Роль менеджмента в цифровой экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Башимова, С. Р. Роль менеджмента в цифровой экономике / С. Р. Башимова, Х. М. Аманов, Д. Н. Халмырадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101427/ (дата обращения: 20.04.2024).



Актуальность выбранной темы статьи определяется тем фактом, что в современной цифровой экономике общество становится все более зависимым от информационных технологий, эффективного управления данными и необходимости трансформации управления знаниями.

Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, менеджмент, методы исследования, модель управления.

Поскольку наша жизнь развивается все быстрее и все процессы упрощаются, не может быть сомнений в том, что цифровая экономика стала глобальным трендом человеческого развития. Мир постепенно становится гибридным, наша повседневная жизнь и цифровые технологии становятся взаимоинтегрируемыми. Всеобщая цифровизация требует соответствующей инфраструктуры и знаний для ее применения, поэтому знания становятся ключевой ценностью и движущей силой развития на передовых предприятиях. Компании, которые эффективно применяют знания в своей работе, не только демонстрируют быстрый рост и пользуются широкими возможностями для расширения бизнеса (открытие филиалов, развитие франчайзинговых сетей), но и сами создают возможности.

Таким образом, механизмы управления знаниями являются актуальной темой исследования. В настоящее время существуют научные исследования, которые посвящены необходимости изучения и объяснения важности использования трансформации управления знаниями в цифровой экономике.

Функция управления знаниями зависит от трех факторов: наличия ресурсов, взаимоотношений с сотрудниками и последовательности подхода. К сожалению, многие проекты по управлению знаниями являются чистой формальностью из-за непонимания или игнорирования этих факторов.

В современной цифровой экономике развитие управления знаниями становится стратегической задачей любой организации. В то же время развитие процесса управления знаниями приводит к постоянному совершенствованию всех бизнес-процессов организации, включая информационные технологии, управление персоналом и систему менеджмента качества.

Доказано, что эффективность управления знаниями влияет на общие финансовые показатели компании, качество продукции и процессов, конкурентоспособность и перспективы ее устойчивого развития. Для эффективного применения цифровой экономики в интересах бизнеса выделяется две важные предпосылки (рис.1):

Важные предпосылки в интересах бизнеса

Рис. 1. Важные предпосылки в интересах бизнеса

Первое предварительное условие зависит от того, насколько хорошо разработаны и внедрены на предприятии информационно-коммуникационные технологии, в то время как второе связано с управлением персоналом и, в частности, управлением знаниями.

В цифровой экономике существуют различные модели управления знаниями, позволяющие сгладить, скорректировать и согласовать эти процессы. Эта модель объединяет отдельные элементы системы управления знаниями в единый процесс, включающий этапы приобретения, распознавания и использования.

Первый этап актуален, когда организация стремится изменить мышление команды, приобрести новые знания, интерпретировать существующие знания и использовать информацию для достижения лучшего и более конкурентоспособного уровня экономической деятельности с помощью набора научных данных и экспертных знаний, которые зависят от взаимодействия между внутренней и внешней средой.

В данном случае самым простым и эффективным был бы такой прием, как бенчмаркинг. Использование бенчмаркинга позволяет предприятиям выяснить, какие методы управления или производственные технологии необходимо изучить и внедрить в компании, чтобы достичь наиболее конкурентоспособного уровня.

Второй этап — это управление носителями знаний и информационными ресурсами. Это позволяет реструктурировать полученные знания и определить их назначение в производственном или операционном бизнес-процессе. Использование современных технологий для доступа к новой информации позволяет предоставить заинтересованным подразделениям доступ к новым знаниям. На этом этапе эффективным будет использование техники повествования. Эта техника представляет собой современную систему интеллектуальных знаний и эмоционального переживания с помощью всех видов информации и основана на древнем искусстве повествования.

Таким образом, концепция сторителлинга — это техника передачи информации, созданная руководством для решения конкретной задачи при участии управления персоналом.

Управление поставками знаний — это третий этап, который обеспечивает основу для новых знаний о формировании нового продукта или услуги. Другими словами, это либо успешная, либо неудачная адаптация знаний с целью решения конкретной проблемы предприятия. Таким образом, создается запас знаний. Этот этап может быть дополнен коммерческим программным обеспечением “Mind Manager” (MM), которое позволяет создавать карты памяти, записывать презентации, переговоры, совещания, проводить исследования и оперировать большими объемами данных.

