Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моисеева, И. В. Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности / И. В. Моисеева, И. В. Пахолкова, А. В. Скочкова, Т. В. Спицева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101636/ (дата обращения: 08.10.2024).



Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются.

Познавая свое Отечество, человек познает самоё себя, осмысливает свою личность, как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство — чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Воспитание любви к Отечеству и Родине в человеке, как будущем гражданине начинается с детства.

Неосознанно и стихийно это воспитание осуществляется в семье, а направлено и постоянно в дошкольном учреждении. Чем раньше познакомится маленький человек с красотой природы родного города, его историей и культурой, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать и улучшать жизнь всеми возможными силами.

Знакомство с народным искусством и традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Россия, Родина, родной край — знакомые каждому человеку слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно, чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского народа, имеющего великую историю.

Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры, поэтому педагог должен сам быть патриотом, чтобы пробудить чувство любви к Родине у ребенка. Именно, пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное — самоопределение.

Сейчас к нам постепенно возвращается эмоциональная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в котором народ оставил нам все ценное из своих культурных достижений.

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования, особое внимание отводится проблеме духовно-нравственного развития дошкольников, обеспечивающих формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа и народной культуре.

Коллектив нашего детского сада считает необходимым донести до осознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.

Особое внимание мы уделяем использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой Родине, понимание того, чем может гордиться гражданин своей страны.

Был разработан план по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников к малой Родине посредством проектной деятельности. Материал содержит в себе опыт, систематизирует содержание, структурирует его.

Многие проекты, содержащие региональный компонент, реализованы, некоторые остались на доработке. Педагоги используют тему в планах по самообразованию, что содействовало сплочению коллектива образовательного учреждения: специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателей и связи с семьями, укрепления их дальнейшего взаимодействия.

Отбор материала по предложенным темам строился с учетом сенситивных периодов развития личности, возрастных закономерностей и социализации.

Сентябрь:

  1. «Растения вокруг нас»
  2. «Красная книга Вологодской области»
  3. «Дикие животные Вологодских лесов»
  4. «Птицы Вологодчины»

Октябрь:

  1. «Реки Вологодской области» (Вологда, Сухона, Лежа)
  2. «Озера Вологодской области» (Белое Озеро, Кубенское озеро, озеро Воже)
  3. «Значение воды в жизни Земли»

Ноябрь:

  1. «Старинный город Величавый»
  2. «Улицы, парки Вологды», или «Родная улица моя»
  3. «Деревянное зодчество Вологды»

Декабрь:

  1. «Софийский собор»
  2. «Домик Петра I»
  3. «Поклонный крест»

Январь:

  1. «Великий Устюг — Родина Деда Мороза»
  2. «Город металлургов»
  3. «Вологодская губерния» (Сокол, Тотьма)

Февраль:

  1. «Промыслы Вологодской области»
  2. «Вологодское кружево»
  3. «Кукла — оберег» (Белозерск, самодельная кукла)
  4. «Береста»
  5. «Глубоковкая роспись»

Март:

  1. «Богатыри земли русской»
  2. «Новые герои Вологодчины» (2022–2023 г.)
  3. «Герои Вологодчины ВОВ 1941–1945 г»

Апрель:

  1. «Профессии моих родителей»
  2. «Вологда — город трудовой доблести»
  3. «Памятники города»

Май:

  1. «Звездный сын Вологодчины» (П. И. Беляев)
  2. «Художники вологжане»
  3. «Стихи поэтов вологжан»
  4. «Вологда — культурная столица Севера»

Система работы с родителями существенно помогла в развитии и формировании духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДОО. В работе взаимодействия с семьей, мы старались использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на родительских собраниях, заседания родительского клуба, мастер-классы, беседы позволяли увлечь, заинтересовать родителей, сделать их активными помощниками.

В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые, впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались.

Проведение литературных гостиных, посиделок, календарно-обрядовых и православных праздников стали традиционными

Таким образом, работа, проводимая в данном направлении, позволила организовать сотворчество родителей, детей, специалистов, воспитателей в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры в создании единого коллектива «дети» — «родители» — «сотрудники».

Литература:

  1. Алешина Н. В. «патриотическое воспитание дошкольников» — М. Ш. Д., 2005–247 с.;
  2. Водовозова Е. Н. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» — СПб, 1913м г.;
  3. Дергач Л. К. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»//Дошкольная педагогика — 2009 — № 2 — С 27–31;
  4. Князева О. Л. «Приобщение детей к истории русской народной культуре» — СПб, «Детство — Пресс», 1998;
  5. От РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — с.336
  6. Управление образования Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологда;
  7. Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Вологда «Альманах по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», часть 2, Вологда 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): вологда, Вологодская область, малая Родина, народ, народная культура, образовательное учреждение, особое внимание, ребенок, родной край.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Задать вопрос