«Логопедическая палитра»: авторское пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Осипова, И. А. «Логопедическая палитра»: авторское пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. А. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101454/ (дата обращения: 24.04.2024).



Название пособия: «Логопедическая палитра»

Целевая аудитория: развивающее пособие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель : замотивировать детей в освоении фонематических процессов и навыку слогового чтения.

Задачи:

– учить выделять заданный звук;

– познакомить детей с образом букв;

– сформировать навык слогового чтения;

– автоматизировать поставленные звуки.

Наше время требует от нас поиска новых методик, технологий, а также дидактических материалов. Сегодня в продаже множество логопедических игр, но я считаю, что пособие, выполненное своими руками, — это не только эффективная альтернатива фабричным играм, воплощение педагогических идей, но и отличный способ заинтересовать ребенка используя свои цели.

Назначение пособия: пособие представляет собой мобильную игру развивающей направленности. Оно способствует формированию и развитию фонематических процессов, а также формирует навык слогового чтения. Знакомит детей с образом букв, готовит к слоговому чтению и позволяет автоматизировать поставленные звуки в слогах и словах.

«Логопедическая палитра» может быть использована логопедами, воспитателями, родителями, гувернерами на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР.

Технические характеристики

Материал : данное пособие представляет собой пластиковую палитру для рисования с ровной поверхностью, на которую приклеены магниты и конверты с предметными карточками на гласные звуки первого ряда: [А], [О], [У], [Э], [Ы], и согласные — [Р], [Л], [С], [З], [Ш], [Ж]. Все карточки заламинированы, двухсторонние и магнитные. С одной стороны, изображён предмет, с другой стороны буква, на которую начинается название данного предмета. Количество карточек — 46. В данном пособие дополнительно имеются магниты с изображением: хрюшек, мышек, фруктов и домашних животных, вязанные гномы — синего, зелёного, красного цветов и весёлые мини смайлики с присосками. Смайликами дети могут не брать картинку руками, а игрушкой. Гномы в данном пособии помогут детям закрепить понятия гласный и согласный звук (буква).

C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\Screenshot_20230408-125210_Gallery.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\IMG_2825.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\IMG_2827.jpg

Особенности: все материалы пособия не токсичны, безопасны в использовании, имеют приятную на ощупь текстуру и эстетический вид.

Методическая ценность

Уникальность: пособие «логопедическая палитра» позволяет осуществлять решение нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных нозологических групп и возрастов с учётом разных уровней от легкого до сложного, что немало важно.

Область применения: можно использовать в индивидуальной и подгрупповой профилактической и коррекционной работе узких специалистов, воспитателей и родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с ОВЗ.

Задания:

1. «Назови первый звук в слове». Для игры понадобятся конверты с картинками, в которых первый звук гласный. Или конверт(ы) в которых первый звук(и) — согласный. Ребёнок по просьбе взрослого называет картинки, определяет первый звук в слове и кладет ее на палитру. Картинку можно класть буквой вверх.

2. Автоматизация поставленных звуков: [С], [З], [Р], [Л], [Ш], [Ж] в прямых и обратных слогах. У данного задания есть три варианта игры:

а) буква- буква, б) буква — звук и в) звук — звук . В первом варианте буква-буква , ребёнок, выделяя первый звук кладет картинки буквами вверх и по заданию логопеда соединяет их в прямом и обратном направлении. Во втором случае — ребёнок, выделяя первый звук, гласные кладет картинками вверх, а согласный буквой в верх, и в третьем варианте звук — звук, картинки кладутся, не переворачивая на буквы. Ребенок должен назвать слоги, не видя букв в прямом и обратном направлении.

C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\IMG_2829.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\IMG_2830.jpg

3. Посчитай. «Хрюшки — мышки». Ребенок выкладывает всех хрюшек и мышек на палитру и пересчитывает их. 1-хрюшка, 2-хрюшки, 3,4,5-хрюшек.

C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\IMG_2836.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\пособие моё\звуковая палитра\IMG_2837.jpg

4. Ребенку предлагается разделить картинки на группы и назвать их, одним словом. Для этой игры понадобятся магниты с домашними животными и фруктами и 2 палитры.

Результативность данного пособия заключается в том, что, выполняя задания мы достигаем поставленных целей. Дети автоматизируют поставленные звуки, развивают мелкую моторику, знакомятся с образом букв, учатся слоговому чтению, развивают фонематическое восприятие.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слоговое чтение, ребенок, младший школьный возраст, образ букв, пособие, буква, картинка, обратное направление.


