Специфика анализа образов и сюжетов в нарративе японской манги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 17.04.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Лычкина, Л. Н. Специфика анализа образов и сюжетов в нарративе японской манги / Л. Н. Лычкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101708/ (дата обращения: 20.04.2024).



В последнее время манга становится все более и более популярной в России. В конце 2021 года «Тинькофф Журнал» [2] собрал статистику на тему того, какие комиксы читают в России. Оказалось, что манга является безоговорочным лидером. Это подтвердили данные Ozon — на мангу приходится 11 % от всех запросов в разделе «Книги», а также данные «Объявлений ВКонтакте» и «Юлы» — 46 % всех продаж приходится на мангу. Данный продукт становится все более популярным на рынке книг, поэтому он представляет интерес для исследования. В качестве примера можно обратиться к манге Хадзимэ Исаямы «Атака титанов». В 2019 году издатели праздновали отметку в честь 100 миллионов проданных копий манги [16]. В последние годы интерес к манге только подкреплялся благодаря выпуску одноименного аниме по мотивам манги. «Кинопоиск» даже назвал «Атаку титанов» «главным сериалом мира» в 2022 году [4]. Если рассматривать сюжет, то некоторые издания считают, что он во многом вдохновлен скандинавской мифологией. К примеру, канадское издание «CBR», посвященное комиксам, включило «Атаку титанов» в подборку восьми аниме, вдохновленных мифологией скандинавов [6]. В рамках данной статьи мы рассмотрим необходимую теоретическую базу, которую следует использовать при анализе манги как визуального произведения, в котором происходит трансформация мифологических сюжетов и образов.

Использование теории архетипов при создании образов

А. Раней в своей работе «Expanding disposition theory: Reconsidering character liking, moral evaluations, and enjoyment» [14], посвященной исследованию нарративов, сделал интересное замечание. Автор утверждает, что зритель сталкивается с множеством нарративов, вследствие чего непроизвольно выстраивает для себя схемы, по которым определяет, можно ли считать персонажа хорошим или же персонаж является плохим. Подобные схемы из-за создания определенной структуризации характеристик героев напоминают теорию архетипов. Следовательно, первая теория, которую необходимо рассмотреть в этой главе, — это теория архетипов, на которую часто опираются при создании образов в нарративе. И хотя, как утверждают авторы работы «Archetypes and Narrative Processes» [9], образы, которые полностью опираются на архетипы, являются более легкими для восприятия аудиторией, это не означает, что комплексный персонаж не обладает чертами архетипов, пускай и не одного, а нескольких.

Теперь же обратимся к самой теории архетипов. Основоположником этой теории является Карл Юнг, который впервые ввел термин «архетип» в своей работе «Архетипы и коллективное бессознательное». Если обращаться к Юнгу [10], то он выдвинул гипотезу о том, что существует некое коллективное бессознательное — оно является наследственным и «включает содержания и модели поведения, которые встречаются повсюду и у всех индивидов». Уже на основе этого Юнг выделил несколько подобных моделей поведения — архетипов, которые являются отличающимися паттернами в поведении людей и могут помочь классифицировать это поведение. Однако нам необходимо обратиться к другой модели архетипов, так как Юнг рассматривает архетипы в статике, никак не классифицируя их на возможные этапы развития личности. Именно поэтому работа «Пробуждения внутренних героев» Кэрол Пирсон [12] — последовательницы Юнга — представляет для нас больший интерес. Пирсон представляет развитие личности (а в нашем случае — героя) как путь, состоящий из 3 ступеней: подготовка, путешествие и возвращение из путешествия. По Пирсон, подготовка позволяет обрести безопасность и успех в мире, путешествие — стать самобытным, а возвращение — научиться выражать самобытность и свободу, которую обретает личность. Пирсон выделяет 12 архетипов, каждый из которых принадлежит к определенному этапу. Этапу «подготовка» соответствуют архетипы «невинный», «сирота», «воин» и «опекун». Этапу «путешествие» — архетипы «искатель», «разрушитель», «любящий», и «творец». И к последнему этапу «возвращение» относятся архетипы «правитель», «маг», «мудрец» и «дурак». У каждого архетипа есть свои характеристики, по которым Пирсон их разделяет. В эти характеристики входят цель, страх, реакция на проблему, задача и добродетель. У каждого архетипа есть несколько уровней, а также теневая сторона [12].

