Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Петрига, Н. Е. Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта / Н. Е. Петрига. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101329/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: социализация, проектная деятельность, взаимодействие, волонтеры, дошкольники, социальные акции, игра.

В современном обществе перед педагогами стоит острая проблема социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.

Дети первыми ощутили на себе негативные стороны компьютерного прогресса. В былое ушли тёплые семейные традиции в виде чтения книг, домашних посиделок, совместного кулинарного творчества, организации коллективного семейного досуга.

Ребёнок, попадая в детский коллектив, начинает испытывать огромные трудности в процессе социализации.

Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области позитивной социализации, мы выделили определённые инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях дошкольной организации, по нашему опыту, является метод проектной деятельности. Почему?

Во-первых,проектнаядеятельностьпозволяет устанавливать все возможные контакты, к которым относят контакты взрослого с ребенком, взаимодействие между детьми, контакты ребенка с семьей, и наконец, взаимодействие педагога с родителями.

Во-вторых, проектная деятельность дает ребёнку возможность обозначить проблему, осуществить планирование собственной деятельности, и определить пути решения проблемы, т. е. делает его социально-компетентным.

В-третьих, проектная деятельность даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. Дети младшей группы в силу возраста мало привлечены к совместной образовательной деятельности, поэтому часто наблюдается страх, тревожность и частая смена настроений во время прихода новых людей в группу, при смене обстановке. Мы считаем, что совместная деятельность, игра, общение детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра и общение с малышом — урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Целью нашего социально значимого образовательного проекта с детьми старшего и младшего дошкольного возраста стало формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в ходе реализации совместного образовательного проекта.

Начался наш проект с утренней беседы о малышах из соседней группы, в ходе которой мы с ребятами решили взять шефство над малышами и стать волонтёрами.

Сначала мы ответили на вопросы:

Что мы знаем о волонтёрах?

Что мы знаем о малышах?

Что мы хотим узнать, чтобы помочь малышам?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Они еще маленькие. (Влад)

— Не все могут одеваться. (Костя)

— Плачут, когда идут в детский сад. (Денис)

— Знают мало игр. (Нина)

— Они послушны. (Соня Н.)

— Не хотят расставаться с мамой. (Коля)

— Любят сказки (Мила)

— Не всё знают о детском саде (Алиса)

— С удовольствием ходят в театр (Захар)

— Они учат песни (Артем Д.)

— Любят играть в игрушки (Юля) — Волонтеры помогают людям (Н.Е.)

- Как помочь при одевании малышей на прогулку? (Денис)

— В какие игры им интересно играть? (Ксюша)

—Любят ли петь песни? (Вика)

— Какие поделки можем сделать? (Настя)

— Какие сказки можно почитать? (Вероника)

— Что можем с ними нарисовать? (Нина)

— Нужна ли им наша дружба, помощь? (Н.Е.)

— Могут ли они бережно обращаться с игрушками? (Н.Е.)

— Хотят ли пойти в театр? (Алиса) — Можем ли мы стать волонтерами? (Н.Е.)

- Спросить у папы или у мамы, они, может, знают. (Денис)

— Можно в книге прочитать. Например, в детской энциклопедии. (Женя)

— Ещё можно посмотреть в Интернете. Там обо всём написано. (Коля)

— У воспитателя можно спросить. (Злата)

— Надо у старшего брата спросить. (Андрей)

— Спросить у музыкального руководителя. (Дима)

Затем был разработан совместный план работы над проектом, и мы приступили к его реализации.

Сначала мы выяснили, что волонтёры — это люди, которые по собственному желанию делают добрые, полезные дела, помогают другим людям. Ребята тоже решили стать волонтёрами и помочь малышам из соседней группы поскорее привыкнуть к детскому саду, научить их играть, общаться, дружить и подарить им хорошее настроение.

Для того чтобы наши волонтёры были компетентными и знали, как общаться и играть с малышами, педагоги организовали для них «Школу маленьких волонтёров», в которой вечерами показывали презентации и беседовали с детьми на темы:

– «Знаем, какие игры любят малыши»,

– «Научим малышей играть»,

– «Научим разрешать конфликты и делиться игрушками»,

– «Научим одеваться»,

– «Как научить малышей мыть руки».

После того, как были приобретены необходимые начальные знания, мы с желающими детьми — волонтёрами отправились в соседнюю группу. Прежде всего, мы познакомились с малышами. А, чтобы лучше запомнить их имена, организовали игры «Кто у нас хороший», «Назови ласково», «Угадай, кто позвал». Сначала малыши отнеслись к старшим детям настороженно, но после совместных игр на их лицах появились доверчивые улыбки.

Многие из детей подготовительной группы уже умеют читать. А малыши — такие благодарные слушатели! Нина А. прочитала малышам сказку «Маша и медведь», а Вероника К. — сказку «Лиса и заяц». Ребята рисовали, лепили и играли с малышами. Научили их играть в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Семья». Научили делать малышей из конструктора домик для куклы, гараж для машин.

