Понятие компетентностного подхода в начальном языковом образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Понятие компетентностного подхода в начальном языковом образовании / С. А. Никитина, Е. А. Коноваленко, В. Ю. Сафонова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 331-332. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101728/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье рассматриваются основные понятия компетенции и компетентностного подхода в начальном языковом образовании.

Ключевые слова: русский язык, начальная школа, компетенция, навык, Федеральный государственный образовательный стандарт, компетентная личность.

Проанализировав педагогическую литературу, основанную на проблемном формировании лингвистической компетенции обучающихся начальной школы, мы определили, что конечной целью лингвистического образования является развитие компетентной языковой личности, которая будет реализована в различных жизненных ситуациях. Главной целью личности становится использование речевых навыков в деятельности.

Разберем понятия компетенции и компетентностного подхода. Оба понятия приобретают популярность в системе образования, но трактовать их можно с разных точек зрения.

Компетентностный подход состоит из двух основных составляющих: компетентность и компетенция. Хомский Н. А. проводит параллельную связь этих понятий таким образом: «компетентность — это обладание человеком такой компетенцией, которая включает его личностное отношение к предмету деятельности», и «компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности, по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [4].

Селевко Г. К. в своих трудах говорит о том, что «компетентность — это качество, приобретенное в жизненных ситуациях и отражающее собственный опыт», а «компетенция — это желание человека эффективно организовать внутренние и внешние возможности для установки и достижения целей». Внутренние возможности человека — это знания, умения, навыки, ценности, установки, психологические особенности [3].

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в программах по изучению русского языка часто употребляется понятие «компетенция». Она включает в себя систему знаний, умений и навыков, которые будут сформированы в процессе обучения русскому языку как в устной так и письменной форме.

Орлова Г. А. в своём труде говорит о том, что образовательная компетенция содержит в себе «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [2].

Зимняя И. А. высказывает своё мнение о компетенции и поясняет, что это «совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно–смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально — волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов»

Доктор филологических наук А. П. Василевич высказывает свои предположения, «языковая компетенция — это овладение информационной системой об изучаемом языке по его уровням: фонема, морфема, лексика» [1].

Педагог А. В. Хуторской утверждает: «компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности, которые формируются в пределах каких-либо учебных предметов, которые жизненно необходимы для качественной и продуктивной деятельности». «Компетентность — это овладение человеком соответствующей компетенцией, личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5].

Джон Равен полагается на то, что «компетентность — это социально профессиональная деятельность человека, которая основана на знаниях». «Компетенция в образовании — это совокупность знаний, навыков, умений, которые формируются в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности».

Осуществить реализацию компетентностного подхода и формирование готовности младших школьников использовать приобретенные знания, умения, навыки и методы работы для решения практических и теоретических задач обоснована «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования», а также законом «Об образовании».

Развитие компетентной личности современного общества происходит с начального уровня обучения в школе. Изучение русского языка закладывает основы реализации компетентностного подхода в сфере образования. Языковая наука переплетается с изучением и отдельных предметов. Успешное усвоение школьниками материала по русскому языку способствует прочным навыкам и по другим предметам в целом. Интегрированные виды деятельности, взаимодействие одного школьного предмета с другим обеспечивают становление компетентной личности младшего школьника.

Опираясь на компетентностный подход, можно сделать вывод, что это некий взгляд в будущее. Процесс образования для ученика — это успех, преодоление сложностей. Организуя работу на уроках в начальной школе, мы видим, что дети поступают с разным социальным опытом, разным уровнем индивидуального развития. На этих особенностях лежит основа создания индивидуальных условий для воспитания и развития каждого обучающегося, которые определены в целях и задачах ФГОС НОО.

ФГОС НОО обозначает, как и каким должно быть современное образование. Главной целью образования в начальной школе является развитие личности ребенка на базе усвоения познания и освоения мира.

Обращаясь к педагогике, можно определить, что «универсальные учебные действия» понимаются в широком и узком значении. В широком понятии «УУД — это умение учиться, то есть способность младшего школьника развиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное усвоение нового социального опыта», а в узком понятии «УУД — это все виды деятельности обучающихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Универсальные учебные действия — это основа образования и состоит из следующих составляющих системно — деятельностного подхода:

1) развитие и воспитание различных качеств личности: активность, наблюдательность, организованность и др;

2) возрастные, психологические, физиологические особенности;

3) преемственность дошкольного, начального, основного, среднего полного общего образования;

4) роль содержания образования, способы организации образовательной деятельности;

5) формы, методы, средства для организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого;

6) гарантированное достижение планируемых результатов освоения образовательной программы НОО.

Важным условием формирования личности школьника является то, что ученик должен «добывать» знания в процессе собственной учебной деятельности, а не получать их в готовом виде.

