Современные педагогические технологии обучения геометрии учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 11.04.2023

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, Ю. Ю. Современные педагогические технологии обучения геометрии учащихся / Ю. Ю. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101521/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время в условиях реформирования социально-экономической, политической и культурной жизни страны, демократизации и гуманизации средней и высшей школы, обновленной системы образования становятся актуальными вопросы и проблемы повышения эффективности и качества обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки их к трудовой и общественной деятельности в условиях рыночной экономики [1].

Самые важные ориентиры современной педагогической науки и политики образования, цели образования нашли свое место в новых образовательных стандартах. По существу, их возможно обозначить как формирование базовых компетентностей современного человека:

— информационная (умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

— коммуникативная (умения эффективно сотрудничать с другими людьми);

— самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

— самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) [2].

Развитие школы в современных условиях обновленного содержания образования может проходить с применением инноваций. Сегодня невозможно говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации. Роль учителя заключается не в сообщении более яснее, понятнее, красочнее той информации, которая заключена в учебнике, а в том, чтобы быть организатором познавательной деятельности ученика. Учителю необходимо организовать и управлять учебной деятельностью ученика. Этого можно достигнуть с помощью современных педагогических технологий. Министерством образования Республики Казахстан были проведены мониторинговые исследования. В данном исследовании приняли участия учителя — предметники, которые делились своим опытом применения различных педагогических технологий. Самыми интересными были отмечены: проблемное обучение, модульное обучение, информационно-коммуникативные технологии, личностно — ориентированная технология обучения, технология разноуровневых заданий, кейс-технология, технология проектно-исследовательской деятельности [3].

Рассмотрим те педагогические технологии, которые возможно использовать при проведении уроков по предмету «Геометрия» у учащихся 7 и 8 классов.

Основой технологии проблемного обучения являются теоретические положения философа, психолога и педагога Д. Дьюи. В настоящее время проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предусматривает создание учителем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся для решения этих ситуаций. Таким образом осуществляется творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Целью данной технологии является приобретение ЗУН, самостоятельная деятельность учащихся, формирование познавательных и творческих способностей. В современной теории проблемного обучения существует два вида проблемных ситуаций. Первая — педагогическая, которая формируется с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, которые выделяют новизну, важность, красоту и другие особенные качества объекта познания. Вторая — психологическая, такие легкие познавательные задачи не вызывают особых трудностей у детей. Такая педагогическая технология может быть использована на всех этапах процесса обучения: объяснение, закрепление, контроль [4].

Данную технологию применяет на уроках математики учитель средней школы № 22 города Костаная Станогина Н. В., которая определяет технологию проблемного обучения как педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое, в свою очередь, направленно на решение учебных проблем, приводящее к новым знаниям и практическому опыту. Как результат применения данной технологии Станогина Н. В. приводит различные призовые места на таких олимпиадах и конкурсах как: республиканская Юниорская олимпиада для школьников 7–8 классов, республиканский конкурс «Ак-бота», командная олимпиада «Тенгри» и другие. Педагог отмечает самые эффективные приемы для реализации этой технологии и дает некоторые советы: 1) проблемное начало урока (необходимо задать вопрос, ответ на который дети еще не знают, таким образом можно привлечь внимание детей и сосредоточить их внимание на этой проблеме); 2) проблемное изложение материала (необходимо только задавать направление движения, показать задачу, а затем обсуждать с детьми способы решения задачи и вместе продвигаться к ответу); 3) проблемные задания или задания на развитие функциональной грамотности, полностью решаемые учениками (важно давать детям задачу и предлагать им самим найти пути и способы ее решения; важно не подсказывать, а направлять); 4) проблема, найденная детьми — вершина проблемного обучения; ученики сами сформулируют задачу и сами ее решат (нужно быть рядом, направлять, если необходимо — провоцировать на новые идеи) [1].

Рассмотрим модульно-блочную технологию, которую использует учитель математики Снигур Ю. А., которая определяет, что применение блочно-модульной технологии обучения математике имеет следующие преимущества: большое внимание уделяется основным понятиям предметов; материал выступает не отдельной единицей, а в роли выделенного из большей основной структурной единицы. Данная педагогическая технология обучения математики основывается на создании блоков.

Первый модуль называется модулем практического применения. Здесь проводится связь с другими предметами и примерами из жизни и собственного опыта. Важнейшее место в этом модуле занимает урок, под которым подразумевается восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов. По итогу у учащихся формируются основные понятия, категории и системы, которые ведут к овладению более сложной системы знаний и усвоению основных теорий различных тем.

Второй модуль носит название модуль-консультация. Рекомендуется проводить нестандартные уроки, уроки с применением ИКТ, урок-консультация, урок-соревнование и другие. Главная задача этого модуля — устранение пробелов в знаниях у учащихся.

Третий модуль — модуль предварительного контроля. Необходимо проводить различные самостоятельные, практические работы, текущий контроль, контроль выполнения домашних заданий. Предварительное выявление пробелов в знания у обучающихся с целью предупреждения отставаний и неуспеваемости отдельных учащихся.

