Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 11.04.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Гузий, М. Е. Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка / М. Е. Гузий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 326-327. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101477/ (дата обращения: 29.03.2024).



Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением современной картины мира. Статья посвящена основам формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка, приведены примеры различных упражнений, способствующих их формированию.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, урок русского языка, творческие задания, обучающиеся, педагоги, ученые.

На современном этапе возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Педагогической наукой подтверждена потребность теоретической разработки и практической реализации путей и средств активизации познавательного интереса учащихся. Огромный вклад в изучение трудности формирования познавательных интересов привнесли следующие ученые: Богоявленская, Л. Божович, Ю. Кулеша, А. Леонтьев, Ф. Савина, Г. Щукина и др. Ими были изобретены всевозможные технологии и концепции формирования познавательного интереса.

Творчество — это не только лишь успех, а долгий ход познания введение отношений с учениками [4, с. 72]. Не все благополучно получается у любого ребенка. Преподавателю важно рассудительно подступать к каждому ученику, совершенствовать творческие начала.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном или общественном. А творческие задания — это разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой, способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу [1, с. 39].

Творчество можно разделить на три этапа:

1) Подготовительный этап — проходит чаще в 1–2 классах.

2) Исследовательский этап — проходит во 2–3 классах.

3) Самовыражение через различные виды деятельности — проходит больше в 3–4 классах. [4, с. 78]

Ключевым плюсом творческих заданий будет то, что они доступны любому ребенку и могут подбираться индивидуально, исходя из своего многообразия.

В практике преподавания русскому языку сформировались определённые варианты творческих работ. Совместно с тем нельзя не отметить, что в определение «творческая работа» разные учителя, методисты, психологи вкладывают отличающийся друг от друга смысл.

Нет единого суждения в нахождении сути подобного варианта работы, будто творческий диктант, что самим названием как бы подчёркивает свою черту к работам творческого характера. Так, Н. Поздняков [6, с. 301] причисляет к творческим диктантам два варианта упражнений: составление раздельных предложений с применением предварительно указанных орфограмм; составление связанных текстов с применением предварительно указанных орфограмм. Т. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту: на вставку слов и словосочетаний, и творческий диктант с заменами.

Такое несоответствие в определении отдельных вариантов творческих работ обучающихся абсолютно естественно, так как некоторые из них, действительно, представлены переходными от воссоздающих к творческим и подготавливают обучающихся к работам именно созидательного характера. Но вместе с этим, произвольно сводить творческие работы, используемые в практике обучения русскому языку в школе, лишь к сочинениям.

Возможно согласиться с позицией тех авторов, что полагают основным признаком творческих работ обучающихся верховную степень их самостоятельности, которая согласно к русскому языку выявляется в подборе языковых средств и приёмов ради достижения назначенной цели, в независимом нахождении очередности изложения этого либо другого материала, в умении логически обрабатывать материал, независимо сравнивать, соотносить и обобщать его, систематизировать по тем или иным признакам, говорить о своём расположении к описываемым действам и событиям, давать личную оценку той или иной работы, если это необходимо по заданию и т. д.

Варианты созидательных письменных упражнений, увеличивающих активность, независимость обучающихся и способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий и формированию воображения у младших школьников [3, с.312]:

1) работа с пословицами. Задача: обогатить речь детей пословицами; учить употреблять их в различных речевых ситуациях;

2) работа с загадками. Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений;

3) сочинение сказки. Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам;

4) сочинение стихотворения. Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи;

5) работа с фразеологизмами. Задача: развитие словарного запаса у обучающихся;

6) сочинение. Задача: обогатить речь детей, развивать их фантазию и интерес к написанному;

7) рассматривание репродукций картин. Задача: обогатить словарный запас младших школьников, развитие фантазии и воображения;

8) синквейн. Задача: обогащение словарного запаса обучающихся и их творческих способностей. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся;

9) аннотация по иллюстрациям. Задача: развивать речь и воображение младшего школьника.

Абсолютно любая область курса русского языка начальной школы включает способности для включения творческих заданий. Созидательные задания увеличивают энтузиазм школьников к учению, к предмету, ориентируют проявить и выработать не только общеучебные, но также особый талант учеников.

Ход выполнения занятий творческого характера максимально способствует формированию познавательных навыков учеников, постоянному их совершенствованию. Разумное применение детьми усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях постоянно сопровождается сосредоточением их внимания, стеничных усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих чувственные переживания, позитивное и серьезное отношение к учению.

Следовательно, приведенные варианты творческих задач способствует удачному формированию у школьников аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и созидательных возможностей, что в свою очередь, приводит их к успешному овладению более трудным учебным материалом.

