Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 11.04.2023

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, Т. С. Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок / Т. С. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101482/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Ключевые слова: фармацевтика, рынок, инновации, импортозамещение, эффективность, перспективы.

На сегодняшний день, практически везде можно услышать такое популярное в 21 веке слово — «инновация». За этим словом скрывается суть направления, которое было определено для дальнейшего развития общества. То, что казалось когда-то из области фантастики — стало нашей реальностью. Беспилотные аппараты, искусственный интеллект, 3-D принтеры и многое другое уже кажутся нам обычным повседневным явлением.

Развитые страны активно внедряют у себя инновации во всех отраслях экономики, тем самым выходя на новый уровень своего развития. Поэтому без значительной доли инновационных разработок и решений экономика России, в обозримом будущем, просто не выживет и не сможет конкурировать на мировом рынке, что негативно скажется на благосостоянии нашего народа.

Фармацевтическая отрасль была всегда одной из главных отраслей по созданию и внедрению инноваций. По данным консалтинговой компании McKinsey в данной отрасли компании вкладывают в НИОКР до 30 % от своей выручки, а иногда и больше [1].

В новых социально-экономических условиях, которых оказалась Россия сегодня, эксперты в фармацевтической индустрии склоняются к тому, что наиболее актуальными и необходимыми сейчас выступают собственные разработки отечественных фармацевтических компаний. Необходимо наладить внутри страны систему импортозамещения, а это невозможно без создания новых лекарственных средств высокого качества, способных эффективно бороться с различными видами заболеваний.

Фармацевтическая отрасль в России в данный момент делает только робкие шаги по внедрению собственных разработок на отечественный рынок. Толчком послужило много факторов, в том числе и пандемия 2020 года. Отечественный производитель фарминдустрии доказал, что он способен в короткие сроки справляться с самыми сложными задачами. Примером этому послужило создание инновационных вакцин «Спутник», «ЭпиВакКорона»», а также «КовиВак», которые смогли эффективно бороться с коронавирусом.

Потенциал определенно есть, однако необходимы средства, время и квалифицированные кадры.

По данным экспертов, которые провели анализ фармацевтического рынка в России на конец января 2023 года, доля инновационных препаратов в нашей стране в обозримом будущем будет снижаться. Это мнение можно подтвердить данными, которые опубликовал Минздрав РФ. В 2022 году он выдал 740 разрешений, которые необходимы для проведения клинических исследований лекарственных препаратов. Большую долю из них (это около 71 %) выдали отечественным компаниям. За 2021 год, таких разрешений было выдано 908 [2].

Однако, стоит отметить, что наибольшую часть в этих исследованиях составляют не оригинальные разработки, а дженерики.

Необходимо уточнить, что в отличии от оригинального препарата, которому нет аналогов в мире и который проходит полный цикл испытаний, дженерик получают, купив права на использование его химической формулы, или же дождавшись истечения срока патента.

Ключевыми и важными отличиями между данными видами препаратов является срок их разработки и выпуска на рынок, а также их стоимость.

Если на производство оригинального препарата уходят 10–15 лет и его стоимость в начале продаж будет очень высокой, то производство дженерика занимает около 9 месяцев и по цене он значительно дешевле оригинала.

Отечественными лидерами исследований в области фармацевтики в данный момент выступают «BIOCAD», «Микроген», «Промомед» и «Р-Фарм».

По данным компании BIOCAD, ежегодно число клинических исследований, проводимых в ее стенах, растет. Так, в 2020 году число проектов, над которыми велась работа составляло 28. В 2021 году эта цифра выросла до 33, в 2022–37 [3]. В настоящее время BIOCAD ведет исследования, которые направлены на борьбу с такими заболеваниями как рак молочной железы, множественная миелома, болезнь Девика, спинальная мышечная атрофия и др.

Анализируя объем продаж оригинальных и дженериковых препаратов в России в 2022 году, по данным DSM Group, можно отметить, что доля оригинальных препаратов в стоимостном выражении увеличилась на 0,3 % и составила около 31,3 %, а дженериков соответственно 68,7 % [4]. Данные представлены на рисунке 1.

Динамика рынка оригинальных и дженериковых препаратов в 2021–2022 гг.

Рис. 1. Динамика рынка оригинальных и дженериковых препаратов в 2021–2022 гг.

Также, отметим, что в тройку наиболее востребованных оригинальных лекарственных препаратов вошли такие, которые направлены на лечение сердечно-сосудистых заболеваний, пищеварительного тракта и обмена веществ, а также оказывающие воздействие на кроветворение и кровь.

Как уже было сказано выше, в данный момент наибольший упор фармацевтические компании делают на дженерики. Однако, все это дело времени.

Сегодня, и крупными компаниями фармацевтической отрасли, и на базе научно-исследовательских институтов активно ведутся разработки новых лекарственных препаратов. Так, например, в декабре 2022 года компания «НоваМедика» объявила о разработке и регистрации двух принципиально новых, не имеющих аналогов в мире, препаратов в области терапии Центральной нервной системы [5]. Выход на отечественный рынок планируется уже в 2023 году.