Четвертый модуль — модуль контроля. Систематично проводится контроль и анализ знаний и умения учащихся с помощью тестов, тематических контрольных работ и зачетов.

Таким образом, чтобы достичь успеха, важна не только высокое качество работы учителя, но и активность учащихся, их интерес к обучению и желание самостоятельно получать знания. С этой целью важно организовывать урок таким образом, чтобы вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность для усвоения новых знаний и успешному применению их на практике [1].

Следующая педагогическая технология — информационно-коммуникативная. В общепринятом понимании информационно-коммуникационные технологии — это применение компьютерных технологий, телекоммуникационных средств при организации и проведении учебного процесса. Одной из главнейших целей педагогов является развитие личности, которая может адаптироваться к новым условиям современной жизни, а также организация и ведение учебного процесса [4].

Калишева Г. А. отмечает преимущества ИКТ на уроках математики. Учителю, который применяет в своей работе ИКТ с 2010 года удалось индивидуализировать учебный процесс, сформировать условия для развития самостоятельности обучающихся, повысить интерес к предмету, увеличить качество наглядности на уроках, снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования, придать урокам динамизм и выразительность, повысить эффективность обучения [1].

Одним из примеров применения ИКТ на уроках геометрии может служить программа Geogebra. Это такое программное обеспечение по математике для школ, которое объединяет геометрию, алгебру и математический анализ. В разрезе геометрии Geogebra это интерактивная система, в которой возможно сделать конструкции точек, векторов, отрезков, прямых, многоугольников и конических сечений, функций и их динамические изменения [5].

Целью технологии личностно-ориентированного обучения является развитие ученика, формирование условий для его самореализации, определение личные способности и возможности учащихся. Якиманская И. С. в своей работе «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» определяет, что в данной технологии самым главным является личность ребенка, его опыт, самостоятельность, самобытность [6].

Важнейшим моментом является то, что в данной технологии нет авторитарного стиля преподавания, отношения между учеником и учителем становятся субъект-субъектными. В данной технологии учитель становится партнером, координатором, советчиком для обучающихся. Также, важным аспектом здесь является целеполагание. Необходимо сформировать такую учебную деятельность, чтобы ученик стал субъектом, который заинтересован в обучении и саморазвитии [7].

Технология разноуровневых заданий находит широкое применение у учителей математики. Тканченко Е. Ю. отмечает, что целью данной педагогической технологии является усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития, с учетом особенностей его субъектного опыта. Благодаря этой технологии каждый обучающийся может показать свои знания по геометрии на выбранном уровне сложности. Что в последующем ведет к повышению активности обучающихся, к увеличению работоспособности, мотивации к изучению предмета и улучшению качества знаний. Некоторые рекомендации для применения данной педагогической технологии от учителей:

— критерии для отбора учеников в разные уровни: результаты тестирования знаний базового материала, желание самих обучающихся, рекомендации психолога.

— работа должна быть целенаправленной и систематичной;

— создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития [1].

Еще одной образовательной технологией является «кейс-технология». Это интерактивная технология обучения, целью которой является приобретение учащимися знаний, умений и личностных качеств, посредством анализа и решения настоящих или смоделированных проблемных ситуаций, которые представлены в виде кейса. Суть технологии заключается в том, что ученикам предложена ситуация, которая содержит противоречие или вопрос и может спровоцировать активное обсуждение. Учащимся необходимо проанализировать ситуацию с помощью имеющихся знаний, либо дополнительных материалов, разобраться в ней, представить потенциальные способы решения и выбрать наилучший. Альтернативных решений может быть несколько, а оптимальное решение может быть одно [8].

К целям кейс-технологии относятся:

— отработка умений работы с информацией;

— активизация познавательной деятельности;

— повышение мотивации к учебному процессу;

— умение делать правильный вывод при групповом анализе;

— получение навыка четкого и точного изложения собственной точки зрения;

— приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Кейсы бывают практическими, обучающими и научно-исследовательскими. В практическом кейсе детально отображается настоящая жизненная ситуация. Здесь учебное назначение заключается в тренинге обучающихся, в закреплении знаний, умений и навыков поведения (принятие решений) в определенной ситуации. Такой кейс должен быть наглядным и максимально детальным. Второй кейс — обучающий. Здесь используются типовые ситуации, которые часто встречаются в жизни. Однако сама ситуация, проблема и сюжет не настоящие, а такие, какими они могут быть в жизни, но не отражают жизнь в точности. И третий кейс называется научно-исследовательским, который выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. В данном кейсе обучающая функция заключается в исследовательских процедурах [9].

В кейсе для урока геометрии 7 класса можно увидеть, что используются также информационно-коммуникационная технология, проблемное обучение, работа в группах, исследовательская деятельность. То есть изначально перед учениками ставится проблемный вопрос, на который они должны будут ответить после проведенного исследования и как доказательство предоставить презентацию.

Следующей технологией рассмотрим технологию проектно-исследовательской деятельности. По-другому данную технологию называют методом проектов. Основой этой технологии является развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в информационном потоке, формирование критического мышления. Существует множество видов проектов. Наиболее подходящие виды, которые можно осуществить в рамках курса «Геометрия», это исследовательский, прикладной, ознакомительно-ориентировочный [9].