Литература:

  1. Алейникова И. Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов / И. Т. Алейникова // Управление школой. — 2013. — № 11. — С.38–40.
  2. Краснова В. П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования / В. П. Краснова // Практика административной работы в школе. — 2013. — № 4. — С.26–30.
  3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
  4. Лукина Е. А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — С. 46–102.
  5. Огородников И. Т., Шимбирев П. Н. Педагогика: учеб. для учит. ин-тов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1950. — 430 с.
  6. Поздняков Н. С.Методика преподавания русского языка: [Учеб. пособие для пед. и учительских ин-тов]. — 2-е изд., перераб. — Москва:Учпедгиз, 1952. — 320 с.
  7. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  8. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. — М.: Педагогика, 2015. -159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, задача, работа, творческий диктант, задание, речь детей, современный этап, творческая работа обучающихся, творческий характер.


Похожие статьи

Творческий диктант как один из видов... | Молодой ученый

 В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов

урок русского языка, творческий диктант, тест, методика написания диктантов, учащиеся 5–6 классов.

Творческий диктант — это в то же время инструмент, который помогает решать задачи

В данном случае написание творческого диктанта в 5–6 классах осуществляется в 2 этапа

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной...

Оценки за традиционный зрительный диктант, как правило, в журнал не выставляются. Задания творческого характера — это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Влияние творческих заданий на формирование познавательного...

Представляю вашему вниманию следующие виды творческих заданий, которые охотно восприняли мои учащиеся: 1. Синквейны (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку

Одним из видов работы по развитию речи является творческий пересказ.

В конце работы над творческим пересказом дается обобщение и вывод, учащиеся отвечают на

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учащийся, творческий пересказ, III

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

Схемы дети легко запоминают, при этом заметно развивается их память, творческая

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

Словарная работа на уроках русского языка проводится по следующему плану

2. Трудно переоценить роль сочинения в работе над совершенствованием письменной речи учащихся.

4. Русский язык. Современные образовательные технологии. — Волгоград, 2014.

Творческие задания на уроках в начальной школе

– ориентация на стимулирование творческой деятельности учащихся» [3, с. 50]. Значимым является включение подобных заданий уже на начальном этапе обучения в школе.

Дополнительные творческие задания можно предлагать и на уроках русского языка.

Задания игрового характера пользуются особой любовью у учащихся младших классов.

Контроль на уроках русского языка | Статья в сборнике...

Таким образом, вся работа на уроках русского языка направлена на формирование

Творческий диктантна этапе контроля проводится без предварительного разбора задания.

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Эффективным приемом работы по развитию творческих способностей является изучение орфографического правила в форме сказки.

В работе с биографией писателя, с литературным произведением особенно важны письменные задания творческого характера.

Похожие статьи

Творческий диктант как один из видов... | Молодой ученый

 В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов

урок русского языка, творческий диктант, тест, методика написания диктантов, учащиеся 5–6 классов.

Творческий диктант — это в то же время инструмент, который помогает решать задачи

В данном случае написание творческого диктанта в 5–6 классах осуществляется в 2 этапа

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной...

Оценки за традиционный зрительный диктант, как правило, в журнал не выставляются. Задания творческого характера — это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Влияние творческих заданий на формирование познавательного...

Представляю вашему вниманию следующие виды творческих заданий, которые охотно восприняли мои учащиеся: 1. Синквейны (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку

Одним из видов работы по развитию речи является творческий пересказ.

В конце работы над творческим пересказом дается обобщение и вывод, учащиеся отвечают на

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учащийся, творческий пересказ, III

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

Схемы дети легко запоминают, при этом заметно развивается их память, творческая

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты)

Словарная работа на уроках русского языка проводится по следующему плану

2. Трудно переоценить роль сочинения в работе над совершенствованием письменной речи учащихся.

4. Русский язык. Современные образовательные технологии. — Волгоград, 2014.

Творческие задания на уроках в начальной школе

– ориентация на стимулирование творческой деятельности учащихся» [3, с. 50]. Значимым является включение подобных заданий уже на начальном этапе обучения в школе.

Дополнительные творческие задания можно предлагать и на уроках русского языка.

Задания игрового характера пользуются особой любовью у учащихся младших классов.

Контроль на уроках русского языка | Статья в сборнике...

Таким образом, вся работа на уроках русского языка направлена на формирование

Творческий диктантна этапе контроля проводится без предварительного разбора задания.

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Эффективным приемом работы по развитию творческих способностей является изучение орфографического правила в форме сказки.

В работе с биографией писателя, с литературным произведением особенно важны письменные задания творческого характера.

Задать вопрос