Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников в творческих играх | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Лидак, Л. В. Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников в творческих играх / Л. В. Лидак, К. В. Черноволова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101335/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, анализируются возможности творческих игр для решения данной проблемы.Обосновывается мысль о том, что недостаточно сформированные коммуникативные навыки существенно затрудняют внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. В статье приведен анализ взглядов исследователей на возможность развития уже выработанных коммуникативных навыков, поэтому актуальным становится использование творческих игр для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности. Перечислены и описаны основные инструменты для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная деятельность, коммуникативные навыки, дошкольник, творчество, творческие игры.

Коммуникативная деятельность имеет особую значимость в социальном пространстве, в котором существует личность. Важными компонентами коммуникативной деятельности являются коммуникативные навыки, которые обеспечивают автоматизацию общения и употребления экспрессивных, выразительных и смысловых средств, в системе взаимодействия респондентов. Литературные источники позволяют установить, что коммуникативные навыки — это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъектов в сфере коммуникации. К тому же, коммуникативные навыки являются условием конструктивного общения, которое считается показателем культуры современной личности, в целом, и культуры коммуникативной деятельности, в частности. Коммуникативные навыки являются условием совершенствования коммуникативных способностей.

К основным коммуникативным навыкам дошкольников относят: умение вести партнерский диалог, умение сотрудничать, ориентироваться в ситуации общения. Умение сотрудничать с партнером по общению отражается в способности видеть действия партнера, согласовывать с ним собственные действия, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в общении. Умение вести партнерский диалог выражается в адекватном отношении респондента к особенностям партнера, его личности и опыта общения. Вместе с тем — это умение осуществлять субъектное взаимодействие с ним. Умение ориентироваться в ситуации общения выражено в способности слушать и слышать партнера, договариваться с ним, проявлять к нему эмпатию, сострадание, уважение. Обратимся к особенностям коммуникативных навыков дошкольников и способам их формирования.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии человека, в связи с существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями личности ребенка. Это жизненный этап, рассматриваемый в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении коммуникативных навыков личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Основными инструментами для совершенствования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являются игровая деятельность, включающая комплекс игр: игру-имитацию, игру-драматизацию, игры — развлечения по сюжетам сказок, музыкально-ритмические игры, театрализованные игры, игровые тренинги, игры с правилами, сюжетно — ролевые игры.

О. А. Акулова считала, что в играх-драматизациях дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса коммуникативных средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизаций являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей:

— ролевые диалоги на основе текста;

— инсценировки произведений;

— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки [1].

Развивая взаимодействие детей в игре и ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и способствует формированию всех сторон игрового диалога.

Творческой игрой детей, в которой они активно взаимодействуют в диалоге, являются игры-инсценировки. Их важность в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, которые заимствованы из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно.

Игра современного дошкольника принципиально отличается от игровой деятельности ребенка-дошкольника начала ХХ1 века: появляются новые сюжеты игры, заимствованные из мультфильмов, телепередач, компьютерных игр, современных социальных событий. Ребенок может легко изобразить героя мультфильма, используя простые действия или фразы. Легкость изображения позволяет использовать сюжет мультфильма с минимальным уровнем развития игровой деятельности. Использование телесюжета в игре сводится к воспроизведению бытовых подробностей. Увлечение детей видеоиграми представляет серьезный риск для психического развития детей.

А. А. Быкова утверждает, что одним из направлений деятельности по совершенствованию коммуникативных навыков у дошкольников является работа с текстами стихотворных произведений. Стихи помогают воспитывать у ребят высокие нравственные качества. Стихотворение расширяет знания о родном языке, обогащает словарный запас ребят, способствует развитию произносительных навыков. Значительное влияние на обогащение сюжетов игр оказывает отбор материала при работе с поэтическим текстом. Необходимо подбирать стихотворный материал, соответствующий возрастным особенностям и интересам детей, воздействиям на их мотивационную и эмоциональную сферы.

Е. В. Джо отмечает, что эффективным средством коммуникативного развития детей дошкольного возраста является сказка. Очень полезно использовать авторские сказки. Само-творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — все это вызывает особый интерес к сказке и вдохновляет детей на игру.

А. А. Когут определяет музыкально-ритмическую деятельность наиболее естественной и доступной для совершенствования коммуникативной сферы дошкольника, так как несет экспрессивный и эмоциональный характер, не требует от ребенка какой-то определенной подготовки и удовлетворяет естественную потребность маленького ребенка в движении и в подвижных играх. Кроме того, использование различных форм организации музыкально-ритмической деятельности способствует эффективному развитию вербальной и невербальной коммуникации в интересных и простых для детей формах.

