Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Прокопова, Е. В. Триада традиционного костюма: красота, целесообразность, символизм / Е. В. Прокопова, Е. Е. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101595/ (дата обращения: 20.04.2024).



Гармоничное сочетание функциональности, целесообразности и красоты традиционного костюма, и использование данных качеств в решении современных образцов одежды.

Ключевые слова: традиционный костюм, одежда.

Громадно и обширно наследие русского народа. Оно копилось веками, в него вкладывали люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.

Изменения в костюме созвучны с общим развитием общества, появлением новых материалов, усовершенствованием производства. ХХ век внес резкие коррективы в одежду, особенно женскую. Малофункциональная, громоздкая одежда была заменена на простую, с рациональным кроем, функциональную и красивую одежду. Эти же качества являются основополагающими в народной одежде. Мудрое всесторонне продуманное решение традиционных костюмов разных регионов мира, скорее всего, объясняет тот факт, что современные художники все чаще обращаются к нему в поисках вдохновения.

Народный костюм не только источник для исследований, но и богатый материал для творческих трансформаций народного искусства в современные решения. Это та тема, которая помогает художнику внести в мир моды тайны народной мудрости. Велико значение символизма в традиционном костюме. В одежде появляются символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное — на рукавах, особенно закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра вышивались, ткались разноцветными нитями, да так чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем. Первоначально рисунки-обереги имели прямой магический смысл. С эволюционным развитием общества, отодвигались старые верования, исчезла из рисунков колдовская сила, и оставалась красота, понятная и близкая в любые времена. Традиционный костюм кладезь гениально простых и поистине талантливых решений формообразования, кроя, колорита и особенностей декоративной отделки. При раскрое многих видов народной одежды «раскладку лекал» не делали, а резали ткань с таким расчетом, чтобы отходов не оставалось. Говоря языком технолога, их процент был равен нулю. Это можно сказать и о покрое словацких штанов, грузинских шальвар, платьев туркменок и узбечек и о многих других видах народного костюма. Так же кроилась и русская рубаха — «чтоб петуху негде было клюнуть!» (рис.1).

Безотходный крой традиционной одежды

Рис. 1. Безотходный крой традиционной одежды

В покрое не забывались и требования гигиены. В рубахе — косоворотке вышивка и кант, обычно красного цвета, зачастую располагалась по застежке (ее часто трогали руками, и она быстро грязнилась), ластовица тоже кроилась из красной материи. В народной одежде часто прибегали к складкам, сборкам, защипам — все это способствовало хорошему воздухообмену. В народном костюме линии покроя издавна служили и средством художественной выразительности. Их не стремились скрыть, а напротив, подчеркивали, выявляли: «как ни крой — все швы наружу выйдут». Конструктивные линии нередко подчеркивали вышивкой, кантом, обтачкой.

Многие народные одежды являются итогом соединения нескольких национальных культур, например одежда крестьянок Орловской губернии, в которую входили рубаха, понева (род женской одежды), передник-завеса, сложный головной убор из нескольких элементов и шейные украшения — «ожерелка», бус либо гайтана [2]. Орловские поневы перекликаются с болгарскими «престилками» и украинскими «плахтами» (рис.2).

Соединения национальных культур в одежде Соединения национальных культур в одежде Соединения национальных культур в одежде

Рис. 2. Соединения национальных культур в одежде

При смешении разных культур получилось нечто новое, которое шлифовалось веками. Именно гармоничное сочетание функциональности, красоты и простоты традиционного костюма привлекало и привлекает художников к созданию коллекций современной одежды. В 20-е годы Н. П. Ламанова и В. И. Мухина создают платье рубашечного покроя, с традиционной русской вышивкой [1]. На протяжении последующих десятилетий художники продолжают создавать образцы одежды с использованием национальных мотивов. В 60-е годы начинает плодотворно работать В. Зайцев [1]. Он пытается органично соединить остроту современной моды и эмоциональность русской старины (рис.3). Сейчас работает плеяда молодых дизайнеров, черпающих идеи, навеянные традиционными костюмами, воплощая их в современные коллекции одежды.

Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов

Рис. 3. Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов

Действительно многовековой опыт создания одежды дал потрясающий результат — это гармоничное соединение человека и одежды, соединение функционального и эстетического. Народная одежда пропитана любовью и вековым отбором всего лучшего чему научилось человечество. Данная тема неисчерпаема, так как является прекрасной школой профессионального мастерства и неиссякаемым источником творчества.

Литература:

  1. Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды / Г. С. Горина. — М: Легкая индустрия, 1974. — 182 c.
  2. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. [Текст] / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционный костюм, народная одежда, гармоничное сочетание функциональности, народный костюм, одежда.


