosti-nachinayuschego-uchitelya-defektologa (дата обращения: 20.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): выступление, речевая профессиональная компетентность, речь, тщательная подготовка, аудитория, публика.


Ключевые слова

речь, аудитория, публика, выступление, речевая профессиональная компетентность, тщательная подготовка

Похожие статьи

Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой...

Библиографическое описание: Богомолова, Н. В. Выступление перед аудиторией как способ

«Любая профессиональная идея реализуется в качестве речевой, каждая управленческая ситуация есть

Кроме этого, для подготовки успешного выступления студентов необходимо познакомить со способами

Говорение — один из основных видов речевой компетенции при...

Формирование умений публичного выступления на...

 Статья посвящена вопросам формирования умений публичного выступления на профессиональную тему при защите ВКР. Проведен анализ основных коммуникативных особенностей, умений и навыков в процессе публичного выступления.

Технология публичного выступления | Статья в журнале...

Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс.

Майк Уилкинсон в книге «Ораторское искусство» пишет, что выступление на публике «должно доставлять

Подготовка речи начинается задолго до выступления.

Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Политическая установка в современной риторике

Подобное развитие предполагает теоретическую и практическую подготовку, а также

Культурная задача слушателей — раскодировать речь ораторов и реагировать на нее в

в рабочей обстановке, не для публики, то используется в какой-то степени научный стиль речи с присущими

Публичное политическое выступление имеет большое значение и должно иметь.

Подготовка к публичному выступлению как необходимое...

Концертное выступление представляет собой одно из самых сложных видов деятельности.

Работы над произведением только на уроке явно недостаточно, требуется тщательная

Одним из важных условий удачного исполнения произведения на публике является хорошо выученный текст.

Подготовка студента к публичному выступлению напряженный труд, но поистине...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию...

Участие в программе и опыт публичных выступлений удовлетворяет их потребность во внимании

Они становятся раскрепощенные на публике, позитивный опыт позволяет им увидеть свои

Для начала следует отметить, что коммуникативную компетентность подростков можно

Цель: формирование навыков публичного выступления, обучение приемам речевой...

Говорение — один из основных видов речевой компетенции при...

Сфера деятельности и профессиональная подготовка юриста-правоведа широка и

Все эти виды профессиональной деятельности требуют знаний основ речевых и

При подготовке специалистов можно считать введение единых подходов к определению

вести любой монолог, чаще всего тщательно подготовленный особенно на начальной стадии обучения.

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения...

Библиографическое описание: Баркова, Ю. М. Хорошая речь – основа культуры

Соответственно, компетентность – это реализованная на практике компетенция [4;32].

Цейтлин, С.Н Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности.

Юридическая риторика в профессиональной деятельности...

Традиционное изучение юридической риторики, когда курс делится на лекционные и практические занятия, на наш взгляд, малоэффективен. Требуются новые формы работы в аудитории, направленные на приобретение профессиональных навыков

Похожие статьи

Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой...

Библиографическое описание: Богомолова, Н. В. Выступление перед аудиторией как способ

«Любая профессиональная идея реализуется в качестве речевой, каждая управленческая ситуация есть

Кроме этого, для подготовки успешного выступления студентов необходимо познакомить со способами

Говорение — один из основных видов речевой компетенции при...

Формирование умений публичного выступления на...

 Статья посвящена вопросам формирования умений публичного выступления на профессиональную тему при защите ВКР. Проведен анализ основных коммуникативных особенностей, умений и навыков в процессе публичного выступления.

Технология публичного выступления | Статья в журнале...

Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс.

Майк Уилкинсон в книге «Ораторское искусство» пишет, что выступление на публике «должно доставлять

Подготовка речи начинается задолго до выступления.

Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Политическая установка в современной риторике

Подобное развитие предполагает теоретическую и практическую подготовку, а также

Культурная задача слушателей — раскодировать речь ораторов и реагировать на нее в

в рабочей обстановке, не для публики, то используется в какой-то степени научный стиль речи с присущими

Публичное политическое выступление имеет большое значение и должно иметь.

Подготовка к публичному выступлению как необходимое...

Концертное выступление представляет собой одно из самых сложных видов деятельности.

Работы над произведением только на уроке явно недостаточно, требуется тщательная

Одним из важных условий удачного исполнения произведения на публике является хорошо выученный текст.

Подготовка студента к публичному выступлению напряженный труд, но поистине...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию...

Участие в программе и опыт публичных выступлений удовлетворяет их потребность во внимании

Они становятся раскрепощенные на публике, позитивный опыт позволяет им увидеть свои

Для начала следует отметить, что коммуникативную компетентность подростков можно

Цель: формирование навыков публичного выступления, обучение приемам речевой...

Говорение — один из основных видов речевой компетенции при...

Сфера деятельности и профессиональная подготовка юриста-правоведа широка и

Все эти виды профессиональной деятельности требуют знаний основ речевых и

При подготовке специалистов можно считать введение единых подходов к определению

вести любой монолог, чаще всего тщательно подготовленный особенно на начальной стадии обучения.

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения...

Библиографическое описание: Баркова, Ю. М. Хорошая речь – основа культуры

Соответственно, компетентность – это реализованная на практике компетенция [4;32].

Цейтлин, С.Н Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности.

Юридическая риторика в профессиональной деятельности...

Традиционное изучение юридической риторики, когда курс делится на лекционные и практические занятия, на наш взгляд, малоэффективен. Требуются новые формы работы в аудитории, направленные на приобретение профессиональных навыков

Задать вопрос