Для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников активно применяются театрализованные игры. В театрализованной игре у детей лучше запоминается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность. Театрализованная игра способствует социально-эмоциональному, речевому и коммуникативному развитию дошкольника, всестороннему обогащению его опыта. Театрализованные игры представляют большие возможности для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.

Игровой тренинг является одним из эффективных форм работы с дошкольниками, обеспечивающий развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Педагоги-психологи в своей работе часто применяют для коммуникативного развития детей дошкольного возраста игры с правилами. И. В. Склезнева в своем исследовании отметила, что «Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать формы нормативного взаимодействия, т. е. общения с другими детьми и взрослыми в рамках четко обозначенных правил» [6]. В игре с правилами развивается нормативная регуляция поведения детей и совершенствуется мотивация достижения. Чтобы игры с правилами были развивающими и продуктивными, необходима правильная организация деятельности, для развития именно тех коммуникативных качеств ребенка, которые необходимы ему для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Психологи определили игру ведущей деятельностью дошкольника. Необходимо путем ненавязчивой методики руководства игрой прививать ребенку необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Большое значение имеет игра в решении воспитательных задач при обучении дошкольников. В играх дети применяют знания, полученные на занятиях, а также из жизненного опыта знания и представления о труде людей, разнообразной природе нашей страны, родном крае. С большим интересом дошкольники относятся к играм в «путешествия», «поездки», «почту», игры с военно-патриотическим содержанием и т. п.

Среди многообразия средств и методов совершенствования коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру. Такие игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок является режиссером, который руководит и управляет действиями игрушек-артистов, при этом не участвует в игре в качестве действующего лица [3]. Эти игры являются не только интересными, но и очень полезными. В процессе такой игры дошкольники «озвучивают» героев и комментируют сюжет, и для этого дети используют разные средства вербальной и невербальной речи. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются мимика и интонация. Пантомима здесь ограничена, так как ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. На разнообразие режиссерских игр влияет разнообразие театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [5].

Сказки облегчают придумывание сюжетов для игры. Они как бы подсказывают ребенку, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая известна любому дошкольнику. Такая тщательная подготовка имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства в том, что наборы для сказок сами вызывают интерес к определенной игре и дают возможность еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку. Это очень важно для игры, для развития творческого воображения, а также для запоминания и воспроизведения художественного произведения. Недостатки в том, что ребенок действует по готовому сюжету и не имеет возможность отступать от текста. Поэтому очень полезно в игровой деятельности соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять новые игрушки, чтобы они стали другими персонажами или элементами ландшафта. Так игра становится гораздо полезнее и интереснее, потому что ребенку необходимо будет придумать какие-нибудь новые события или задействовать новых участников в готовый и знакомый сюжет [2].

Сюжетно-ролевая игра имеет большие возможности для развития навыков общения. На первом месте в игре находится развитие рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия, оценивать потребности и переживания других людей. Во всякой творческой деятельности и, в частности, в творческой игре, происходит столкновение характеров, замыслов, идей и творческих подходов. Именно в этом столкновении формируется личность каждого ребенка, появляется детский коллектив, активизируется общение. При этом обычно прослеживается диалектика взаимодействия участников сюжетно-ролевой игры в воображаемой ситуации и в реальной ситуации игровой деятельности.

Еще одна разновидность развивающей деятельности — театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность способствует обогащению детей новыми знаниями, впечатлениями, выразительными средствами. Она способствует развитию интереса к литературе, театральному искусству, пополнению словарного запаса каждого ребенка, нравственному воспитанию детского коллектива [4].

Для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников воспитатели применяют на практике специальные игры — занятия для развития речи: рассказы по картине; рассказы на тему из личного опыта; рассказы по предложенным сюжетам; частичные или подробные пересказы, описание предмета, подбор рифмы к словам и др. Для развития коммуникативных навыков важное место занимают специальные занятия, на которых осуществляется просмотр видеофильмов, привлечение детей к подвижным играм и физическим упражнениям с применением речевок, считалок, кричалок. Особое место в системе психолого-педагогического сопровождения развития речи детей, ознакомления с окружающим и формирования коммуникативных навыков выполняют прогулки, наблюдение, экскурсии. Данные мероприятия могут сопровождаться чтением художественной литературы; музыкальными занятиями; конкурсами, вечерами развлечений, праздниками, играми-драматизациями.