Совместно с родителями была организована акция «Книга в подарок малышам».

О нашем проекте прозвучало много теплых, добрых слов. Вот что сказали сами дети: «Нам понравилось помогать малышам. Интересно вместе с ними играть, гулять, просто дружить».

Воспитатель младшей группы: «Малыши группы с нетерпением ждут встреч с ребятами старшей группы, радостно их встречают. Контакт со старшими детьми способствует более быстрому формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Мнение родителей: «Дети стали ответственнее, заботливее. Дома много рассказывают о малышах из соседней группы».

Считаю, что проект научил детей общаться друг с другом, договариваться, проявлять внимание и заботу о малышах. В этом взаимодействии скрыты колоссальные возможности для социального развития детей.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012.
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Михайлова-Свирская Л . В . Метод проектов в образовательной работе детского сада. — М.: Просвещение, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): малыш, детский сад, проектная деятельность, ребенок, соседняя группа, игра, детский коллектив, младшая группа, расширение зоны контактов детей.


Похожие статьи

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

Но помочь малышам из соседней группы быстрее адаптироваться к детскому саду

проект «Улыбнитесь, малыши!» Участники проекта: дети младшей группы, дети

– изготовление с родителями книжек — малышек для малышей; – вечер игр с детьми и родителями младшей группы

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья...

Формирование детского коллектива в период адаптации...

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

Чтобы облегчить вступление ребёнка в детский коллектив, во время адаптации мы

Это очень важно, чтобы малыш получил первое впечатление о своей новой группе, как о добром

ребенок, игра, развитие умения, группа, детский коллектив, детский сад, задача команды...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива.

3. Даренская Л. А. «Воспитание культуры общения. Ребенок в детском саду».

Нравственный выбор. − Для игры детям из младшей группы нужны картинки.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Формировать умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, развивать

Цель : формирование опыта сотрудничества детей разного дошкольного возраста.

загадки о военных профессиях. Дети средней группы заканчивают изготовление открытки.

Ключевые слова: ребенок, детский сад, группа, ситуация, позитивная социализация, сотрудничество.

Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного...

Важно учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста, организовывать игры небольшими группами. В таких играх ребенок может ярче проявить себя как партнера игры, что в дальнейшем послужит базой для взаимопонимания и доверия к своим сверстникам.

Организационно-педагогические условия создания...

Современный детский сад — это то место, где ребёнок получает опыт широкого

Для этого в группе должен быть магнитофон с записями музыки: классической, детских песен, песен из

Для расширения жизненного опыта детей, развития их эмоционального и познавательного

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш...

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ...

Одним из вариантов общения, направленного на знакомство и возникновения положительных эмоций у всех участников, стал сюрпризный момент «Добро пожаловать в детский сад». Дети старшей группы пришли к малышам в ярких костюмах знакомых малышам персонажей.

Социализация дошкольников через модель игрового...

Реализация игрового взаимодействия родителей с детьми облегчила адаптацию малышей к

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка.

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и.

Похожие статьи

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

Но помочь малышам из соседней группы быстрее адаптироваться к детскому саду

проект «Улыбнитесь, малыши!» Участники проекта: дети младшей группы, дети

– изготовление с родителями книжек — малышек для малышей; – вечер игр с детьми и родителями младшей группы

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья...

Формирование детского коллектива в период адаптации...

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

Чтобы облегчить вступление ребёнка в детский коллектив, во время адаптации мы

Это очень важно, чтобы малыш получил первое впечатление о своей новой группе, как о добром

ребенок, игра, развитие умения, группа, детский коллектив, детский сад, задача команды...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива.

3. Даренская Л. А. «Воспитание культуры общения. Ребенок в детском саду».

Нравственный выбор. − Для игры детям из младшей группы нужны картинки.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного...

Формировать умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, развивать

Цель : формирование опыта сотрудничества детей разного дошкольного возраста.

загадки о военных профессиях. Дети средней группы заканчивают изготовление открытки.

Ключевые слова: ребенок, детский сад, группа, ситуация, позитивная социализация, сотрудничество.

Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного...

Важно учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста, организовывать игры небольшими группами. В таких играх ребенок может ярче проявить себя как партнера игры, что в дальнейшем послужит базой для взаимопонимания и доверия к своим сверстникам.

Организационно-педагогические условия создания...

Современный детский сад — это то место, где ребёнок получает опыт широкого

Для этого в группе должен быть магнитофон с записями музыки: классической, детских песен, песен из

Для расширения жизненного опыта детей, развития их эмоционального и познавательного

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш...

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ...

Одним из вариантов общения, направленного на знакомство и возникновения положительных эмоций у всех участников, стал сюрпризный момент «Добро пожаловать в детский сад». Дети старшей группы пришли к малышам в ярких костюмах знакомых малышам персонажей.

Социализация дошкольников через модель игрового...

Реализация игрового взаимодействия родителей с детьми облегчила адаптацию малышей к

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка.

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и.

Задать вопрос