Если рассматривать архетипы в контексте манги, то там они активно используются. В своей работе «Mangatopia. Essays on Manga and Anime in the Modern World» авторы отмечают, что с созданием манги «Дракон Лун», относящейся к тогда еще зарождающемуся жанру сенен, чаще стал использоваться архетип, который в японской культуре прозвали «Рюи Ошикоджи» — именем одного из героев этой манги [8]. Однако аналогий с другими моделями — к примеру, с рассматриваемой нами моделью Пирсон — не проводилось.

Использование теории мономифа и функций сказки при построении сюжета

Юрий Лотман в работе «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» [3] утверждал, что нарратив всегда сюжетен, поэтому рассмотрим две работы, которые помогут определить функции отдельных этапов сюжета в нарративе. Первая работа — труд Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Основываясь на работах Карла Юнга и существовании концепции бессознательного, Кэмпбелл утверждал, что любая история подчиняется структуре мономифа, которая в свою очередь состоит из трех частей. Эти части включают в себя исход, инициацию и возвращение, которые также делятся на следующие подпункты: зов к странствиям; отвержение зова; сверхъестественное покровительство; преодоление первого порога; во чреве кита; путь испытаний; встреча с Богиней; женщина как искусительница; примирение с отцом; апофеоз; вознаграждение в конце пути; отказ от возвращения, волшебное бегство; спасение извне; пересечение порога, ведущего в мир повседневности; властелин двух миров; свобода жить. Некоторые из вышеперечисленных элементов могут опускаться в зависимости от сюжета.

Вторая работа, на которую стоит опираться при анализе сюжета, — «Морфология волшебной сказки» В. Я. Проппа. Как и Кэмпбелл, Пропп утверждал, что волшебная сказка подчинена единой структуре — в ней встречаются одни и те же функции. Некоторые из функций могут опускаться от сказки к сказке, однако список возможных функций унифицирован для всех сказок [5].

Важно помнить, что сюжет манги обладает своими особыми характеристиками из-за ее структуры (манга, подобно комиксам, разбита на фреймы). В работе «Understanding Comics: The Invisible Art» Скотт Макклауд [11] рассматривал визуальный язык комиксов и выделил несколько типов сюжетных переходов между фреймами, среди которых:

  1. Момент к моменту — показывается малая часть действия;
  2. Действие к действию — действие показывается полностью;
  3. Предмет к предмету — переход от персонажа к персонажу;
  4. Сцена к сцене — переход от одной обстановке к другой;
  5. Аспект к аспекту — выход за рассматриваемую временную рамку, чтобы показать разные аспекты обстановки;
  6. Непоследовательный — у перехода между фреймами нет логики.

Позже автор работы «Japanese Visual Language: The structure of manga» [7] проанализировал труд Макклауда и выяснил, что распределение в американских комиксах и японской манге совершенно разное. Если в американских комиксах предпочтение отдают преимущественно двум видам переходов и в целом используют всего три типа, то в японской манге активно используют три вида переходов и еще два в качестве дополнительных. Как утверждает автор, в японской манге часто используются следующие переходы: действие к действию, предмет к предмету и аспект к аспекту. Из-за этого сюжет может как ускоряться, так и замедляться, что влияет на пропуск определенных функций (как по Кэмпбеллу, так и по Проппу) и в целом на порядок этих функций в манге.

Использование концепции знака при создании сюжета

Еще одна вещь, на которую необходимо обратить внимание при дальнейшем анализе сюжетов, — знаки. В работе «Manga story-telling/showing» A.Rommens [15] утверждает, что читать мангу — это читать картинки, порядок которых задает тон повествованию. В этой же статье автор сравнивает европейские комиксы и японскую мангу и приходи к следующему выводу: в европейских комиксах действие, показанное посредством рисунка, часто дублируется текстовым блоком, который по смысловому наполнению дублирует то, что нарисовано в фрейме. Что же касается японской манги, то автор утверждает, что в ней почти нет объясняющих текстовых блоков, так как это «нарушило бы визуальный континиум последовательности изображений». В манге используется техника «глаз-камера»: сюжет объясняется через визуальные знаки, исключение составляют диалоги.

Для понимания корректной интерпретации знаков обратимся к работе Ролана Барта «Система моды. Статьи по семиотике культуры» [1]. Барт различает у знака две составляющие — денотат и коннотат. Денотат сообщает очевидный смысл знака, а коннотат символический смысл, некую надстроенную семиологическую систему. При анализе сюжета необходимо работать в основном с коннотатом, так как в нем обычно и содержатся отсылки на другие произведения.