Также, в феврале 2023 года стало известно о том, что в Центре Гамалеи противомикробный лекарственный препарат прошел 3-ю фазу клинических исследований и показал себя эффективным и безопасным для пациентов с тяжелыми осложненными инфекциями мочевыводящих путей. Данный антибиотик планируют зарегистрировать уже весной 2023 года.

Таким образом, не смотря на все проблемы, с которыми столкнулась наша страна за последнее время, потенциал и возможности для разработки отечественных препаратов нового, инновационного типа есть. Необходима поддержка данной отрасли и со стороны частного сектора, путем вливания инвестиций, и со стороны государства.

Государственная программа РФ от 15 апреля 2014 года, направленная на развитие фармацевтической и медицинской промышленности, предусматривает основные приоритетные направления для реализации данной программы, которые представлены в таблице 1 [6].

Приоритетными направлениями реализации программы развития фармацевтической и медицинской промышленности выступают следующие:

1) софинансирование НИОКР при разработке отечественными компаниями ЛП и медицинских изделий, наиболее необходимых для системы здравоохранения Российской Федерации;

2) создание на территории РФ кластеров, которые осуществляют исследовательскую деятельность и выпуск инновационной продукции;

3) содействие технологическому перевооружению производств.

Данные направления достаточно четко показывают основные аспекты отечественной фармацевтики, нуждающиеся в поддержке. Отрасль нуждается, в-первую очередь, в инвестициях, а также в государственной заинтересованности.

Еще одним немаловажным элементом, необходимым для эффективной работы отрасли, выступают высококвалифицированные кадры. По данным информационного ресурса «МедПред», в 2022 году спрос на сотрудников в фарминдустрии был в разы выше, чем предложение [7]. Нехватка профессионала, а также низкий уровень оплаты труда может в будущем негативно сказаться на развитии отрасли.

Однако, есть много путей решения данной проблемы, одним из которых может стать привлечение молодых специалистов на последних курсах университета, для которых на первом месте стоит приобретение бесценного опыта.

Рост уровня оплаты труда также является весомым аргументом при поиске работы, поэтому работодатель должен понимать, что настоящие профессионалы должны быть оценены по достоинству и их труд должен быть хорошо оплачен.

Таким образом, предпосылки для дальнейшего развития фармацевтической отрасли в России есть и их немало. Определенные шаги предпринимает как частный сектор, так и государство. Однако, для эффективной реализации поставленных задач в нынешних экономических условиях необходимы усилия со стороны всех участников данного сегмента рынка, привлечение большого объема инвестиций и создание кадрового резерва. Только в этом случае можно будет говорить о будущем отечественной фармацевтической отрасли, целью которой должно быть улучшение качества жизни и здоровья людей.

Литература:

  1. Куда инновации приведут фармацевтику России. — Текст: электронный//РБК: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d67b11d9a7947c22eedd308 (дата обращения: 10.03.2023).
  2. Эксперты предупредили о снижении в перспективе доли инновационных лекарств в России. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/biznes/484364-eksperty-predupredili-o-snizenii-v-perspektive-doli-innovacionnyh-lekarstv-v-rossii (дата обращения: 10.03.2023).
  3. BIOCAD продолжает наращивать число клинических исследований своих препаратов. — Текст: электронный // Re-port.ru: [сайт]. — URL: https://report.ru/pressreleases/biocad_prodolzhaet_narashivat_chislo_klinicheskih_issledovanii_svoih_preparatov/ (дата обращения: 14.03.2023).
  4. Фармацевтический рынок России. — Текст: электронный // DSM Group: [сайт]. — URL: https://dsm.ru/docs/analytics/Февраль %202023 %20Итог.pdf (дата обращения: 14.03.2023).
  5. Российские фармацевты зарегистрировали два новых препарата для лечения болезней ЦНС. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://nauka.tass.ru/nauka/16604607 (дата обращения: 15.03.2023).
  6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70644070/ (дата обращения: 20.03.2023).
  7. 4 ключевых тренда на рынке труда и их влияние на фармкомпании в 2023 году. — Текст: электронный // Медпред: [сайт]. — URL:https://medpred.ru/articles/4-klyuchevih-trenda-na-rinke-truda-i-ih-vliyanie-na-farmkompanii-v-2023-godu/ (дата обращения: 03.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): BIOCAD, Россия, фармацевтическая отрасль, данные, препарат, разработка, медицинская промышленность, оригинальный препарат, отечественный рынок, частный сектор.


Похожие статьи

Динамика развития российского рынка лекарственных средств...

Проведенное изучение динамики развития российского рынка лекарственных средств за период с 2012 по 2015 год позволило сформировать чёткое представление о том, как именно шло развитие российского рынка фармацевтики в этот период, каковы его основные черты.

Российская Федерация, фармацевтический рынок...

 Медицинская промышленность является одной из ключевых, так как создает условия для оказания

Рис. 3. Структура российского рынка медицинских изделий по данным на 2015 год.

