Методика и тактика проведения прокурорских проверок исполнения законов об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 15.04.2023

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Габова, Д. Д. Методика и тактика проведения прокурорских проверок исполнения законов об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним / Д. Д. Габова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101453/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор раскрывает методику и тактику проведения проверок.

Ключевые слова: прокурор, здравоохранение, несовершеннолетние.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» в действующей редакции содержит необходимую правовую базу, необходимую для реализации надзорных полномочий прокурора при проведении проверки. Законом определен предмет надзора, круг поднадзорных объектов и субъектов, полномочия прокурора, а также место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом надзора в части исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Указанная статья также определяет круг органов и должностных лиц, которые вправе проверять прокурор при исполнении им возложенных полномочий по надзору за исполнением законов и устанавливает основания, сроки и пределы проверки, сроки принятия решения о проведении проверки, основания приостановления проверки, а также право на обжалование поднадзорных должностных лиц действий прокурора в вышестоящий орган и (или) суд.

Следует иметь в виду, что закон о прокуратуре устанавливает основание проведения проверки в виде поступившей в органы прокуратуры информации о факте нарушения закона, требующей принятия мер прокурором, если такие сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки.

Обобщая изложенные позиции, можно сделать вывод о том, что прокурорская проверка — это правовое средство прокурора, направленное на получение информации о факте нарушения закона, проводимая на основании поступившей информации, которую нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения таковой и требующей принятия мер прокурором.

Для повышения эффективности и результативности проведенной проверки, а также для достижения поставленных целей, при проведении проверки исполнения требований закона об охране жизни и здоровья несовершеннолетних необходимо руководствоваться не только установленными нормами права и указаниями Генерального прокурора, имеющимися научными принципами, но заранее спланированной методикой и тактикой.

Методику и тактику необходимо выбирать прокурору, прежде всего, исходя из вида проводимой проверки. Одной из классификаций видов проверок является разделение на документарную проверку, непосредственно связанную с изучением документов и иных материалов, касаемых оказания медицинской помощи несовершеннолетнему и непосредственно выездную в учреждение, осуществляющее медицинские услуги детям.

Коряченцова С. И. в учебном пособии, посвященном методике и тактике прокурорской проверке в сфере здравоохранения (под общей редакцией Коршуновой О. Н.) утверждает, что при проведении выездной проверки прокурору необходимо обратить внимание, в том числе, на факты смерти несовершеннолетних пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи, изучив материалы служебных расследований причин смерти (несоответствие лечения диагнозу заболевшего, несвоевременное оказание медицинской помощи, применение препаратов, противопоказанных больному, и т. д.), соблюдение в лечебных учреждениях санитарно-гигиенических требований, обеззараживания воздуха помещений; организацию обращения с медицинскими отходами; организацию профилактических предварительных и периодических медицинских осмотров работников, иного медицинского обследования сотрудников; факты необоснованного отказа в госпитализации несовершеннолетнего больного, в том числе необоснованного отказа в госпитализации ребенка совместно с родителем; случаи оказания медицинской помощи на возмездной основе; наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства, получение сведений о состоянии своего здоровья; наличие положения о врачебной комиссии, плана-графика ее заседаний; ведение журнала врачебной комиссией по контролю качества медицинской помощи, учет количества выявленных дефектов, соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам качества оказываемой медицинской помощи [1].

Также при проведении проверки исполнения порядка оказания медицинской помощи детям в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, прокурору необходимо обратить внимание на факты оказания некачественной медицинской помощи, повлекшей причинение вреда здоровью несовершеннолетних граждан, изучив материалы служебных расследований, жалобы и заявления граждан, отказные материалы. При наличии оснований необходимо решать вопрос о привлечении виновных медицинских работников к предусмотренной законом ответственности (дисциплинарной, административной, гражданской, уголовной); соблюдение прав родителей (законных представителей) на выбор амбулаторно-поликлинического учреждения для лечения своего ребенка, врача общей (семейной) практики и лечащего врача в соответствии с договором обязательного и добровольного медицинского страхования; обеспечение доступности медицинского обслуживания (наличие очередей на прием к детскому врачу, невозможность записаться к узкому специалисту, пройти необходимые обследования в кратчайшие сроки и т. д.); случаи незаконного взимания, вымогательства денежных средств у граждан за оказание медицинской помощи и консультации врача; факты необоснованного отказа в вызове врача на дом; соблюдение санитарно-гигиенических требований в смотровых, перевязочных, инъекционных кабинетах [1].