Типология Чарльза Пирса состоит из иконы — она содержит прямую связь с объектом, индекса — он имеет общее свойство с объектом, символа — он имеет произвольную связь с объектом, то эта типология меньше подходит для наших целей [13]. Как упомянуто в работе A. Rommens [15], она больше подходит для описания героев манги. Герои в манге относятся к индексу, так как они имеют общие узнаваемые черты лица, а также создаются благодаря определенному типу рисовки. Для знаков, которые имеют большее значение именно для сюжета, а не для идентификации самого произведения, удобнее использовать систему Ролана Барта.

Литература:

  1. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. — Москва: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 512 c. — Текст: непосредственный.
  2. Какие комиксы читают в России. — Текст: электронный // Тинькофф Журнал: [сайт]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/comics/ (дата обращения: 14.06.2022).
  3. Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы / Ю. Лотман. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973 — Текст: непосредственный.
  4. Почему «Атака титанов» — главный сериал мира прямо сейчас / Кинопоиск. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=1XimbCSB-4k (дата обращения: 15.06.2022).
  5. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — 640 c. — Текст: непосредственный.
  6. 8 Anime That Incorporate Norse Mythology. — Текст: электронный // Comic Book Resources: [сайт]. — URL: https://www.cbr.com/anime-with-norse-mythology/ (дата обращения: 14.06.2022).
  7. Cohn, N. (1009). Japanese visual language: The structure of Manga. Manga: An Anthology of Global and Cultural Perspectives, 187–203. https://doi.org/10.5040/9781628928136.ch-011
  8. Cornog, M., Perper, T. (2011). Mangatopia: Essays on Manga and Anime in the Modern World. Santa Barbara, Calif.: Libraries Unlimited.
  9. Green, M. C., Fitzgerald, K., & Moore, M. M. (2019). Archetypes and narrative processes. Psychological Inquiry, 30(2), 99–102. https://doi.org/10.1080/1047840x.2019.1614808
  10. Jung, C. (1980). The archetypes and the collective unconscious. In The collected works of C. G. Jung, vol. 9, part 1 (pp. 3–41). Princeton, NJ: Princeton University Press.
  11. McCloud, Scott. 1993. Understanding Comics: The Invisible Art. New York, NY: Harper Collins.
  12. Pearson, C. (1991). Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World — New York: HarperCollins, 1991.
  13. Peirce, C. (1931). Collected Papers of Charles Sanders Peirce (Vol. 2). Harvard University
  14. Raney, A. A. (2004). Expanding disposition theory: Reconsidering character liking, moral evaluations, and enjoyment. Communication Theory, 14(4), 348–369. doi:10.1111/j.1468–2885.2004.tb00319.x
  15. Rommens, A. (2000). Manga story-telling/showing. Online Magazine of the Visual Narrative, (1).
  16. ボンボンTV 【超巨大】ニューヨークの壁に「進撃の巨人」を描いてみた!/We drew «Attack on Titan» on the wall in New York!!!! [Super huge] / ボンボンTV. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=KFQDbHNSj8g (дата обращения: 14.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): японская манга, архетип, манга, работа, автор работы, анализ сюжета, вид переходов, волшебная сказка, Россия, создание образов.


Похожие статьи

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги.

Ключевые слова: аниме, манга, косплей, японская визуальная культура, поп-культура, отаку.

По этой же причине аниме и манга распространилась в России в постсоветскую эпоху, позволив

Таким образом, интернационализация манги и аниме, скорее всего, будет только расширяться в...

Волшебные сказки Японии и Европы: сравнительный анализ

Библиографическое описание: Скоробогатова, А. В. Волшебные сказки Японии и Европы

 С начала XXI века активно ведётся работа по исследованию и сравнению культур Европы и Азии.

Выстороп, А. О. Русские и японские волшебные сказки: сравнительный анализ

Благодаря героям одной из таких манг, в опустевшем торговом квартале японского города...

Взрослеющий и архетипический образ героя.

Библиографическое описание: Могила, А. В. Взрослеющий и архетипический образ героя.

младшим школьникам, представленный практикой прочтения японских комиксов манга / А. В. Могила.

литератур и массовых культур на примере популярных комиксов манга (Япония).

Суть этапа заключается в создании итогового продукта — изображении или описании героя, к...