Огромное место в совершенствовании коммуникативных навыков дошкольников занимает индивидуальная работа с детьми, основанная на психолого-педагогических технологиях индивидуальной беседы, включенного наблюдения, неоконченных рассказов, рисунков семьи, друзей, несуществующих животных, направленных на совершенствование речевой культуры, творческого воображения и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Изложенное выше позволяет сделать выводы о том, что игровая деятельность способствуют совершенствованию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативные навыки способствуют формированию культуры общения и развитию творческого воображения ребенка. В исследовании коммуникативный навык рассматривается, как автоматизированная единица речевой деятельности. Это средство, которое обеспечивает успешную деятельность субъектов общения в сфере коммуникации и установления дружеских отношений. Для совершенствования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать весь спектр игровой деятельности. Мы опираемся на концепцию ведущих отечественных психологов, которые рассматривают игровую деятельность в качестве ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. Это позволяет сделать вывод о том, что весь спектр детских игр способствует развитию культуры общения в детском коллективе и коммуникативных навыков у каждого участника совместной игровой деятельности. В творческих, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных играх ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми и строить взаимоотношения в детских коллективах.

Литература:

  1. Галеева Е. В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 126- 129.
  2. Козьяков, Р. В. Методы и методики диагностики эмоций / Р. В. Козьяков. — Москва: Директ-Медиа, 2013. — 162 с. — ISBN 978–5–4458–3387–1; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210483
  3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–12
  4. Меркуль, Ирина Анатольевна. Формирование психолого-педагогической компетентности родителя у студентов вуза: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Меркуль Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ун-т]. — Москва, 2012.- 266 с.: ил. РГБ ОД, 61 12–19/227
  5. Пономарева, Т. А. Игровая технология в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения учебно-методическое пособие / Т. А. Пономарева, Л. Б. Сабитова. — Стерлитамак: СИФУ, 2018. — 116 с.
  6. Склезнева И. В. Игра с правилами как форма социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в деятельности педагога-психолога // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. С. 49–53
Основные термины (генерируются автоматически): игра, коммуникативный навык дошкольников, игровая деятельность, ребенок, дошкольный возраст, навык, коммуникативная деятельность, совершенствование, детский коллектив, коммуникативный навык детей.


Похожие статьи

Игровая деятельность как инструмент формирования...

Игра является эффективным средством для формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. С помощью игровой деятельности ребёнок приобретает необходимые навыки в межличностном общении.

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой...

Необходимо отметить, что коммуникативная деятельность дошкольников, приобретение навыков социального взаимодействия — сложный и противоречивый процесс. Особая роль в ее развитии отводится воспитателю, который организует все формы жизни ребенка в ДОУ.

Игровая деятельность как средство развития... | Молодой ученый

...социально-коммуникативных навыков у дошкольников / Е. В. Свалова, О. Н. Талужина.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития

Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность.

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей...

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Эту группу навыков составляют общеизвестные умения. - сотрудничать

Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются

Цель: развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных способностей через игровую...

‒ картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей. В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность».

Игровая деятельность, направленная на развитие речи...

Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе, в социуме. В основе должно быть игровое воздействие на ребёнка, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольника.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Большинство дошкольников в коммуникативном общении во время коллективного труда становятся более благополучны.

1. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Модель формирования у дошкольников коммуникативной... В этом возрасте ребенок...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Для формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков можно

Игровая задача: развивать у детей внимание, быстроту реакции, умение действовать по команде.

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Ветлугина Н. А. Самостоятельная деятельность дошкольников в общении.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников...

А действия общения — это единица коммуникативной деятельности, которая направлена

Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них

2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний младших школьников.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

Похожие статьи

Игровая деятельность как инструмент формирования...

Игра является эффективным средством для формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. С помощью игровой деятельности ребёнок приобретает необходимые навыки в межличностном общении.

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой...

Необходимо отметить, что коммуникативная деятельность дошкольников, приобретение навыков социального взаимодействия — сложный и противоречивый процесс. Особая роль в ее развитии отводится воспитателю, который организует все формы жизни ребенка в ДОУ.

Игровая деятельность как средство развития... | Молодой ученый

...социально-коммуникативных навыков у дошкольников / Е. В. Свалова, О. Н. Талужина.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития

Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность.

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей...

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

Эту группу навыков составляют общеизвестные умения. - сотрудничать

Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются

Цель: развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных способностей через игровую...

‒ картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей. В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность».

Игровая деятельность, направленная на развитие речи...

Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе, в социуме. В основе должно быть игровое воздействие на ребёнка, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольника.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Большинство дошкольников в коммуникативном общении во время коллективного труда становятся более благополучны.

1. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова.

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

Модель формирования у дошкольников коммуникативной... В этом возрасте ребенок...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Для формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков можно

Игровая задача: развивать у детей внимание, быстроту реакции, умение действовать по команде.

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Ветлугина Н. А. Самостоятельная деятельность дошкольников в общении.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников...

А действия общения — это единица коммуникативной деятельности, которая направлена

Способность ребёнка воспринимать воздействие партнёров по общению и реагировать на них

2. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний младших школьников.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

Задать вопрос