Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 17.04.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Молоткова, А. Н. Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота / А. Н. Молоткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101677/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Ключевые слова: программирование, алгоритмика, ЛогоРобот, Bee-Bot программа, дошкольники, младшие школьники.

ЛогоРобот — увлекательная игрушка для игры, развития, соревнований.

Как всем известно, основы знаний у детей закладываются через игру. Задача взрослых — предложить ту игру, которая будет не просто интересна детям, но и полезна для их развития. В наше время ребёнок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования. Первое знакомство детей дошкольного младшего школьного возраста с основами программирования может происходить благодаря работе с мини роботом Bee-Bot, которого так же называю ЛогоРоботом, Умной пчёлкой или просто Пчёлкой. В настоящее время существуют также похожие по аналогии роботы такие как «Робомышь», «Божья коровка» и др. С помощью этих роботов можно организовать многочисленные забавные активности. При этом развиваются не только алгоритмическое мышление детей и навыки работы с цифровыми устройствами, но и их моторные навыки, способность прогнозировать поведение робота, ну и конечно — настойчивость, а также умение искать и исправлять ошибки.

«Bee-Bot» чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и симпатичный дизайн. Этот яркий, красочный и дружелюбный маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения. Дети с большим удовольствием занимаются с ЛогоРоботами.

Мы познакомились с этим замечательным инструментом уже более 6 лет назад в рамках программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», реализуемой в нашем учреждении. Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Робототехника» этой программы представлена различными робототехническими наборами, в числе которых ЛогоРобот «Bee-Bot»

Программа мини робота задается путём последовательного нажатия кнопок, каждая из которых соответствует определённой команде. Одно нажатие кнопки — это одна команда: «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево», «Пауза», «Пуск», «Очистить». Команды «Вперед» и «Назад» дает задание на перемещение робота на один шаг, который равен 15 сантиметрам. При использовании команд «Вправо», «Влево» робот разворачивается в правую или левую сторону на 90°. Команда «Пауза» вызывает остановку робота на 1 секунду. Нажатие кнопки «Пуск» дает роботу команду к началу выполнения заданной программы, при этом робот подает звуковой и световой сигналы и начинает выполнять команды. После завершения выполнения программы необходимо очистить память. ЛогоРобот обладает памятью на 40 шагов.

В работе с мини роботом применяется дополнительное оборудование — это кубики с нанесёнными на них командами, визуализирующие управление роботами, тематические карточки с изображением различных предметов, накладки-толкатели.

В этом году при поддержке Управления образования наш Центр инициировал проведение Соревнования «ЛогоРобот» для детей дошкольного и младшего школьного возраста по соревновательной алгоритмике и основам программирования.

Цель соревнования — повышение интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к программированию и робототехнике.

Задачи соревнования:

Популяризация программирования, научно-технического творчества среди детей дошкольного и младшего школьного возраста;

Развитие познавательных интересов у детей в области робототехники и научно-технического творчества;

Расширение технического кругозора и проведение ранней профориентации;

Содействие в реализации потенциальных возможностей детей.

Алгоритм подготовки к соревнованиям включал: разработку Положения, Регламента соревнований, подготовку необходимых оборудования и материалов согласно Регламенту.

В зависимости от наличия роботов в образовательных учреждениях, для подготовки участников к соревнованиям были предложены 3 варианта. Первое — это онлайн-сервис https://beebot.terrapinlogo.com/, на котором в режиме он-лайн можно познакомиться с работой «Bee-Bot» и отработать навык управления им. Второй вариант: мы организовали командам тренировочные сборы на базе нашего Центра. Третий вариант: команды могли взять у нас робота для подготовки.

Основное условие для проведения соревнований — это, конечно, наличие роботов. У нас эти роботы есть в количестве 10 штук.

