Актуальность развития правового обеспечения сферы электронной торговли в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.04.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Зоричев, Д. А. Актуальность развития правового обеспечения сферы электронной торговли в Российской Федерации / Д. А. Зоричев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101641/ (дата обращения: 18.04.2024).



Стремительное развитие сферы электронной торговли в Российской Федерации, с каждым годом бросает вызов законодателю, в силу появления новых сфер применения данного явления, а также его форм и инструментов. Регулируясь некоторыми специализированными международными законами, электронная торговля в Российском праве имеет развитие лишь в плане модернизации и дополнения уже имеющихся нормативно-правовых актов. Между тем, последние исторические и социальные события все больше и больше приводят к необходимости вынесения некоторых специальных норм, связанных с осуществлением торговой деятельности в информационной среде, в отдельный федеральный закон, принятие которого, могло бы дать еще больший импульс к развитию столь полезной сферы жизни общества.

Ключевые слова: электронная торговля, Российская Федерация, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, электронная коммерция, право, информационные технологии.

The rapid development of the sphere of electronic commerce in the Russian Federation, every year challenges the legislator, due to the emergence of new areas of application of this phenomenon, as well as its forms and tools. Regulated by some specialized international laws, electronic commerce in Russian law is developing only in terms of modernizing and supplementing existing legal acts. Meanwhile, recent historical and social events more and more lead to the need to make some special rules related to the implementation of trading activities in the information environment in a separate federal law, the adoption of which could give an even greater impetus to the development of such a useful area of society.

Keywords: electronic commerce, Russian Federation, UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce, electronic commerce, law, information technology.

Весьма продолжительное время в жизни каждого гражданина Российской Федерации в том или ином виде присутствует электронная торговля. Мы все расплачиваемся, заказывая еду с доставкой на дом через мобильные приложения ресторанов, покупаем бытовую технику при помощи специализированных онлайн-торговых площадок и даже оставляем чаевые официантам посредством QR-кодов быстрого перевода средств электронных платежных систем.

Катализатором к росту сегмента электронной торговли по отношению к её классической форме послужила и пандемия COVID-19, с приходом которой, в обычную жизнь граждан были привнесены некоторые ограничения, в том числе на свободу перемещения и нахождения на территории крупных торговых комплексов и магазинов [1]. Так, например, некоторые розничные торговые сети и магазины, смогли реализовать собственные онлайн-площадки, поставляя продукты из тех же торговых точек, но уже посредством электронной-торговли. Бум таких площадок произошел и в сфере ресторанного бизнеса, коего ограничения коснулись в критической мере. Так, Сервис по доставке еды из ресторанов Delivery Club отчитался, что в мае выполнил свыше 5,5 млн заказов — в 3 раза больше, чем в мае 2019 г., и на 1 млн заказов больше, чем в апреле. Прирост пользователей в сервисах «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» с марта составил 121 %: «Еда» в 3 раза увеличила охват в России, а число новых ресторанов выросло на 7000 до 24 000; «Лавка» «расширилась» на всю Москву и почти весь Петербург, теперь доставка заказов работает круглосуточно [2].

Таким образом с приходом современных информационных технологий, для российского предпринимательств был открыт путь реализации больших возможностей, для продажи товаров и услуг через интернет, значительно упростив и жизнь простых граждан. Тем не менее, обратная сторона такого прогресса — создает необходимость в проведении работы, по проработке уже имеющихся нормативно-правовых актов, их модернизации, изменению и дополнению, а также создание абсолютно новых норм права, призванных регулировать новое и стремительно развивающееся явление.

Касательно электронной торговли, можно сказать, что её нормативно-правовое обеспечение — весьма слабо закреплено в законодательстве Российской Федерации, в виде нормативно-правовых актов. Так, например, в 2001–2004 годах на рассмотрении Государственной думы Российской Федерации, находился проект Федерального закона № 11081–3 «Об электронной торговле», за авторством депутатов Л. С. Маевского, А. В. Шубина, О. А. Финько, В. И. Волковского, чье основное предназначение предполагалось, регламентировании некоторых аспектов проведения сделок, совершаемых при помощи электронного документооборота и новейших информационных технологий. К сожалению, законопроект был отклонен и снят с рассмотрения, так и не установив собственного, национального закона, выступающего регулятором правоотношений между субъектами электронной торговли [3].

На данный момент, система источников электронной торговли являет собой некую разрозненную систему из международных, специализированных законов и гражданско-правовых норм российского права, касающихся вопросов торговых отношений.