Похожие статьи

Методики обследования чтения у младших школьников...

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/.

Обследование чтения и письма у младших школьников. — Минск: Ураджай, 2001.

Мы предположили, что развитие навыка чтения у детей младшего школьного возраста с.

Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова, и.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших...

Дети с нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова, порой изменяют его до неузнаваемости.

Марковой А. К. [1] выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени

— формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также

Нужно показать ребенку картинку, название которой состоит из трех звуков.

Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта...)

...опираясь на графическое изображение буквы, чётко проговариваю соответствующий звук.

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Формирование произносительной стороны речи включает в себя следующие направления.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

«Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка»,- пишет М.В. Панов.[20; 6].

Такого рода упражнения важны для языкового развития младших школьников, учат детей учитывать

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.

‒ Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов...

Букву ребенок сопоставляет с определенным графическим изображением, когда

Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова, и

д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Ступень слогового чтения. На этом этапе узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без особых трудностей.

Использование эффективных методов обучения при дисграфии...

Изографами называются картинки, на которых слова записаны буквами, расположение

Посчитай, сколько звуков и букв в этом слове. Изограф 1.

Использовать изографы советуют именно в тот период обучения, когда освоено слоговое чтение и письмо печатными буквами.

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются.

Методические рекомендации на этапе введения глобального...

Педагог достает картинку из коробки и предъявляет ее ребенку, называя изображение.

Достали картинку, назвали, убрали обратно в коробку, закрыли ее, постучали в коробку.

Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова, и.

чтение букв; чтение цифр и др. знаков. Далее подробно остановимся на методике глобального чтения.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

1) дети запоминают и узнают буквы, а также учатся соединять буквы в слоги; 2) легко узнают слоги и объединяют их в слова. Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква.

Чтение слога — это произнесение нескольких звуков на одном выдохе.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая...

Влияние познавательной игры на развитие фонематического слуха...

 В школьный период игры на уроках приобретают наиболее развитую форму и помогают развитию

Рис. 1 Образное представление звуков в познавательных играх на уроках обучения грамоте.

Условия игры:(на доске картинки с изображением разных предметов).

Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

Похожие статьи

Методики обследования чтения у младших школьников...

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/.

Обследование чтения и письма у младших школьников. — Минск: Ураджай, 2001.

Мы предположили, что развитие навыка чтения у детей младшего школьного возраста с.

Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова, и.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших...

Дети с нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова, порой изменяют его до неузнаваемости.

Марковой А. К. [1] выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени

— формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также

Нужно показать ребенку картинку, название которой состоит из трех звуков.

Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта...)

...опираясь на графическое изображение буквы, чётко проговариваю соответствующий звук.

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Формирование произносительной стороны речи включает в себя следующие направления.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

«Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка»,- пишет М.В. Панов.[20; 6].

Такого рода упражнения важны для языкового развития младших школьников, учат детей учитывать

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.

‒ Синтез звуков и слогов в слове. ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов...

Букву ребенок сопоставляет с определенным графическим изображением, когда

Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова, и

д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Ступень слогового чтения. На этом этапе узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без особых трудностей.

Использование эффективных методов обучения при дисграфии...

Изографами называются картинки, на которых слова записаны буквами, расположение

Посчитай, сколько звуков и букв в этом слове. Изограф 1.

Использовать изографы советуют именно в тот период обучения, когда освоено слоговое чтение и письмо печатными буквами.

Итак, нарушения письма (дисграфия) у детей младшего школьного возраста изучаются.

Методические рекомендации на этапе введения глобального...

Педагог достает картинку из коробки и предъявляет ее ребенку, называя изображение.

Достали картинку, назвали, убрали обратно в коробку, закрыли ее, постучали в коробку.

Уже потом, в процессе чтения, ребенок производит синтез букв в слоги, а слоги в слова, и.

чтение букв; чтение цифр и др. знаков. Далее подробно остановимся на методике глобального чтения.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

1) дети запоминают и узнают буквы, а также учатся соединять буквы в слоги; 2) легко узнают слоги и объединяют их в слова. Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква.

Чтение слога — это произнесение нескольких звуков на одном выдохе.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая...

Влияние познавательной игры на развитие фонематического слуха...

 В школьный период игры на уроках приобретают наиболее развитую форму и помогают развитию

Рис. 1 Образное представление звуков в познавательных играх на уроках обучения грамоте.

Условия игры:(на доске картинки с изображением разных предметов).

Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

Задать вопрос