По сути, он предоставляет пользователям способы визуализации информации в виде ментальных карт и блок-схем. Среди наиболее популярных функций MindManager есть (рис.2):

Популярные функции MindManager

Рис. 2. Популярные функции MindManager

Четвертый этап характеризует управление спросом на знания, в ходе которого анализируется круг проблем и банк новых знаний. Сравнение спроса и предложения знаний позволяет выявить дефицит знаний на предприятии.

Управление инфраструктурой обработки знаний, а также управление данными и коммуникациями представляют собой пятый этап. Итак, этот этап возможен, когда у компании есть инфраструктура для обработки знаний, информации и эффективной коммуникации, чтобы компания могла наслаждаться возможным притоком и продвижением идей. Инфраструктура обработки знаний должна включать современные технологии обработки информации и обмена ею, а также непрерывное стимулирование, которое способствует вовлечению и мотивации всей команды, улучшает моральный дух, повышает самооценку сотрудников, снижает текучесть кадров и создает атмосферу образованности и компетентности в компании.

Изучение стандартов показало, что на сегодняшний день нет точного определения области применения в исследованиях по управлению знаниями: это может быть реализовано как отделом персонала в рамках его потребностей, так и отделом качества (для удовлетворения требований системы менеджмента качества) или менеджером по знаниям. или корпоративный университет. Так или иначе, система не отражает потребности всех заинтересованных сторон и чаще всего распределена по конкретным департаментам и определенным бюджетам, поэтому она часто применяется довольно формально.

В настоящее время стандарт предусматривает создание системы управления знаниями по следующему алгоритму: разработка проекта по управлению знаниями; оценка проекта; разработка системы; развертывание; оценка; стабильность. Такой подход согласуется с концепцией тотального управления качеством и предполагает постоянное совершенствование. Поэтому представляется разумным развивать управление знаниями на основе системы менеджмента качества организации.

Вывод. В настоящей статье проанализированы предпосылки эффективной модели управления знаниями для развития систем менеджмента качества и цифровой экономики в целом. Мы изучили концепцию цифровой экономики и определили роль человеческих ресурсов в процессе цифровизации, а также условия управления знаниями, взаимосвязи с процессами управления персоналом, менеджмента качества и информационных технологий для развития систем менеджмента качества.

Литература:

  1. Бочарова Ю. Г. (2019). Развитие инновационной инфраструктуры;
  2. Брайан, Л. О. (2009). Компьютерная грамотность як основа информационной культуры повседневной жизни;
  3. Кенан, П., и Афина, А. (2001). Управление знаниями как стратегия экономического развития.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, цифровая экономика, управление знаниями, этап, интерес бизнеса, конкурентоспособный уровень, обработка знаний, развитие систем менеджмента качества, современная цифровая экономика, управление персоналом.


Похожие статьи

Цифровые технологии в системе управления персоналом

Ключевые слова: управление персоналом, технологии управления персоналом, HR-Digital

На протяжении многих лет, в системе управления персоналом важным остается тот факт

HR-Digital или переход рекрутинга в цифровую среду — это закономерный итог развития

управление персоналом, менеджмент, производительность труда, мотивация персонала...

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые...

Предпосылки формирования «экономики знаний»: ‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса

В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний.

— 191 с. 3. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями. Учебное пособие.

Наивысший этап развития постиндустриальной экономики- экономика знаний.

Совершенствование управления бизнес-процессами...

В связи с этим менеджмент бизнес-процессов и цифровая трансформация — это области, которые

Цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия.

Мировые тренды в цифровой трансформации стратегического управления. Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация.

Система менеджмента качества в условиях цифровизации...

Программа по развитию цифровой экономики в России до 2035 года основывается на модернизации

Рассмотримпроблемыпри цифровизации системы менеджмента качества [1, с. 14]

Мельник В. Система менеджмента качества в условиях цифровой трансформации

В условиях цифровой экономики большая часть жизненного цикла продуктов и услуг будет...

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор...

Особенность цифровой экономики в том, что ее главным ресурсом являются знания, которые в

В цифровой экономике существует прямая зависимость между уровнем экономической безопасности

менеджменту знаний. Также разработан целый ряд программ по повышению личной

Рис. 1. Система управления карьерой и развитием Госкорпорации «Росатом» [8].