Говоря об источниках электронной торговли, в первую очередь необходимо упомянуть Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятый ООН от 28.05.1996. Его важность заключается во многом, в том, что он определяет такие понятия, как электронная торговля в широком смысле и устанавливает юридический статус информации, как основного инструмента реализации торговых отношений по средством информационных технологий.

Среди ученых юристов бытует мнение, что данный Закон оказал определенное влияние и на Россию его положения были восприняты в соглашениях об обмене электронными данными, к примеру, в банковской сфере, на уровне договоров, заключаемых участниками гражданского оборота (вначале на уровне двусторонних соглашений, а затем генеральных соглашений, объединяющих большее число участников). Однако специального нормативного акта, регулирующего электронную торговлю, в России по-прежнему нет, и рекомендации, данные в Типовом законе, в национальном законодательстве в большей степени не реализованы [4].

Так в п. 4 ст. 1, устанавливается широта понятия “торговая” деятельность, в рамках электронной торговли. В рамках законодателя — термин «торговая» следует толковать широко, с тем чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и недоговорных. Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; купля / продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом [5].

Таким образом, становится понятно, что в рамках торговой деятельности, фактически присутствуют все аспекты гражданско-правовых сделок связанных с предоставлением товаров или услуг, но не ограничиваясь этим перечнем.

Также, данный типовой закон устанавливает и то, что информация не может быть лишена юридической действительности или исковой силы, на одном лишь основании того, что она создана в форме сообщения, так как информация, в таки правоотношениях, выступает в исключительной форме инструмента общения между продавцом и покупателем.

Так, с 2015 года в российском законодательстве воплощается норма о том, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, применяемыми к письменным формам сделок [6].

Еще одним способом, наиболее часто реализуемым в электронной торговле, является заключение договора при помощи web-страниц. Данный способ, удобен для интернет-магазинов, не имеющих собственных торговых площадок в реальном мире и использует принципы публичной оферты

Информация, размещаемая на страницах интернет-магазина в сети, помимо выполнения других функций, является публичной офертой. Согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Согласно п. 2 указанной статьи выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи [7].

Таким образом, можно установить, что в современных реалиях электронно-торговой деятельности правовое обеспечение происходит, через использование международных нормативно-правовых актов и активную модернизацию собственного, национального законодательства, которое, к сожалению, не может воплотиться в отдельном федеральном законе, лишь дополняя и изменяя уже существующие нормы гражданского права Российской Федерации.

Тем не менее, актуальность правового обеспечения электронной торговли в России — фактически неисчерпаема, так как этот вид правоотношений оказался революционным, а главное своевременным для всего мира и нашей страны в частности, что предопределяет возникновение новых норм и правил и законов, связанных с этим явлением в будущем.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 11.05.2020 N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" 11 мая 2020 года N 316
  2. Александра Мальцева. Диванная революция: как самоизоляция вывела службы доставки на сверхскорости и научила их догонять покупателей // Ведомости& Выпуск от 17 июня 2020 URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/06/17/832457-divannaya-revolyutsiya
  3. Белов В. А. Электронная торговля: понятие, правовое регулирование, судебная практика // Электронный журнал law.ru 26 мая 2021 URL: https://www.law.ru/article/23109-elektronnaya-torgovlya-ponyatie-pravovoe-regulirovanie-sudebnaya-praktika
  4. Шелепина Е. А. Международная унификация законодательства об электронном документообороте // Журнал российского права. 2007. № 7 (127)
  5. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле с дополнительной статьей 5 бис, принятой в 1998 году. Одобрен 16 декабря 1996 года Резолюцией 51/162 на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН П. 4 ст. 1. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ml-ecomm-r.pdf
  6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021).
  7. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная торговля, Российская Федерация, публичная оферта, Россия, UNCITRAL, национальное законодательство, правовое обеспечение, розничная купля-продажа, существенное условие договора, торговая деятельность.


Ключевые слова

информационные технологии, право, электронная коммерция, электронная торговля, Российская Федерация, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле

Похожие статьи

Существенные условия договора международной купли-продажи

 Статья посвящена существенным условиям договора международной купли-продажи.

законодательству условий договора п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (Далее — ГК РФ).

В российском законодательстве товаром по договору купли-продажи могут быть любые

В национальном законодательстве международный договор купли-продажи регулируется.

Общая характеристика договора розничной купли-продажи

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, общая характеристика розничной купли-продажи в России, основные элементы договора розничной купли-продажи по национальному законодательству.

Цена данного договора является его существенным условием.

К форме договора применяются общие правила, установленные главой 9 ГК РФ.

Правовое регулирование заключения и исполнения договоров...