Кроме того, при проведении проверки в учреждениях здравоохранения необходимо привлекать специалистов территориального управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения России, поскольку прокурор, будучи специалистом в области юриспруденции, не может объективно оценить выполнение стандартов и качества оказания медицинской помощи ребенку, правильность поставленного диагноза, назначенного лечения и т. д. Выявление нарушений в указанных областях требует специальных познаний в области медицины и лечебного дела, какими, зачастую, прокуроры не обладают.

Вместе с тем, в настоящий момент в правоприменительной практике имеется нерешенный вопрос самостоятельного назначения прокурором в рамках проведения проверки соответствующей экспертизы.

В п. 2 ст. 23 Закона СССР от 30.11.1979 № 1162-X «О прокуратуре СССР» [2] прокурор имел право требовать не только проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, но и проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз.

Указанное право прокурора на назначение экспертизы не нашло отражение в действующем законе о прокуратуре РФ, однако упоминание о производстве специальной экспертизы сохранилось в п. 2.5 ст. 6 и п. 6 ст. 21 действующего закона о прокуратуре.

Указанное свидетельствует о том, что закон, с одной стороны, не содержит прямого указания на право прокурора назначать экспертизу, однако учитывает в качестве одного из оснований приостановления проверки проведение сложной длительной экспертизы.

Антонов О. Ю. и Шепелев С. В. в научной статье «Использование специальных знаний в деятельности органов прокуратуры» [3] приходят к обобщенному выводу о лишь теоретической возможности прокурором назначать экспертизу, поскольку порядок ее применения законом не регламентирован, а имеющаяся в действующем законе ошибка является особенностью юридической техники законодателя.

С данным выводом нельзя не согласиться, поскольку лишь четко определенная, недвусмысленно ясная формулировка закона о праве прокурора требовать проведения экспертизы для выяснения возникших в ходе проверки вопросов, создает обязанность у экспертной организации ее провести надлежащим образом и в установленный срок.

Кроме того, проведенная экспертиза влияет на результат проведенной проверки и может лечь в основу принятого решения о направлении прокурором мотивированного постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УК РФ в компетентный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Следовательно, основания, сроки и порядок проведения экспертизы должны строго регулироваться законом.

Анализируя приведенные выше рекомендации, приходим к выводу, что, действительно, только тщательная подготовка с изучением нормативно-правовых актов, особенностей деятельности поднадзорного учреждения и конкретного должностного лица, с применением научно-обоснованных тактических рекомендаций, и привлечением соответствующего специалиста, способно повысить не только эффективность и качество проведенной проверки, но и выявить тщательно «скрытые» нарушения, тем самым, восстановив нарушенные права граждан, а также законные интересы общества и государства.

Требует особого внимания особенность проверки частных медицинских клиник, оказывающих медицинскую помощь в стационарных или амбулаторных условиях несовершеннолетним.

Как неоднократно отмечал Президент России Владимир Путин, в том числе, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принимать действенные меры по защите предпринимателей от необоснованного вмешательства, исключить факты проведения проверок по надуманным основаниям, решительно пресекать любое негативное воздействие на бизнес, а также создания для них искусственных препятствий и преград.

Генеральный прокурор Российской Федерации в своем указании от 11.03.2022 № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» предписывает подчиненным прокурорам перед проведением проверки оценивать негативные социальные и экономические последствия прокурорского вмешательства, обеспечивать своевременную отмену (завершение) контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдение ими установленных Законом ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных мероприятий, выдачу предписаний, а также незамедлительно пресекать факты проведения проверок в отношении субъектов экономической деятельности при отсутствии на то оснований.

В данном указании Генпрокурор России также запретил проверять прокурорами и контролирующими органами организации, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением ряда случаев, прямо прописанных в правовом акте.

Таким образом, проведение проверок в медицинских организациях, находящихся в частной собственности, необходимо привести в строжайшем соответствии с требованиями закона и указаниями Генерального прокурора, поскольку иное может оказать давление на предпринимателя, что негативно отразится в социально-экономической сфере общества [4].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что необходимыми составляющими организации надзора за соблюдением законов об охране здоровья несовершеннолетних в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь, является ответственный подход проверяющих сотрудников органов прокуратуры к проверке, выраженных, в том числе, в заблаговременной подготовке с составлением планов проверки и выбора определенной методики и тактики, уменьшение количества нерезультативных действий и шагов, а также активное привлечение специалистов, обладающими необходимыми глубокими познаниями в предмете проверки.

Соблюдение этих требований не только в полной мере будет отвечать функциям и поставленными задачами перед органами прокуратуры, но еще и повысит их авторитет, увеличит количество выявляемых нарушений, что приведет к улучшению состояния законности на поднадзорной территории.