Необходимые материалы и оборудование на 1 команду включают: один «Bee-Bot»; 1 игровое поле, состоящее из 25 квадратов размером 15 на 15 (Рис.1); 10 «Стоп-карточек» (карточки с изображениями для обозначения мест куда робот не должен заходить) (Рис.2); 3 вида стрелочек для составления алгоритма движения по 10 штук каждого вида (Рис.4); «Карта-схема» (Рис.5). для запоминания с изображением поля и расположением «Стоп-карточек», карточки обозначающей финиш (Рис.3), с изображение стрелки обозначающей направление Бибота; секундомер; макеты наградных материалов. Поля и карточки можно подготовить самостоятельно, распечатав их на цветном принтере.

Само соревнование включало в себя три тура. Первый тур «Лабиринт» (составление лабиринта по схеме). Согласно заданию, необходимо было составить лабиринт по «Карте-схеме» Изучив в течении 10 секунд «Карту-схему» участники должны были запомнить её, после чего расставить «Стоп-карточки» и составить лабиринт. При составлении учитывалось время выполнения.

Второй тур «Подготовка к передвижению» (программирование по условиям). Второй тур предполагал два этапа.

Согласно заданию первого этапа, участники должны были выложить алгоритм передвижения при помощи карточек со стрелочками, выбрав при этом самый короткий путь от старта к финишу.

По заданию второго этапа участники должны были запрограммировать робота согласно составленному алгоритму. При оценке также учитывалась скорость выполнения задания.

Третий тур. «Передвижение» (пуск и движение робота). В третьем туре оценивалась правильность и скорость программирования робота.

При подведении итогов учитывались результаты всех трех туров.

По итогам соревнований каждый участник получил диплом участника, победители получили дипломы за 1, 2, 3 место, руководители награждены благодарностями за подготовку участников и победителей соревнований.

Это наш первый опыт организации соревнования с ЛогоРоботами, и этот опыт показался нам очень успешным, в дальнейшем мы планируем проводить его ежегодно.

Шаблон для оформления поля (квадрат 15х15 см)

Рис. 1. Шаблон для оформления поля (квадрат 15х15 см)

«Стоп карточки»

Рис. 2. «Стоп карточки»

«Карточка-финиш»

Рис. 3. «Карточка-финиш»

Стрелочки для выкладывания алгоритма

Рис. 4. Стрелочки для выкладывания алгоритма

Примерная карта-схема

Рис. 5. Примерная карта-схема

Размещение оборудования перед началом соревнования

Рис. 6. Размещение оборудования перед началом соревнования

Литература:

  1. Волосовец, Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, А. С. Аверин. — 2019: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Логороботы. — Текст: электронный // Учебные технологии: [сайт]. — URL: https://edu-teh.ru (дата обращения: 13.04.2023).
  3. Напольный робот для детского сада — так ли прост?. — Текст: электронный // Новатор: [сайт]. — URL: http://archive.novator.team/ (дата обращения: 13.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, робот, команда, основа программирования, ребенок, замечательный инструмент, нажатие кнопки, наличие роботов, научно-техническое творчество, подготовка участников.


Ключевые слова

младшие школьники, программирование, дошкольники, алгоритмика, ЛогоРобот, Bee-Bot программа

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам программирования...

 В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе

Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные концепции программирования.

Главное — призвать на помощь особые, «детские» языки программирования.

Применение обучающего робота возможно, как в любой образовательной области, так и с любого возраста...

Программирование в дошкольном возрасте | Статья в журнале...

Ключевые слова: алгоритм, пиктограммы, программирование, программа, робот, дошкольник, ПиктоМир. Развитие человечества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Первая ступень освоения программирования началась в МАДОУ № 23 с детьми старшей группы.

Команды «вправо-влево» исполнитель выполняет относительного своего тела.

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для...

У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь

На занятиях используются реальные роботы, управляемые из «ПиктоМира» [5, 6].

Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в

Дети знакомятся с понятием — робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными...

Робототехника как инструмент пропедевтики инженерного...

Библиографическое описание: Юденко, А. В. Робототехника как инструмент пропедевтики инженерного образования / А. В

в команде способствует сплочению учащихся и развитию коллективной деятельности.

Ключевые слова: образовательная робототехника, обучение младших школьников.

Основы обучения робототехники в школе как способ повышения...

