Основные подходы в профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Сазонова, А. О. Основные подходы в профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности / А. О. Сазонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101414/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается влияние основных подходов на профессиональную подготовку бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности. Проведенный анализ позволит обозначить потенциальный результат проявления подходов в образовательном процессе вуза. Выделены следующие подходы: компетентностный, субъектно-деятельностный, здоровьесберегающий.

Ключевые слова: здоровьесбережение, педагог-психолог, компетентностный подход, субъектно-деятельностный подход, здоровьесберегающий подход, профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе опирается на основные научные подходы и учитывает тенденции и стратегии, которые характерны для современного высшего педагогического образования. В данной статье в качестве ведущих подходов при рассмотрении профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей деятельности в малокомплектной сельской школе были определены компетентностный, субъектно-деятельностный, здоровьесберегающий подходы.

Повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов выступает одной из приоритетных задач модернизации системы современного образования. Необходимость ее решения определяется прежде всего тем, что успехи в интеллектуальном и личностном развитии ребенка находятся в прямой зависимости от грамотного, целенаправленного руководства этим процессом со стороны взрослого.

Компетентностный подход позволяет представить профессиональную подготовку бакалавров психолого-педагогического как целостный, непрерывный и относительно устойчивый процесс, конечным результатом которого является формирование умений и компетенций (а не получение знаний), наличие или отсутствие которых и дает возможность судить о качестве и эффективности обучения [1]. Процесс профессиональной подготовки бакалавра в педагогическом вузе направлен на формирование у него профессиональной компетентности, которая включает в себя совокупность основных, базовых, ключевых и специальных компетенций специалиста, в том числе педагогической техники обеспечения эффективности самореализации в профессионально-педагогической сфере деятельности.

Особенно важной задачей становится создание вузом системы подготовки выпускника психолого-педагогического образования к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО). Повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов выступает одной из приоритетных задач модернизации системы современного образования. Необходимость ее решения определяется прежде всего тем, что успехи в интеллектуальном и личностном развитии ребенка находятся в прямой зависимости от грамотного, целенаправленного руководства этим процессом со стороны взрослого.

На базе ФГБОУ ВО «АмГУ» обучение студентов по направлению подготовки 44.03.02 (ранее 050400.62) — Психолого-педагогическое образование осуществляется с 2011 года. За прошедшее время Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее ФГОС ВО) претерпел изменения. Сейчас подготовка по направлению 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы «Психология и социальная педагогика» осуществляется в соответствии с ФГОС ВО 3++ № 122 от 22 февраля 2018 года (с изменениями № 1456 от 26.11.2020) [3].

Новый стандарт предполагает, что у выпускников, в результате освоения программы бакалавриата, должны быть сформированы определённые компетенции, в том числе и затрагивающие здоровьесберегательную деятельность. Данные компетенции имеют отражение в основной образовательной программе и в учебном плане, которые составляются образовательной организацией.

В учебном плане по направлению подготовки 44.03.02 — Психолого-педагогическое образование выделяется несколько компетенций, которые отражают здоровьесберегающую деятельность специалиста.

Универсальные компетенции (далее УК) представляют собой личностную способность специалиста решать задачи, связанные с поддержанием физического здоровья, а также условий безопасной жизнедеятельности. В рамках дисциплин также отражается здоровьесберегающий компонент. Так дисциплина «Здоровьесбережение в образовательных учреждениях» формирует знания об основах здоровьесбережения, его роли в обеспечении здоровья и безопасности жизнедеятельности учащихся. Помимо этого, здоровьесберегающая компетентность, студентов данного направления подготовки, формируется и на смежных дисциплинах, затрагиваются аспекты анатомии и физиологии детей, изучается влияние психоактивных веществ на организм человека, возрастные особенности и т. д.

В практике более содержательно осуществляется подготовка к здоровьесберегающей деятельности. Изначально студенты знакомятся с основами, применяют минимальные знания. Далее, погружаясь в непосредственно образовательный процесс организации, применяют теорию на практике, тем самым подбирая индивидуальный стиль своей деятельности. Набирая опыт не только из дисциплин, но и непосредственного примера специалиста, студент осознаёт необходимость максимально безопасной работы, следуя главному принципу «Не навреди».

Так, проанализировав учебный план (компетенции и дисциплины) студентов психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «АмГУ» можно сделать вывод о том, что функции здоровьесбережения отражены в значительной части осваиваемых дисциплинах. Здоровьесберегающий компонент в основном раскрывается с теоретической точки зрения. Несмотря на включение больного количества часов практик, конкретно здоровьесберегающая деятельность в профессиональной подготовке недостаточно отражена в реальной практической деятельности, что выдвигает необходимость организации дополнительной работы.