Литература:

  1. Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: Учебное пособие / Под ред. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Глава 5, стр. 39–40. М., 2019.
  2. Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X (ред. от 07.01.1988) «О прокуратуре СССР» (утратил силу на территории Российской Федерации с 20.02.1992 в связи с принятием Постановления ВС РФ от 17.01.1992 N 2203–1) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Использование специальных знаний в деятельности органов прокуратуры. Журнал «Актуальные проблемы российского права. Сборник научных статьей». 2021. № 7. Стр. 79–86.
  4. Проверки в России: длящиеся проверки или непрерывный государственный надзор. Кучаков Р. К. Экономическая политика. 2022. Т. 17. № 3 с. 98–123.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, прокурор, проведение проверки, Российская Федерация, проведенная проверка, Генеральный прокурор, государственная власть, местное самоуправление, основание приостановления проверки, предмет надзора.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов...

В условиях осуществления деятельности по проведению прокурорского надзора за

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган.

К сожалению, в Законе «О прокуратуре» [1] не нашлось места такой главе, как надзор за.

актов органов местного самоуправления; проверки действующих правовых актов...

Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, пределы прокурорского надзора

иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре); основанием проведения

Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов. прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции...

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

Отметим, прокуроры, согласно процессуальному законодательству Российской Федерации

Проверки исполнения законов осуществляются на основании материалов, направленных в

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения. С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов.

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности...

В то же время Генеральный прокурор Российской Федерации в приказах от 02.10.2007 № 155 «Об организации

Похожие статьи. Роль органов прокуратуры в проведении экспертизы...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган.

На основании данного плана приняты Федеральный закон Российской Федерации от.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ...

государственная власть, орган прокуратуры, орган, Генеральный прокурор, Генеральный прокурор РФ, Конституция РФ, местное самоуправление, прокурорский надзор, Российская Федерация, свобода граждан.

Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за...

К нормативным актам, очерчивающим пределы прокурорского надзора, прежде всего относятся Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора РФ.

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Общий надзор является основной функцией Прокуратуры РФ, так как именно для этого она

Вместе с тем принятое прокурором решение, не запрещает лицу, обратившемуся в органы

Также Генеральный прокурор наделен правом выступать с предложениями перед

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов

О некоторых аспектах методики проведения прокурорской...

Предмет проверки вытекает из предмета надзора и представляет собой установленный

закрепляющие деятельность, которая является предметом проводимой проверки.

Прокурорская проверка, помимо всего прочего, включает в себя деятельность по

Так, в ходе проведения проверок на поднадзорной территории, прокурору необходимо в первую...

К вопросу о проблемах порядка проведения прокурорской...

Не менее важной проблемой является отсутствие типовых бланков, а также требований к содержанию таких документов как «решение о продлении срока проведения проверки», «решение о приостановлении проверки» и «решение о возобновлении проверки».

Похожие статьи

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов...

В условиях осуществления деятельности по проведению прокурорского надзора за

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган.

К сожалению, в Законе «О прокуратуре» [1] не нашлось места такой главе, как надзор за.

актов органов местного самоуправления; проверки действующих правовых актов...

Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, пределы прокурорского надзора

иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре); основанием проведения

Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов. прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции...

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

Отметим, прокуроры, согласно процессуальному законодательству Российской Федерации

Проверки исполнения законов осуществляются на основании материалов, направленных в

прокуратуры в системе органов государственной власти, не определен предмет ведения. С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов.

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности...

В то же время Генеральный прокурор Российской Федерации в приказах от 02.10.2007 № 155 «Об организации

Похожие статьи. Роль органов прокуратуры в проведении экспертизы...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган.

На основании данного плана приняты Федеральный закон Российской Федерации от.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ...

государственная власть, орган прокуратуры, орган, Генеральный прокурор, Генеральный прокурор РФ, Конституция РФ, местное самоуправление, прокурорский надзор, Российская Федерация, свобода граждан.

Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за...

К нормативным актам, очерчивающим пределы прокурорского надзора, прежде всего относятся Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора РФ.

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Общий надзор является основной функцией Прокуратуры РФ, так как именно для этого она

Вместе с тем принятое прокурором решение, не запрещает лицу, обратившемуся в органы

Также Генеральный прокурор наделен правом выступать с предложениями перед

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов

О некоторых аспектах методики проведения прокурорской...

Предмет проверки вытекает из предмета надзора и представляет собой установленный

закрепляющие деятельность, которая является предметом проводимой проверки.

Прокурорская проверка, помимо всего прочего, включает в себя деятельность по

Так, в ходе проведения проверок на поднадзорной территории, прокурору необходимо в первую...

К вопросу о проблемах порядка проведения прокурорской...

Не менее важной проблемой является отсутствие типовых бланков, а также требований к содержанию таких документов как «решение о продлении срока проведения проверки», «решение о приостановлении проверки» и «решение о возобновлении проверки».

Задать вопрос