Актуальные проблемы защиты деловой репутации в сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, М. Е. Актуальные проблемы защиты деловой репутации в сети Интернет / М. Е. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 216-217. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101452/ (дата обращения: 20.04.2024).



В условиях жесткой конкуренции современной России, быстро развивающихся информационных технологий и технических средств сети Интернет, участникам имущественного обрата, организациям потерпевшим от недобросовестности участников нередко приходится обращаться в суд для защиты своей деловой репутации в случае ее умаления.

Деловой имидж того или иного предпринимателя является мощным средством для конкурентной борьбы на рынке, особенно в современном мире, где распространение любых сведений происходит за очень короткое время. Отрицательная репутация юридического лица может создаться не только из-за очевидных факторов, которые напрямую зависят от самого юридического лица, но и в результате недобросовестной конкуренции участников экономической или иной деятельности. Неслучайно Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции» расшифровывает этот термин как противоречащие закону, обычаям, добропорядочности, разумности и справедливости действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), нацеленные на получение предпринимательских преимуществ, и причинившие либо способные причинить вред деловой репутации других лиц (конкурентов), убытки (п. 9 ст.4.

Таким образом, в настоящее время деловая репутация действительно стала существенным фактором получения прибавочной стоимости, успешного ведения предпринимательской деятельности. Если говорить об основных признаках деловой репутации, то на мой взгляд очень емко и кратко их называет О. В. Карайчева: а) способность индивидуализировать своего обладателя; б) особенности естественного возникновения, проявления и защиты; в) неспособность использовать вещно-правовые способы защиты; г) изменчивость. По мнению автора, деловой авторитет коммерческого либо некоммерческого субъекта гражданского права не идентичен профессиональной репутации: если первым качеством обладает юридическое лицо, добивающееся предпринимательской прибыли, то второе качество принадлежит работнику, получающему заработанную плату в размере, соответствующем его профессиональной квалификации [7].

Защита деловой репутации юридических лиц законодатель определил по аналогии с физическими лицами, за исключением применения компенсации морального вреда, однако защита деловой репутации не исключает подачи в суд иска о компенсации репутационного вреда, которое отличается от общепринятого морального вреда, что определено в фабуле ст. 45 Конституции Российской Федерации «защищать свои права всеми легальными способами».

Поскольку деловая репутация юридического лица имеет важное значение на рынке, ее умаление может привести потере общественного авторитета в глазах юридической общественности, контрагентов, конкурентоспособности, появлению конфликтов внутри организации и самое важное возникновению убытков. В случае нарушенного права, истцу необходимо обосновать свой иск, а именно определить объемы причиненного репутационного вреда в следствии которого возникла потеря или снижение доходов, спроса, и тд., однако все эти важные факторы и понятия в настоящем законодательстве РФ не в достаточной мере урегулированы.

Первой важнейшей проблемой в рамках данной темы можно назвать отсутствие в гражданском законодательстве четкого понятия/определения термина «деловая репутация», в связи с этим нельзя определить круг лиц, которые имею право на такую защиту, нет универсальной позиции правоприменения, а при подаче иска в обосновании наличия такого нарушения у ответчика возникают трудности.

Сложнейшими спорами в рамках данной темы, являются дела о правонарушениях, совершенных в сети Интернет, а сама сложность заключается в способе доказывания такого правонарушения. Данная проблема содержит в себе порядок сбора и обеспечение доказательств и допустимость этих доказательств в суде. В случае с «допустимостью» истец может предоставить скриншот страницы в сети Интернет, который он заверяет нотариусом или осмотр нотариусом содержание такой страницы на основании ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, при таком способе нотариус обеспечивает доказательна правонарушения, которые истец может предоставить в суд.

Не менее важной проблемой является привлечение к ответственности Интернет-сайт, поскольку он может быть не зарегистрирован как СМИ, в таком случае к ответственности привлекают либо собственника, либо администратора, которые подтвердили свою личность при регистрации ресурса. В судебных спорах о защите деловой репутации не предусмотрено досудебное урегулирование вопроса, однако при получении досудебной претензии администратор или владелец сайта, которому пришло оспариваемое сообщение, может принят решение о его удалении, таким образом эти два момента являются взаимоисключающими.

Следующей немаловажной проблемой является определение круга лиц, которых можно привлечь к ответственности в случае нарушения права в сети «Интернет». В качестве ответчиков можно определить следующие категории: Интернет-провайдер, владелец сайта, пользователь. Пост умиляющий деловую репутацию может быть создан человеком, который воспользовался выдуманными данными, которые не привязаны к действительным ресурсам, подтверждающим личность, в связи с этим поиск лица, которого необходимо привлечь к ответственности очень сложен, а иногда практически невозможен, в следствие чего лицо может просто уйти от ответственности, поэтому нередко истец обращаясь в суд с заявлением просто получает удаление с сайта порочащей информации, не получив при этом какого-то опровержения. Также существует мнение, что при отсутствии автора, который распространяет не соответствующие действительности сведения, юридическую ответственность должен нести владелец сайта. В то же время, нужно понимать, что отследить каждого посетителя и каждый комментарий нелегко, а зачастую практически невозможно, особенно когда сайт популярен и имеет большую аудиторию. Также в случае, если информация была использована другими пользователями, которые просто перепечатали ее или разместили на своем сайте путем «репостов», истцу придется обращаться с многочисленными исками в отношении разных ответчиков, что делает способ защиты весьма неэффективным.