К существенным условиям договора купли-продажи относится условия о предмете

К видам договора купли-продажи относится договор розничной купли-продажи, поставка

51303–2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля.

Так, 1 пункт 394 статьи ГК РФ указывает, что в законодательстве либо договоре могут предусматриваться...

Понятие и существенные условия договора купли-продажи

В статье раскрывается понятие договора купли-продажи, дается правовая характеристика договора

Виды договоров купли-продажи согласно Российскому законодательству.

К существенным условиям договора купли-продажи относится условия о предмете.

ГК РФ выделяет определенные виды договора розничной купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи, логико-правовой анализ...

Следующий вид договора розничной купли-продажи: «Продажа товара с условием о его доставке покупателю».

Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются

Легальное определение договора купли-продажи закреплено в ст. 454 ГК РФ.

Виды договоров купли-продажи согласно Российскому законодательству.

Зарубежный опыт правового регулирования отношений по...

Ключевые слова: купля-продажа, зарубежное законодательство, продажи, правовое

Условие о цене не является обязательным условием договора купли-продажи.

Количество передаваемого товара является существенным условием купли-продажи.

В ГК РФ договор розничной купли продажи определен как договор по которому продавец.

Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей...

Если обращаться к «ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации.

Статьей 497 ГК РФ, закреплена конструкция договора розничной купли-продажи по образцам.

Продажа товара с условием о его доставке покупателю (ст. 499 ГК РФ).

ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Услуги торговли.

Проблемы гражданско-правового регулирования электронных...

Сделка заключается в электронной форме, чаще всего посредством акцепта покупателем размещенной в Интернет-магазине или на торговой площадке публичной оферты. К примеру, покупатель в знак принятия оферты заполняет на данном сайте электронную форму заявки.

Особенности правового регулирования договора международной...

Это говорит о том, что стороны договора вправе сами решать какие условия будет содержать договор.

В национальном законодательстве международный договор купли-продажи регулируется

Настоящая Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и. Международно -правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Похожие статьи

Существенные условия договора международной купли-продажи

 Статья посвящена существенным условиям договора международной купли-продажи.

законодательству условий договора п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (Далее — ГК РФ).

В российском законодательстве товаром по договору купли-продажи могут быть любые

В национальном законодательстве международный договор купли-продажи регулируется.

Общая характеристика договора розничной купли-продажи

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, общая характеристика розничной купли-продажи в России, основные элементы договора розничной купли-продажи по национальному законодательству.

Цена данного договора является его существенным условием.

К форме договора применяются общие правила, установленные главой 9 ГК РФ.

Правовое регулирование заключения и исполнения договоров...

К существенным условиям договора купли-продажи относится условия о предмете

К видам договора купли-продажи относится договор розничной купли-продажи, поставка

51303–2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля.

Так, 1 пункт 394 статьи ГК РФ указывает, что в законодательстве либо договоре могут предусматриваться...

Понятие и существенные условия договора купли-продажи

В статье раскрывается понятие договора купли-продажи, дается правовая характеристика договора

Виды договоров купли-продажи согласно Российскому законодательству.

К существенным условиям договора купли-продажи относится условия о предмете.

ГК РФ выделяет определенные виды договора розничной купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи, логико-правовой анализ...

Следующий вид договора розничной купли-продажи: «Продажа товара с условием о его доставке покупателю».

Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются

Легальное определение договора купли-продажи закреплено в ст. 454 ГК РФ.

Виды договоров купли-продажи согласно Российскому законодательству.

Зарубежный опыт правового регулирования отношений по...

Ключевые слова: купля-продажа, зарубежное законодательство, продажи, правовое

Условие о цене не является обязательным условием договора купли-продажи.

Количество передаваемого товара является существенным условием купли-продажи.

В ГК РФ договор розничной купли продажи определен как договор по которому продавец.

Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей...

Если обращаться к «ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации.

Статьей 497 ГК РФ, закреплена конструкция договора розничной купли-продажи по образцам.

Продажа товара с условием о его доставке покупателю (ст. 499 ГК РФ).

ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Услуги торговли.

Проблемы гражданско-правового регулирования электронных...

Сделка заключается в электронной форме, чаще всего посредством акцепта покупателем размещенной в Интернет-магазине или на торговой площадке публичной оферты. К примеру, покупатель в знак принятия оферты заполняет на данном сайте электронную форму заявки.

Особенности правового регулирования договора международной...

Это говорит о том, что стороны договора вправе сами решать какие условия будет содержать договор.

В национальном законодательстве международный договор купли-продажи регулируется

Настоящая Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и. Международно -правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Задать вопрос