Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.04.2023

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Кухарчук, А. В. Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен / А. В. Кухарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101656/ (дата обращения: 25.04.2024).



Многие страны мира уже не первый год идут по пути инклюзивного образования, уже успев накопить определенный опыт для его реализации. При этом, говоря об инклюзивном образовании, подразумевается не только обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, но и подготовку учителей для работы с такими учащимися.

Концепция инклюзивного образования, функционирующая в нашей стране, требует не только перестройки хода преподавания в самой школе, но и подготовку, либо переподготовку педагога иностранного языка, готового и умеющего организовать предельно благоприятные условия для развития всех детей, обучающихся в инклюзивных классах. В РФ, так же как и в большинстве Европейских стран, имеются кафедры инклюзивного и коррекционного образования не только в преподавательских высших учебных заведениях, но и в университетах, где учебный процесс предполагает как изучение теории, так и практическую подготовку студентов.

Работа в условиях инклюзивного образования требует от учителя иностранного языка не только изменения профессиональных приоритетов, но и изменение стиля работы. Обучение детей в инклюзивном классе спрашивает от преподавателя высококлассной и индивидуальной опытности, выдержки, готовности к решению появляющихся проблем, искусства построить персональную образовательную траекторию не только для детей с инклюзией и здоровых детей, но и организовать самообразование.

В наши дни под инклюзивным образованием понимается форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Или, говоря простым языком, это процесс введения в активную жизнь социума детей, имеющих проблемы в физиологическом развитии, в том числе с инвалидностью или умственными особенностями.

По мнению Кашаповой М. Л., интегрированное (инклюзивное) образование — это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, либо в средних и высших образовательных учреждениях. Инклюзивное образование является более широким процессом интеграции, который подразумевает доступность образования для всех и развитие общего и профессионального образования, в плане приспособления к всевозможным нуждам обучающихся [1, С. 105].

Алехина С. В. описывает инклюзию как концепцию социальную [2, С. 6].

Митчелл Д. же считает, что инклюзия — это центральная идея развития современного образования, которая затрагивает глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает, что любой человек может быть включен в общественные отношения [3].

Cлово «инклюзия», inclusion, произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В современном мире это слово стало термином, в большей степени отражающим новое понятие как в образовании, так и на месте человека в обществе.

История возникновения и развития инклюзии и инклюзивного образования берет свое начало в Скандинавских странах, США и Японии. В 1970-х годах в Скандинавии приняли принцип «нормализации», который позволял людям с инвалидностью «вести повседневную жизнь и жить в условиях, предельно форсированных к условиям жизни в обычном обществе». С того периода стартовали разработка и введение нормативных актов, содействующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашён принцип инклюзивного образования и введён в международную практику термин «инклюзия». В принятой декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями были записаны основные принципы инклюзии:

  1. Каждый ребёнок имеет основное право на образование и обязан иметь возможность получать и поддерживать удовлетворительный уровень знаний.
  2. Каждый ребёнок имеет неповторимые особенности, интересы, таланты и учебные потребности.
  3. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы преподавания так, чтобы брать во внимание различие этих свойств и потребностей.
  4. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны организовать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребёнка.
  5. Средние школы с инклюзивной ориентацией являются действенным средством борьбы с дискриминацией, делают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и рентабельность системы образования.

В 2000 году в Дакаре на Всемирном форуме по образованию было основано интернациональное движение «Образование для всех», участники которого выступили за доступность высококачественного базового образования для детей, молодёжи и взрослых [2, С. 12]. 13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, в которую вошли утверждения об инклюзивном образовании. Формирование включающего образования является ключевым направлением ЮНИСЕФ.

Наиболее совершенную законодательную базу в области инклюзивного образования имеют Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Испания, Швеция, США и Великобритания [2, С. 15].

В России первые инклюзивные образовательные учреждения возникли на границе 1980–1990 годов. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». Осенью 1992 года была основана программа «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в одиннадцати регионах государства создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Чтобы специализировать преподавателей к работе с детьми с инклюзией в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических институтов курсы «Основы специальной педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». 31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с инклюзией. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне [1, С. 105].

Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [1, С. 106].

В Казахстан же инклюзивное образование пришло не так давно. В нашу страну инклюзивное образование стало внедряться только с 2011 года. На сегодняшний день в 1286 школах организовано инклюзивное образование для 15 721 детей. 1 429 детей инклюзивно совместно со здоровыми детьми посещают 98 детских сада. Сегодня инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений развития образования в нашей стране. Реализация инклюзивного образования чрезвычайно сложный процесс, требующий не только перепланировки помещений и подготовки компетентных специалистов для работы в школах, но и изменения сознания общества, проявления толерантности и принятия идеи уникальности каждой личности.

В настоящее время в Республике Казахстан разработана определенная нормативно-правовая база, регулирующая на государственном уровне необходимые условия включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, в соответствии с которыми в дошкольных и школьных организациях, осуществляющих корпоративное обучение детей с нормальными и нарушенным развитием, организовываются подходящие условия.

В Казахстане около 16 тысяч детей с ограниченными возможностями (ОВ) интегрированы в среду их естественно развивающихся ровесников. По данным Республиканской ПМПК в 2013 году 11276 детей обучались в специальных группах и классах общеобразовательных организаций. 15397 интегрированы в общеобразовательные организации с коррекционной поддержкой, 21159 детей — без коррекционной поддержки. Итого 23 % детей с инклюзией обучались в режиме инклюзивного образования.

Подобное положение дел является отблеском итога неполной реализации одной из задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы: развитие системы инклюзивного образования, что представляет разработку:

  1. модульных программ интегрированного обучения детей с инклюзией;
  2. правил интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, определении форм интеграции для детей с особыми образовательными потребностями;
  3. правил организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Вопросы обеспечения инклюзивного обучения данной категории лиц определены в Законе РК № 319-III от 27. 2007 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29. 2014 г.), а также в других нормативных правовых актах.

В психолого-педагогической и нормативно-правовой литературе по теме инклюзивного образования зачастую применяются всевозможные термины. «Интеграция» и «инклюзивное образование» это два термина, которые часто употребляются один вместо другого, поскольку многие преподаватели и школы считают их синонимами. Однако, отличия между данными терминами все же присутствуют, и они довольно существенные. Интеграция предполагает вовлечение детей с инклюзией в уже сформировавшуюся школьную жизнь и школьную структуру. Цель этих интеграционных программ — «нормализация развития детей», или оказание им помощи в том, чтобы вписаться в уже имеющийся пример обучения.

Инклюзивное образование отличается от интеграции тем, что с самого начала оценивает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Одна из целей инклюзивного образования состоит в том, чтобы каждая школа могла быть готовой в будущем принять детей с инклюзией.

Концепция инклюзивного образования Республики Казахстан учитывает применение разнообразных моделей и конфигураций интеграции в зависимости от вида и возможностей образовательной организации. Это позволяет более досконально реализовать превосходство совместного обучения детей различных категорий с инклюзией.

Различаются несколько форм и видов интегрированного обучения. Так, полная интеграция представляет обучение ребенка с тем или иным отклонением в развитии на равных с детьми, имеющими условно нормативное развитие. Полная интеграция может быть эффективна исключительно для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, и для тех, кто психологически готов к совместному обучению со здоровыми сверстниками.

Постоянная, но неполная интеграция может быть полезна как дошкольникам, так и школьникам с инклюзией. Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития порядочно ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематичной и полноценной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей учиться вместе и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также коротать с ними большую часть внеклассного времени.

Неполная интеграция прежде всего для тех, кто способен наряду со сверстниками, обладающими условно нормативным развитием, овладевать только небольшой частью нужных умений и навыков, проводить с ними лишь часть внеклассного времени. Резоном неполной интеграции является углубление интерактивного пространства детей с инклюзией, право их взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками.