Любая тема из календарно-тематического плана может стать темой исследовательской работы по геометрии. Можно предложить связать тему урока по геометрии с жизнью, таким образом может быть проведена исследовательская работа. Ученикам можно предложить решить нестандартную задачу и это тоже будет исследовательская деятельность. Также ученики сами могут предложить тему, которая их заинтересовала. Работа может быть выполнена как одним учеником, так и группой обучающихся. Также, проектная деятельность может быть организована как на один урок, так и на один учебный год, а может даже и на несколько учебных лет. Это зависит от темы работы и выбранного метода.

В заключении следует отметить, что в настоящее время существует множество различных педагогических технологий, которые могут быть применены на уроках геометрии. Акцент делается на самостоятельную работу обучающихся, на умение работать с огромным потоком информации, на использование информационно-коммуникационных технологий, на применение разноуровневых заданий на уроках геометрии.

Литература:

1 Национальная академия образования им. И.Алтынсарина //Методическое пособие // Педагогические технологии обучения: опыт, инновации, внедрение. — Астана — 2015 год

2 Даутова О. Б., Иваньшина Е. В. Современные педагогические технологии — КАРО — 2013 год

3 Еркина С. Л., Современные образовательные технологии

4 «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС» — Москва — Издательская группа «Основа»

5 Hohenwarter J., Hohenwarter M. введение в Geogebra — 2012 год

6 Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — Москва: Педагогика — 1996 год

7 Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Харитонова О. В., Багаутдинова А. Ш., Джавлах Е. С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Университет ИТМО — 2017 год

8 Матыцина А. Ю., Использование кейс-технологии на уроках математики для развития универсальных учебных действий школьников. Мастер-класс — 2018год

9 Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / — М.: Академия, 2000 год

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, учебный процесс, педагогическая технология, урок геометрии, знание, модуль, работа, ситуация, умение, урок.


Похожие статьи

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков.

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения. №. Тип урока.

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений. 4. Урок проверки знаний и умений.

проблемная ситуация, проблемное обучение, урок информатики, процесс разрешения противоречия...

Закрепление учебного материала и использование основных...

В статье рассматривается первичное закрепление учебного материала с целью повышения

Баланюк Г. И. Теория и практика закрепления нового учебного материала на уроке.

учащийся, формирование, образовательный процесс, урок, умение, способ работы, речевое

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Я решаю эту задачу с помощью технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный...

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Активное развивающее проблемное обучение формирует творческое мышление.

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание

Структурными элементами современного проблемного урока являются

Таблица 1. Этапы реализации технологии проблемного обучения на уроках математики.

Использование современных технологий на уроках математики

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Таблица 1. Традиционный процесс обучения и обучающие технологии.

Похожие статьи. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение

проблемное обучение, проблемная ситуация, русский язык, урок, учебная деятельность...

Применение технологий проблемного обучения на уроках...

Применяя новые педагогические технологии на уроках, убедилась, что процесс обучения

- учитель должен знать общие закономерности возникновения проблемных ситуаций.

Когда учитель на уроках создаёт проблемные ситуации, дети больше думают, работают

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный...

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

– При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы.

Этап проблемного урока «Поиск решения» направлен на открытие учениками нового знания.

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме.

проблемное обучение развивает умения и навыки целесообразного наблюдения

Образовательные технологии на уроках географии в условиях...

Библиографическое описание: Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса.

Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают

учебный процесс, учащийся, проблемное обучение, знание, урок географии, учебный...

Похожие статьи

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков.

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения. №. Тип урока.

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений. 4. Урок проверки знаний и умений.

проблемная ситуация, проблемное обучение, урок информатики, процесс разрешения противоречия...

Закрепление учебного материала и использование основных...

В статье рассматривается первичное закрепление учебного материала с целью повышения

Баланюк Г. И. Теория и практика закрепления нового учебного материала на уроке.

учащийся, формирование, образовательный процесс, урок, умение, способ работы, речевое

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Я решаю эту задачу с помощью технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный...

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Активное развивающее проблемное обучение формирует творческое мышление.

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание

Структурными элементами современного проблемного урока являются

Таблица 1. Этапы реализации технологии проблемного обучения на уроках математики.

Использование современных технологий на уроках математики

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Таблица 1. Традиционный процесс обучения и обучающие технологии.

Похожие статьи. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение

проблемное обучение, проблемная ситуация, русский язык, урок, учебная деятельность...

Применение технологий проблемного обучения на уроках...

Применяя новые педагогические технологии на уроках, убедилась, что процесс обучения

- учитель должен знать общие закономерности возникновения проблемных ситуаций.

Когда учитель на уроках создаёт проблемные ситуации, дети больше думают, работают

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный...

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

– При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы.

Этап проблемного урока «Поиск решения» направлен на открытие учениками нового знания.

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме.

проблемное обучение развивает умения и навыки целесообразного наблюдения

Образовательные технологии на уроках географии в условиях...

Библиографическое описание: Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса.

Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают

учебный процесс, учащийся, проблемное обучение, знание, урок географии, учебный...

Задать вопрос