Робототехника: конструирование и программирование

По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов: научно-технический фестиваль «Мобильные роботы» им. Профессора Е. А. Девянина с 1999 г., игры роботов «Евробот» — с 1998 г., международные состязания роботов в России — с 2002 г...

Проект научно-технической направленности «Роботы бывают...»

...парциальной программы «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Затем более творческие дети, имеющие склонности к техническому творчеству, стали

специально разработанные для детей дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ.

В перспективеунас стоит ознакомление детей с роботехническим набором «My robot time.

Формирование познавательного интереса у учащихся средствами...

В процессе обучения детей одним из ключевых моментов является развитие познавательного интереса.

Роботам стараются найти применение в школьном процессе обучения, и у детей просыпается интерес к изучению

Конструирование по замыслу (здесь детям даётся полная свобода творчества.

Здесь упор также идет не на сборку моделей, а их программирование.

Учебный курс по основам электроники и робототехники в системе...

...в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста.

По окончании курса данная тетрадь может стать инструментом для создания собственных

Основным образовательным набором для обучения основам электроники и робототехники

Если ребенок интересуется данным направлением с самого младшего возраста, он может.

Конструкторы lego и робототехника в современном школьном...

Роботы и сама дисциплина — робототехника имеют те же базовые принципы, что и детские

Я могу предположить и выдвинуть гипотезу, что конструирование детьми роботов из

Включение в школьную программу робототехники позволит получить навыки в сфере робототехники и

Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких.

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам программирования...

 В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе

Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные концепции программирования.

Главное — призвать на помощь особые, «детские» языки программирования.

Применение обучающего робота возможно, как в любой образовательной области, так и с любого возраста...

Программирование в дошкольном возрасте | Статья в журнале...

Ключевые слова: алгоритм, пиктограммы, программирование, программа, робот, дошкольник, ПиктоМир. Развитие человечества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Первая ступень освоения программирования началась в МАДОУ № 23 с детьми старшей группы.

Команды «вправо-влево» исполнитель выполняет относительного своего тела.

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для...

У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь

На занятиях используются реальные роботы, управляемые из «ПиктоМира» [5, 6].

Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в

Дети знакомятся с понятием — робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными...

Робототехника как инструмент пропедевтики инженерного...

Библиографическое описание: Юденко, А. В. Робототехника как инструмент пропедевтики инженерного образования / А. В

в команде способствует сплочению учащихся и развитию коллективной деятельности.

Ключевые слова: образовательная робототехника, обучение младших школьников.

Основы обучения робототехники в школе как способ повышения...

Робототехника: конструирование и программирование

По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов: научно-технический фестиваль «Мобильные роботы» им. Профессора Е. А. Девянина с 1999 г., игры роботов «Евробот» — с 1998 г., международные состязания роботов в России — с 2002 г...

Проект научно-технической направленности «Роботы бывают...»

...парциальной программы «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Затем более творческие дети, имеющие склонности к техническому творчеству, стали

специально разработанные для детей дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ.

В перспективеунас стоит ознакомление детей с роботехническим набором «My robot time.

Формирование познавательного интереса у учащихся средствами...

В процессе обучения детей одним из ключевых моментов является развитие познавательного интереса.

Роботам стараются найти применение в школьном процессе обучения, и у детей просыпается интерес к изучению

Конструирование по замыслу (здесь детям даётся полная свобода творчества.

Здесь упор также идет не на сборку моделей, а их программирование.

Учебный курс по основам электроники и робототехники в системе...

...в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста.

По окончании курса данная тетрадь может стать инструментом для создания собственных

Основным образовательным набором для обучения основам электроники и робототехники

Если ребенок интересуется данным направлением с самого младшего возраста, он может.

Конструкторы lego и робототехника в современном школьном...

Роботы и сама дисциплина — робототехника имеют те же базовые принципы, что и детские

Я могу предположить и выдвинуть гипотезу, что конструирование детьми роботов из

Включение в школьную программу робототехники позволит получить навыки в сфере робототехники и

Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких.

Задать вопрос