При временной интеграции все воспитанники специальной группы или обучающиеся класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются с ровесниками с условно нормативным развитием не реже 2-х раз в месяц для выполнения совместных мероприятий воспитательного характера. Ключевым значением временной интеграции является создание условий для получения необходимого навыка общения со сверстниками с условно нормативным развитием, что, по сути, является шагом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

Иррегулярная модель ориентирована на особые дошкольные и школьные образовательные организации, которые ограничены в возможностях выполнения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников.

Литература:

  1. Алёхина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование: журнал. — 2014. — № 1. — С. 6–12.
  2. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. — М.: РООИ «Перспектива», 2011. — С. 48. — ISBN 987–5–903263–28–8.
  3. Кашапова Л. М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика.: журнал. — 2012. — № 1. — С. 105.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Казахстан, нормативное развитие, интегрированное обучение детей, неполная интеграция, образование, школа, внеклассное время, возрастная норма.


Похожие статьи

К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными...

Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы.

Актуальность внедрения технологии интегрированного...

Включенное (инклюзивное) образование — процесс интеграции, подразумевающий

В узком понимании инклюзивное образование (от лат. include – заключаю, включаю) – это

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития... ребенок, школа...

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020

Преимущество инклюзивного образования заключается в смешении учеников.

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность, Казахстан, общество, ученик, полноценная жизнь, жизнь, школьная жизнь.

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество.

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей...

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образованию.

Предпосылки инклюзивного образования в Казахстане

В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые

Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования.

— 2009 — с. 25–28. Есиргепова В. Ж.«Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы».

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями.

Из истории интегрированного обучения | Статья в журнале...

 В статье раскрывается исторический аспект интегрированного(инклюзивного) обучения.

Первые частные инициативы по интеграции отмечались в США в начале XX века.

При интеграции учащихся учитывается возрастной принцип: дети-инвалиды до 12 лет общаются

Организация инклюзивного обучения и сам процесс совместного обучения детей с разными...

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению...

Учителям необходимо знать нормативно правовую базу интегрированного образования

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано

- путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья...

Одним из самых перспективных путей в образовании рассматривается путь интеграции.

Понятие «интеграция» в педагогике употребляется при создании целого из разных систем. Также является закономерным этапом развития системы специального образования.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), интегрированные в данную школу чувствуют...

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

Инклюзивное образование — это тот процесс развития общего образования, который.

Инклюзивное образование применяется в условиях средней школы, средне-специальной средней — специальной.

Для внедрения и развития практики инклюзивного обучения детей с особыми.

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество.

Похожие статьи

К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными...

Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы.

Актуальность внедрения технологии интегрированного...

Включенное (инклюзивное) образование — процесс интеграции, подразумевающий

В узком понимании инклюзивное образование (от лат. include – заключаю, включаю) – это

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития... ребенок, школа...

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020

Преимущество инклюзивного образования заключается в смешении учеников.

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность, Казахстан, общество, ученик, полноценная жизнь, жизнь, школьная жизнь.

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество.

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей...

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образованию.

Предпосылки инклюзивного образования в Казахстане

В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые

Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования.

— 2009 — с. 25–28. Есиргепова В. Ж.«Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы».

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями.

Из истории интегрированного обучения | Статья в журнале...

 В статье раскрывается исторический аспект интегрированного(инклюзивного) обучения.

Первые частные инициативы по интеграции отмечались в США в начале XX века.

При интеграции учащихся учитывается возрастной принцип: дети-инвалиды до 12 лет общаются

Организация инклюзивного обучения и сам процесс совместного обучения детей с разными...

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению...

Учителям необходимо знать нормативно правовую базу интегрированного образования

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано

- путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья...

Одним из самых перспективных путей в образовании рассматривается путь интеграции.

Понятие «интеграция» в педагогике употребляется при создании целого из разных систем. Также является закономерным этапом развития системы специального образования.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), интегрированные в данную школу чувствуют...

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

Инклюзивное образование — это тот процесс развития общего образования, который.

Инклюзивное образование применяется в условиях средней школы, средне-специальной средней — специальной.

Для внедрения и развития практики инклюзивного обучения детей с особыми.

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество.

Задать вопрос