Ключевые слова

одежда, традиционный костюм

Похожие статьи

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании...

- разработаны современные гармоничные модели женской одежды на основе принципов

- имитация формы национальной одежды в отдельных элементах современного костюма

- дизайн — проектирование с выявлением функциональности и образно — ассоциативной выразительности

К первому относится копирование народной одежды по форме и покрою.

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной...

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на

Фольклорная одежда — это натуральные ткани, ручные кружева, вязаные изделия, вышивка

Основным критерием является обращение на наиболее гармоничным и выразительным формам.

Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии. М.: 1971.

Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном...

А классовые различия в одежде проявлялись в качестве тканей и богатстве украшений.

В традиционном костюме воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования народа.

Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни.

Цветовые и орнаментальные комбинации в костюме имеют особый способ выражения.

Народный праздничный костюм белгородчины

Народный костюм Белгородской области многофункционален.

Женская народная одежда Белгородской области комплексна и региональна.

Оформление поликов и рукавов представляет собой сочетание черноузорной, красно — праздничной

Мужской традиционный костюм включал длинную рубаху (күлдәк) туникообразного покроя с прямыми рукавами.

Бурятская национальная одежда как способ укрепления...

Сочетание бурятских этнических мотивов с различными другими стилями позволяет создать неповторимые, яркие, индивидуальные модели одежды, украшений, обуви.

традиционный народный костюм, этнический костюм, стилизация, модные тенденции, проектирование.

народный костюм, традиционная одежда, передняя часть...

...части женского костюма, включающей сочетание трапеций платья косетек и верхней одежды — камзола, и образующей структурное подобие ёлки. Последний структурный элемент можно часто встретить в современных стилизациях казахского народного костюма (рисунок 1, в).

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

...источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность (если речь идет о предмете)

материальная культура, современный костюм, элемент, народный костюм, народ

Ключевые слова: исторический костюм, реконструкция одежды, конструктивные решения

Использование комбинаторного метода сочетания модулей композиционно...

Возможности актуализации традиционного декора в дизайне...

Цель актуализации традиционного декора — сохранение традиционных народных техник через авторскую подачу декора. В отношении дизайна костюма это означает создание одежды и аксессуаров от кутюр, что предполагает преобладание ручной обработки.

Похожие статьи

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании...

- разработаны современные гармоничные модели женской одежды на основе принципов

- имитация формы национальной одежды в отдельных элементах современного костюма

- дизайн — проектирование с выявлением функциональности и образно — ассоциативной выразительности

К первому относится копирование народной одежды по форме и покрою.

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной...

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на

Фольклорная одежда — это натуральные ткани, ручные кружева, вязаные изделия, вышивка

Основным критерием является обращение на наиболее гармоничным и выразительным формам.

Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии. М.: 1971.

Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном...

А классовые различия в одежде проявлялись в качестве тканей и богатстве украшений.

В традиционном костюме воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования народа.

Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни.

Цветовые и орнаментальные комбинации в костюме имеют особый способ выражения.

Народный праздничный костюм белгородчины

Народный костюм Белгородской области многофункционален.

Женская народная одежда Белгородской области комплексна и региональна.

Оформление поликов и рукавов представляет собой сочетание черноузорной, красно — праздничной

Мужской традиционный костюм включал длинную рубаху (күлдәк) туникообразного покроя с прямыми рукавами.

Бурятская национальная одежда как способ укрепления...

Сочетание бурятских этнических мотивов с различными другими стилями позволяет создать неповторимые, яркие, индивидуальные модели одежды, украшений, обуви.

традиционный народный костюм, этнический костюм, стилизация, модные тенденции, проектирование.

народный костюм, традиционная одежда, передняя часть...

...части женского костюма, включающей сочетание трапеций платья косетек и верхней одежды — камзола, и образующей структурное подобие ёлки. Последний структурный элемент можно часто встретить в современных стилизациях казахского народного костюма (рисунок 1, в).

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы. К сожалению в настоящее время русский национальный костюм можно увидеть лишь в музее.

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

...источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность (если речь идет о предмете)

материальная культура, современный костюм, элемент, народный костюм, народ

Ключевые слова: исторический костюм, реконструкция одежды, конструктивные решения

Использование комбинаторного метода сочетания модулей композиционно...

Возможности актуализации традиционного декора в дизайне...

Цель актуализации традиционного декора — сохранение традиционных народных техник через авторскую подачу декора. В отношении дизайна костюма это означает создание одежды и аксессуаров от кутюр, что предполагает преобладание ручной обработки.

Задать вопрос