Субъектно-деятельностный подход способствует раскрытию таких качеств личности, как активность, креативность, способность к саморазвитию, самообразованию и саморегуляции. При этом обучающийся выступает как самоорганизующийся субъект, способный самостоятельно осуществлять деятельность и управлять ею, брать на себя ответственность за свои поступки. При рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека, по мнению Р. Т. Раевского, необходимо обязательно учитывать его состояние здоровья. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б. Г. Акчурин отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности [2]. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.

Здоровьесберегающий подход в системе профессионального образования предусматривает включение в содержание образования когнитивных и креативных аспектов здоровьесбережения, в том числе использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Включение в содержание профессионального образования здоровьесберегающих педагогических технологий способствует, с одной стороны, сохранению и укреплению здоровья самих студентов, с другой стороны, направлено на овладение ими знаниями, умениями, навыками в области здоровьесбережения.

Таким образом, профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования в большей степени может основываться на представленных в статье подходах: компетентностном, субъектно-деятельностном, здоровьесберегающим. Качество профессиональной подготовки бакалавра есть категория, связанная с уровнем сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, способности эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, стремления к саморазвитию. Поэтому можно рассматривать качество профессиональной подготовки как результат процесса обучения, который может быть предметом повышения и совершенствования

Литература:

  1. Манаенкова М. П., Калякин Е. В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Гаудеамус. 2021. № 1 (47).: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-professionalnogo-stanovleniya-pedagoga-psihologa
  2. Тинькова, Е. Л. Развитие психологической компетентности учащейся молодежи в области здоровьесбережения: учебно-методическое / Е. Л. Тинькова [и др.]. — Ставрополь: СГПИ, 2018. — 152 с.: [сайт]. URL: https://e.lanbook.com/book/117670
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/71897860/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое образование, профессиональная подготовка бакалавров, подход, деятельность, направление подготовки, профессиональная подготовка, учебный план, физическое здоровье, будущая профессиональная деятельность, малокомплектная сельская школа.


Ключевые слова

компетентностный подход, профессиональная подготовка, здоровьесбережение, педагог-психолог, субъектно-деятельностный подход, здоровьесберегающий подход

Похожие статьи

Особенности профессиональной подготовки будущих...

 Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты

Профессиональная подготовка бакалавров опирается на основные научные подходы

Процесс профессиональной подготовки бакалавра в педагогическом вузе направлен на

Сериков, В. В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях...

Профессиональная подготовка педагога...

В более сложном положении оказалась профессиональная подготовка учителей средней школы.

Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Педагогическое образование и профессиональная подготовка учителей.

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на...

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание

Для отбора содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения возьмем за основу

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональные компетенции из ФГОС ВО по соответствующим видам деятельности.

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной...

Обновление содержания среднего образования предполагает подготовку педагогов к

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и

–повышение профессиональной, психологической, технологической, информационной и

непрерывное образование, педагог, малокомплектная школа, психолого-педагогическое...

Психолого-педагогическая подготовка в системе...

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования.

Прояненкова Л. А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

профессиональное образование, связь, предмет, будущий...

умение, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, учащийся, дисциплина, качество, общее образование, общеобразовательный цикл, профессиональное заведение, система ценностей.

Формирование профессиональной компетентности будущих...

Так как, профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов.

-М.: 1999. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.

профессиональная деятельность, компетенция, задача, обучение, принцип, подход

Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения.

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

...профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.04

Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения понимается

 специальные компетенции, связаны с будущей профессиональной деятельностью

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое...

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании " ориентирует на

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Т., 1997. 3. Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров...

Похожие статьи

Особенности профессиональной подготовки будущих...

 Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты

Профессиональная подготовка бакалавров опирается на основные научные подходы

Процесс профессиональной подготовки бакалавра в педагогическом вузе направлен на

Сериков, В. В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях...

Профессиональная подготовка педагога...

В более сложном положении оказалась профессиональная подготовка учителей средней школы.

Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Педагогическое образование и профессиональная подготовка учителей.

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на...

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание

Для отбора содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения возьмем за основу

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональные компетенции из ФГОС ВО по соответствующим видам деятельности.

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной...

Обновление содержания среднего образования предполагает подготовку педагогов к

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и

–повышение профессиональной, психологической, технологической, информационной и

непрерывное образование, педагог, малокомплектная школа, психолого-педагогическое...

Психолого-педагогическая подготовка в системе...

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования.

Прояненкова Л. А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, социально-педагогические предпосылки.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

профессиональное образование, связь, предмет, будущий...

умение, профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, учащийся, дисциплина, качество, общее образование, общеобразовательный цикл, профессиональное заведение, система ценностей.

Формирование профессиональной компетентности будущих...

Так как, профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов.

-М.: 1999. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.

профессиональная деятельность, компетенция, задача, обучение, принцип, подход

Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения.

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

...профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.04

Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения понимается

 специальные компетенции, связаны с будущей профессиональной деятельностью

ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое...

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании " ориентирует на

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Т., 1997. 3. Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров...

Задать вопрос