Цифровой менеджмент в управлении проектами

Выделены основные преимущества цифрового менеджмента в управлении проектами.

Цифровой менеджмент — это основанная на новых цифровых технологиях система

Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Менеджмент организаций цифровой экономики: учебное пособие.

Создание и развитие системы управления проектами — важная задача...

Цифровая трансформация государственного управления

Модель цифровой экономики в России. В модели РФ государство занимает активную

— активное внедрение новых знаний и глобальных информационных технологий во все сферы

развитие гражданского общества и социального партнерства в цифровой среде

Так, в 2019 году на программу цифрового государственного управления было выделено всего 5,7...

Современные подходы к цифровизации управления...

Современные подходы к цифровизации управления персоналом в организациях связи.

— объединяет работников с профессиональными знаниями высокой ценности [5, с. 261].

Экономика и бизнес. 2020. С.45. Мишин В. М. Исследование систем управления.

2014. С. 250–252. Ончуленко В. А. Управление персоналом в условиях цифровизации организации...

Совершенствование компетенций управленческого персонала как...

Ключевые слова: управление, кадры, компетенции, персонал, развитие, знания

Ключевым фактором в развитии персонала является развитие его компетенций.

Кондаков, А. М. Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики [Текст] / А. М. Кондаков.

Обучение персонала — это один из элементов управления развитием сотрудников.

Похожие статьи

Цифровые технологии в системе управления персоналом

Ключевые слова: управление персоналом, технологии управления персоналом, HR-Digital

На протяжении многих лет, в системе управления персоналом важным остается тот факт

HR-Digital или переход рекрутинга в цифровую среду — это закономерный итог развития

управление персоналом, менеджмент, производительность труда, мотивация персонала...

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые...

Предпосылки формирования «экономики знаний»: ‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса

В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний.

— 191 с. 3. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями. Учебное пособие.

Наивысший этап развития постиндустриальной экономики- экономика знаний.

Совершенствование управления бизнес-процессами...

В связи с этим менеджмент бизнес-процессов и цифровая трансформация — это области, которые

Цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия.

Мировые тренды в цифровой трансформации стратегического управления. Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация.

Система менеджмента качества в условиях цифровизации...

Программа по развитию цифровой экономики в России до 2035 года основывается на модернизации

Рассмотримпроблемыпри цифровизации системы менеджмента качества [1, с. 14]

Мельник В. Система менеджмента качества в условиях цифровой трансформации

В условиях цифровой экономики большая часть жизненного цикла продуктов и услуг будет...

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор...

Особенность цифровой экономики в том, что ее главным ресурсом являются знания, которые в

В цифровой экономике существует прямая зависимость между уровнем экономической безопасности

менеджменту знаний. Также разработан целый ряд программ по повышению личной

Рис. 1. Система управления карьерой и развитием Госкорпорации «Росатом» [8].

Цифровой менеджмент в управлении проектами

Выделены основные преимущества цифрового менеджмента в управлении проектами.

Цифровой менеджмент — это основанная на новых цифровых технологиях система

Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Менеджмент организаций цифровой экономики: учебное пособие.

Создание и развитие системы управления проектами — важная задача...

Цифровая трансформация государственного управления

Модель цифровой экономики в России. В модели РФ государство занимает активную

— активное внедрение новых знаний и глобальных информационных технологий во все сферы

развитие гражданского общества и социального партнерства в цифровой среде

Так, в 2019 году на программу цифрового государственного управления было выделено всего 5,7...

Современные подходы к цифровизации управления...

Современные подходы к цифровизации управления персоналом в организациях связи.

— объединяет работников с профессиональными знаниями высокой ценности [5, с. 261].

Экономика и бизнес. 2020. С.45. Мишин В. М. Исследование систем управления.

2014. С. 250–252. Ончуленко В. А. Управление персоналом в условиях цифровизации организации...

Совершенствование компетенций управленческого персонала как...

Ключевые слова: управление, кадры, компетенции, персонал, развитие, знания

Ключевым фактором в развитии персонала является развитие его компетенций.

Кондаков, А. М. Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики [Текст] / А. М. Кондаков.

Обучение персонала — это один из элементов управления развитием сотрудников.

Задать вопрос