Объём фармацевтического рынка России в 2015 году достиг 1 259 млрд. рублей, что на 9,3

Российский рынок медицинских изделий остается крупнейшим в Восточной Европе.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

Фармацевтическая промышленность относится к стратегическим отраслям экономики.

Рис. 2. Доля рынка продукции отечественного и зарубежного производства в 2007 году и

Теперь Россия не только обеспечивает данными препаратами внутренний рынок, но и поставляет их за рубеж.

фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

Поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения на российский

- несовершенство налогового стимулирования отрасли и необходимость унификации

5. Евстратов, А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской

6. Евстратов А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.

Оригинальные лекарственные средства и дженерики...

Шабельский, В. С. Оригинальные лекарственные средства и дженерики: существует ли оптимальный

На основе анализа данных сделаны выводы о балансе на фармацевтическом рынке

Ключевые слова: лекарственный препарат, медицинское изделие, косметическое

Доля дженериков на российском рынке, по оценкам компании, также очень велика — 61 %.

Особенности продвижения продукции фармацевтической...

В статье проведен анализ текущей ситуации на фармацевтическом рынке.

По данным экспертов, в 2019 г. мировой фармацевтический рынок вырос на 7 % и по объему продаж достиг

Обзор коммерческого розничного сектора российского фармрынка по итогам 2019 года

продукции, фармацевтический рынок, цепочка поставок лекарственных препаратов.

Основные тенденции и перспективы развития российского...

На основе изучения данных структуры и конъюнктуры фармацевтического рынка сделан вывод об

Принятая в России стратегия развития фармацевтической промышленности

Рис.2. Объем фармацевтического рынка Российской Федерации (млрд. рублей) (2015

Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е...

Проблемы рынка лекарственных средств в РФ и процесс...

Фармацевтический рынок включает в себя три сегмента: производство, дистрибьюция и

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и

Медицинские организации — для оказания помощи. ФЗ № 61 устанавливает и облегченный

Ужесточение правил ввоза в РФ лекарственных препаратов для личного использования в РФ.

Конъюнктурный анализ развития фармацевтического рынка...

Ключевые слова:конъюнктура рынка, фармацевтический рынок, жизненно необходимые и важнейшие

Кунев С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в

Чебыкина М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство, медицинское назначение...

Похожие статьи

Динамика развития российского рынка лекарственных средств...

Проведенное изучение динамики развития российского рынка лекарственных средств за период с 2012 по 2015 год позволило сформировать чёткое представление о том, как именно шло развитие российского рынка фармацевтики в этот период, каковы его основные черты.

Российская Федерация, фармацевтический рынок...

 Медицинская промышленность является одной из ключевых, так как создает условия для оказания

Рис. 3. Структура российского рынка медицинских изделий по данным на 2015 год.

Объём фармацевтического рынка России в 2015 году достиг 1 259 млрд. рублей, что на 9,3

Российский рынок медицинских изделий остается крупнейшим в Восточной Европе.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

Фармацевтическая промышленность относится к стратегическим отраслям экономики.

Рис. 2. Доля рынка продукции отечественного и зарубежного производства в 2007 году и

Теперь Россия не только обеспечивает данными препаратами внутренний рынок, но и поставляет их за рубеж.

фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство...

Поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения на российский

- несовершенство налогового стимулирования отрасли и необходимость унификации

5. Евстратов, А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской

6. Евстратов А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.

Оригинальные лекарственные средства и дженерики...

Шабельский, В. С. Оригинальные лекарственные средства и дженерики: существует ли оптимальный

На основе анализа данных сделаны выводы о балансе на фармацевтическом рынке

Ключевые слова: лекарственный препарат, медицинское изделие, косметическое

Доля дженериков на российском рынке, по оценкам компании, также очень велика — 61 %.

Особенности продвижения продукции фармацевтической...

В статье проведен анализ текущей ситуации на фармацевтическом рынке.

По данным экспертов, в 2019 г. мировой фармацевтический рынок вырос на 7 % и по объему продаж достиг

Обзор коммерческого розничного сектора российского фармрынка по итогам 2019 года

продукции, фармацевтический рынок, цепочка поставок лекарственных препаратов.

Основные тенденции и перспективы развития российского...

На основе изучения данных структуры и конъюнктуры фармацевтического рынка сделан вывод об

Принятая в России стратегия развития фармацевтической промышленности

Рис.2. Объем фармацевтического рынка Российской Федерации (млрд. рублей) (2015

Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е...

Проблемы рынка лекарственных средств в РФ и процесс...

Фармацевтический рынок включает в себя три сегмента: производство, дистрибьюция и

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и

Медицинские организации — для оказания помощи. ФЗ № 61 устанавливает и облегченный

Ужесточение правил ввоза в РФ лекарственных препаратов для личного использования в РФ.

Конъюнктурный анализ развития фармацевтического рынка...

Ключевые слова:конъюнктура рынка, фармацевтический рынок, жизненно необходимые и важнейшие

Кунев С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в

Чебыкина М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство, медицинское назначение...

Задать вопрос