Исходя их вышесказанного, мы приходим к выводу, что настоящее законодательство требует множественных доработок, в том числе введение новых терминов и понятий, соответствующих современному миру, а также новых систем.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст 2; [Электронный ресурс] Официальный текст Конституции РФ с внесенными правками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http:www.pravo.gov.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, Ст. 3301.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138–ФЗ (ред. от 16.04.2022) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_39570/ .
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 05.12.2022)// «Собрание законодательства Российской Федерации» от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3012.
  5. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. И доп., вступ. в силу с 20.06.2022) // Собрание законодательства РФ. — 08.10.2007. — № 41. — ст. 4849.
  6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1), (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)) // [Электронный ресурс], № 49, 13.03.1993, http://www.pravo.gov.ru.
  7. Карайчева О.В. Деловая репутация как объект гражданских прав: Дис. ...канд. юрид. наук. - Ростовн/Д., 2014. - С. 6
Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, владелец сайта, юридическое лицо, защита, истец, круг лиц, ответственность, Российская Федерация, современный мир.


Похожие статьи

Актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой...

...защиты чести, достоинства и деловой репутации лица в Российской Федерации / Н. В. Гусев.

и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц [28, c. 454].

дефиниций круг лиц, которые имеют право на защиту этих благ, чётко не определён [14, c. 89].

Правовую защиту деловой репутации юридического лица как нематериального...

Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации...

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, защита неимущественных прав.

Кто же будет являться субъектом ответственности? Им может быть собственник сайта

Вместе с тем владелец сайта или уполномоченное им лицо — поскольку они объективно

Защита чести, достоинства и деловой репутации. деловая репутация, благо, Российская...

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике...

Таким образом, деловая репутация юридического лица — это нематериальный актив, который представляет собой возможность иметь юридическому лицу оценку своей деятельности в соответствии с качествами этой деятельности [18].

Способы защиты деловой репутации в Российской Федерации

Способы защиты деловой репутации можно разделить на две группы: общие и специальные.

Архиереев Н. В. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц в Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид.

Механизм защиты деловой репутации | Статья в журнале...

Однако в механизме защиты деловой репутации юридического лица содержатся существенные отличия от защиты соответствующего права физических лиц. Юридические лица не могут требовать морального вреда, нанесенного распространением сведений.

Диффамация в интернет-пространстве | Статья в журнале...

В подобных ситуациях ответственность может нести администратор сайта, лицо

Конституция РФ гарантирует гражданам право на судебную защиту чести и достоинства.

Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности глава 69 ГК «Общие положения»...

Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации сопряжена с рядом.

Актуальные вопросы обеспечения нотариусом доказательств...

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 ГК РФ судебная защита гарантирована лицам, в отношении

деловая репутация, диффамационный характер, верховный суд РФ, сведение, лицо

На законодательном уровне о деловой репутации юридических лиц говорится в ст. 152

деловая репутация, Российская Федерация, массовая информация, ГК РФ, владелец...

Защита деловой репутации участников предпринимательских...

Автор представляет различные трактовки данного понятия, также раскрывается сущность деловой репутации участников предпринимательских отношений. Ключевые слова. деловая репутация, защита чести, предпринимательская деятельность, Интернет, товарный знак.

Деловая репутация юридического лица в российском...

К тому же, давая понятие деловой репутации, ученые-правоведы не указывают на ее имущественную сторону как объекта гражданских прав, на то, что деловая репутация юридического лица — это, прежде всего, его нематериальный актив.

Похожие статьи

Актуальные проблемы защиты чести, достоинства и деловой...

...защиты чести, достоинства и деловой репутации лица в Российской Федерации / Н. В. Гусев.

и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц [28, c. 454].

дефиниций круг лиц, которые имеют право на защиту этих благ, чётко не определён [14, c. 89].

Правовую защиту деловой репутации юридического лица как нематериального...

Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации...

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, защита неимущественных прав.

Кто же будет являться субъектом ответственности? Им может быть собственник сайта

Вместе с тем владелец сайта или уполномоченное им лицо — поскольку они объективно

Защита чести, достоинства и деловой репутации. деловая репутация, благо, Российская...

Деловая репутация юридического лица | Статья в сборнике...

Таким образом, деловая репутация юридического лица — это нематериальный актив, который представляет собой возможность иметь юридическому лицу оценку своей деятельности в соответствии с качествами этой деятельности [18].

Способы защиты деловой репутации в Российской Федерации

Способы защиты деловой репутации можно разделить на две группы: общие и специальные.

Архиереев Н. В. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц в Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид.

Механизм защиты деловой репутации | Статья в журнале...

Однако в механизме защиты деловой репутации юридического лица содержатся существенные отличия от защиты соответствующего права физических лиц. Юридические лица не могут требовать морального вреда, нанесенного распространением сведений.

Диффамация в интернет-пространстве | Статья в журнале...

В подобных ситуациях ответственность может нести администратор сайта, лицо

Конституция РФ гарантирует гражданам право на судебную защиту чести и достоинства.

Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности глава 69 ГК «Общие положения»...

Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации сопряжена с рядом.

Актуальные вопросы обеспечения нотариусом доказательств...

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 ГК РФ судебная защита гарантирована лицам, в отношении

деловая репутация, диффамационный характер, верховный суд РФ, сведение, лицо

На законодательном уровне о деловой репутации юридических лиц говорится в ст. 152

деловая репутация, Российская Федерация, массовая информация, ГК РФ, владелец...

Защита деловой репутации участников предпринимательских...

Автор представляет различные трактовки данного понятия, также раскрывается сущность деловой репутации участников предпринимательских отношений. Ключевые слова. деловая репутация, защита чести, предпринимательская деятельность, Интернет, товарный знак.

Деловая репутация юридического лица в российском...

К тому же, давая понятие деловой репутации, ученые-правоведы не указывают на ее имущественную сторону как объекта гражданских прав, на то, что деловая репутация юридического лица — это, прежде всего, его нематериальный актив.

Задать вопрос