Таким образом, главная цель обучения — это развитие у младших школьников культурного и личностного аспекта, именно они развиваются благодаря такой ключевой компетенции, как способность обучаться у компетентного человека. Это определяется тем фактом, что современное общество устанавливает другие приоритеты для образования в целом, в связи с необходимостью внедрения подхода, основанного на навыках, на всех его уровнях. Социальное общество желает видеть выпускника школы, который будет способен быть конкурентоспособным на международном уровне.

Литература:

  1. Василевич, А. П. Проблема изучения языковой компетенции. Лингвистические основы преподавания языка / А. П. Василевич. — М: Просвещение, 1983. — 186 c.
  2. Орлова Г. А. Формирование лингвистической компетенции младших школьников / Начальная школа. — 2004. — № 3. — С. 91–95.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 2015. — 288 с.
  4. Хомский Н. А. Язык и мышление / Н. А. Хомский– М: Издательство Московского университета, 1972. — 136 с.
  5. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно– методическое пособие / А. В. Хуторской — М.: Издательство «Эйдос». — 2013. — 73 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, начальная школа, компетентная личность, компетенция, навык, Федеральный государственный образовательный стандарт, личностное отношение, младший школьник, начальное общее образование, современное общество.


Похожие статьи

Перечень личностных качеств младших школьников

В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи

Личность рассматривается как ценность и приоритет образовательной политики РФ [14].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Формирование личностных учебных действий у младших школьников.

Начальная школа на современном этапе развития общества

В Федеральном государственном стандарте начального образования (ФГОС НОО)

Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить решение таких задач, как

Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности

Начальная школаначальный этап становления человеческой личности.

Формирование личностных результатов школьников в процессе...

Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во

— 191с. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, русский язык в начальной школе...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Проанализированы результаты изучения социальной компетентности младших школьников.

Понятие «социальный» раскрывает связь с обществом и социальное взаимодействие с ним.

Формирование социальных умений и навыков младших школьников осуществляется в ходе специально

(43 %) имеют высокие показатели социальной компетенции, 11 чел.

К вопросу о содержании понятия «компетенция» в образовании...

 В связи с изменениями в обществе и модернизацией образования в современной школе

В научной литературе понятие «компетенция» отличается от понятия «образовательная компетенция»

‒ объекты действительности, в отношении которых вводится компетенция

Образовательная компетенция— это сумма взаимосвязанных знаний, умений, навыков и...

Развитие социальной компетентности младших школьников как...

...школы определено ставит развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду

Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья...

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных...

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Современный учитель начальных классов должен осознать, что его роль заключается не

2012 № 7. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения.

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом.

Развитие коммуникативной компетенции играет огромную роль в современном мире

Воспитывать и развивать детей необходимо уже с начальной ступени образования.

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Данный подход положен в основу Федерального государственного образовательного

Поэтому основная задача школы — выстроить стратегию «образования для будущего».

Одна из главных задач современной системы российского образования — это создание

2. Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для...

Похожие статьи

Перечень личностных качеств младших школьников

В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи

Личность рассматривается как ценность и приоритет образовательной политики РФ [14].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Формирование личностных учебных действий у младших школьников.

Начальная школа на современном этапе развития общества

В Федеральном государственном стандарте начального образования (ФГОС НОО)

Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить решение таких задач, как

Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности

Начальная школаначальный этап становления человеческой личности.

Формирование личностных результатов школьников в процессе...

Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во

— 191с. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники, русский язык в начальной школе...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Проанализированы результаты изучения социальной компетентности младших школьников.

Понятие «социальный» раскрывает связь с обществом и социальное взаимодействие с ним.

Формирование социальных умений и навыков младших школьников осуществляется в ходе специально

(43 %) имеют высокие показатели социальной компетенции, 11 чел.

К вопросу о содержании понятия «компетенция» в образовании...

 В связи с изменениями в обществе и модернизацией образования в современной школе

В научной литературе понятие «компетенция» отличается от понятия «образовательная компетенция»

‒ объекты действительности, в отношении которых вводится компетенция

Образовательная компетенция— это сумма взаимосвязанных знаний, умений, навыков и...

Развитие социальной компетентности младших школьников как...

...школы определено ставит развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду

Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья...

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных...

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Современный учитель начальных классов должен осознать, что его роль заключается не

2012 № 7. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения.

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом.

Развитие коммуникативной компетенции играет огромную роль в современном мире

Воспитывать и развивать детей необходимо уже с начальной ступени образования.

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Данный подход положен в основу Федерального государственного образовательного

Поэтому основная задача школы — выстроить стратегию «образования для будущего».

Одна из главных задач современной системы российского образования — это создание

2. Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для...

Задать вопрос