Кантемирова Виктория Александровна — Информация об авторе

Авторы: Песоцкая Светлана Александровна, Кантемирова Виктория Александровна.

Библиографическое описание: Песоцкая, С. А. Повесть Вана Мэна «Мотылек» в свете национальных архетипов китайской культуры / С. А. Песоцкая, В. А. Кантемирова.

TPRINT: печать высшего класса | Статья в журнале...

В статье автор определяет особенности построения дизайна упаковки. Определена роль дизайна в процессе создания образа бренда.

В данной работе представлены этапы и методы разработки информационной системы интернет-магазина.

В основу научного труда положен способ теоретического анализа, изучения современных авторов об особенностях в области...

Cossacks Wedding Ceremony Analysis in Northeast of Iran...

Cossacks are ethnic group or small community that traveled to northeast parts of Iran for communized-political, cultural, religious pressure after Russian 1917 revolution. This group obeys from ancient customs and regulations that show their ethnic identity and indexes. It is tried in this research to...

Статьи по ключевому слову "Япония" — Молодой учёный

Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан.

Образ Японии накануне Русско-Японской войны. Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г. — Гусаревич А. В.

Статьи по ключевому слову "Япония" — Молодой учёный

Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан.

Образ Японии накануне Русско-Японской войны. Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г. — Крипакова А. В.

Определитель возмущения для обобщенной модели Фридрихса

В настоящей работе рассматривается обобщенная модель Фридрихса , действующих в прямом сумме 0 — и 1 — частичных подпространств Фоковского пространства.

Теорема 1.Определитель возмущения оператора относительно оператора имеет вид.

Похожие статьи

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги.

Ключевые слова: аниме, манга, косплей, японская визуальная культура, поп-культура, отаку.

По этой же причине аниме и манга распространилась в России в постсоветскую эпоху, позволив

Таким образом, интернационализация манги и аниме, скорее всего, будет только расширяться в...

Волшебные сказки Японии и Европы: сравнительный анализ

Библиографическое описание: Скоробогатова, А. В. Волшебные сказки Японии и Европы

 С начала XXI века активно ведётся работа по исследованию и сравнению культур Европы и Азии.

Выстороп, А. О. Русские и японские волшебные сказки: сравнительный анализ

Благодаря героям одной из таких манг, в опустевшем торговом квартале японского города...

Взрослеющий и архетипический образ героя.

Библиографическое описание: Могила, А. В. Взрослеющий и архетипический образ героя.

младшим школьникам, представленный практикой прочтения японских комиксов манга / А. В. Могила.

литератур и массовых культур на примере популярных комиксов манга (Япония).

Суть этапа заключается в создании итогового продукта — изображении или описании героя, к...

Кантемирова Виктория Александровна — Информация об авторе

Авторы: Песоцкая Светлана Александровна, Кантемирова Виктория Александровна.

Библиографическое описание: Песоцкая, С. А. Повесть Вана Мэна «Мотылек» в свете национальных архетипов китайской культуры / С. А. Песоцкая, В. А. Кантемирова.

TPRINT: печать высшего класса | Статья в журнале...

В статье автор определяет особенности построения дизайна упаковки. Определена роль дизайна в процессе создания образа бренда.

В данной работе представлены этапы и методы разработки информационной системы интернет-магазина.

В основу научного труда положен способ теоретического анализа, изучения современных авторов об особенностях в области...

Cossacks Wedding Ceremony Analysis in Northeast of Iran...

Cossacks are ethnic group or small community that traveled to northeast parts of Iran for communized-political, cultural, religious pressure after Russian 1917 revolution. This group obeys from ancient customs and regulations that show their ethnic identity and indexes. It is tried in this research to...

Статьи по ключевому слову "Япония" — Молодой учёный

Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан.

Образ Японии накануне Русско-Японской войны. Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г. — Гусаревич А. В.

Статьи по ключевому слову "Япония" — Молодой учёный

Роль японо-американского альянса безопасности на современном этапе и последствия для России.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан.

Образ Японии накануне Русско-Японской войны. Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г. — Крипакова А. В.

Определитель возмущения для обобщенной модели Фридрихса

В настоящей работе рассматривается обобщенная модель Фридрихса , действующих в прямом сумме 0 — и 1 — частичных подпространств Фоковского пространства.

Теорема 1.Определитель возмущения оператора относительно оператора имеет вид.

Задать вопрос