История спорта и страны в дизайне наградных документов на примере экспозиции «Параллельные культуры» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, Н. В. История спорта и страны в дизайне наградных документов на примере экспозиции «Параллельные культуры» / Н. В. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101292/ (дата обращения: 24.04.2024).



В Российской империи состязания в силе и ловкости всегда пользовались большим успехом. После установления советской власти в 1920 году в Архангельской губернии занятия физической культурой стали приоритетом: в учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях создаются ячейки и кружки физической культуры. В 1923 году был создан государственный орган управления физической культурой и спортом (ФКиС), необходимость учреждения комитета по спорту была определена реальностью: при экономической разрухе, разрыве социальных связей, революционном перевоспитании народных масс, ставка делалась на молодежь с позитивным настроем на созидание [1]. Уже к середине 1920-х годов парады физкультурников, людей сильных духом и физически здоровых телом, стали непременным элементом массовых агитационных шествий под лозунгами: «Физкультура — дело государственное», «Спартакиада — удар по буржуазному спортивному движению».

Ключевые слова: история спорта, дизайн наградной атрибутики, художественная ценность спортивных наград, спортивные награды.

Одновременно с активной пропагандой физической культуры и спорта возникает потребность в поощрении за лучшие результаты в соревнованиях. Создается система специальных переходящих призов. В 1920-е годы такими призами являлись конфискованные у бывших владельцев хрустальные вазы и различные бронзовые скульптурные композиции. Но требовались и персональные награды для лучших спортсменов, за победу, II и III места в соревнованиях. И здесь на первый план выходят различные грамоты, дипломы и свидетельства [1].

В фондах музея истории спорта Архангельской области (МИСАО) есть уникальный комплекс образцов грамот, дипломов и свидетельств, которые вручались участникам соревнований за достижения в спорте от имени губернского, краевого, позднее областного, городского комитетов по делам физкультуры и спорта, разных ДСО и предприятий. Награды показывают, что органы власти спортивные достижения ценят не менее, чем достижения в труде [2].

Грамота, как документ истории, показывает, что в то время она была доступна тем, кто стремится к развитию своей физической формы, она выделяла ее обладателя из сообщества активных любителей спорта, морально стимулировала на новые спортивные достижения, при этом не предполагала никаких материальных благ. Ценность ее в публичном признании заслуг, росте мастерства спортсмена.

Впервые дизайн наградных документов был рассмотрен МИСАО при работе над книгой «Страна здоровья. Страницы истории архангельского спорта» (2010) [1], где в предисловие отдельным разделом была размещена статья «Награда для победителя», она послужила в дальнейшем толчком к созданию серии выставок «Параллельные культуры» (2010, 2018, 2019, 2023) в цикле с одноименным названием статьи [6]. В состав экспозиции вошла эксклюзивная коллекция дипломов, грамот, кубков, значков за 1920–1980 годы, она демонстрирует успехи физкультурников области, а также «лучшие проявления особого направления графики — дизайна наградных документов» [4]. Выставка работала на разных площадках: в Котласском Дворце культуры (2019), трижды в областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова (2010, 2018, 2019) и вызвала большой интерес.

Вторая попытка описать коллекцию предпринята в книге «Архангельск спортивный: время, события, люди» (2015), была более иллюстрирована и раскрыта ретроспективно в статье А. А. Зубрия «Награда для чемпиона» [2].

10 марта 2023 года в честь празднования 100-летнего юбилея создания государственного органа управления ФКиС в спортивном центре «Норд-арена» в Архангельске вновь развернута расширенная экспозиция с интереснейшими документами спортивной истории региона и новыми поступлениями в музей истории спорта. Как гласит реклама «Параллельных культур»: «Ретроспектива дизайна наград разворачивается на документальном фоне фотографий. Изменение стиля жизни страны, новых советских архитектурных веяний влияли и на оформление наградной атрибутики. Ее образ менялся от модерна к конструктивизму, здесь можно увидеть элементы ампира, арт-деко, рационализма и советского архитектурного модернизма. Грамоты всегда отражали собой основные направления развития государства: здесь и индустриализация, и план «ГОЭЛРО», и борьба с фашизмом, и развитие научно-технического прогресса.».. [4].

Следует отметить, что грамоты не являются разработкой страны Советов, ими награждали и в Российской империи. Именно поэтому в первые годы советской власти за основу макета бумажной награды были взяты образцы дореволюционных оттисков, которые сохранились в национализированной губернской типографии. Первые награды для архангельских физкультурников — это грамоты, отпечатанные золотом, декорированные рамками с вензелями и листьями в стиле арт-деко, украшенные лозунгами «Физкультура — залог победы коммунизма» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Собрание таких экземпляров коллекции МИСАО относятся к 1924–1926 годам.

В это же время разрабатываются плакаты, спортивная одежда и награды, соответствующие новой эпохе в жизни страны в стиле конструктивизма, признанного ВКП (б) официальной художественной идеологией. В коллекции МИСАО есть грамоты типографского исполнения с графическими изображениями в красно-черном или черном цвете и с портретами вождей революции. При этом изображение Сталина в разных вариациях с ликами Ленина, Ворошилова, Микояна, Дзержинского, Кагановича, Молотова и других лидеров страны зависело от ведомства, выдающего награду. Так, на грамотах спортсменов пищевой промышленности размещались цитаты и портреты Сталина и Микояна, для физкультурников силовых структур ОГПУ, НКВД — Сталина и Дзержинского т. д. Эти документы представляют собой огромный исторический интерес, малоизученный пласт советской художественной печатной графики, новый культурный код нации — строительство коммунизма. Грамоты в полной мере отражали путь страны в деле индустриализации государства, освоении территорий, оснащении сельского хозяйства уборочной техникой. Основные украшения награды — коллажи с изображениями вышек, электростанций, заводов, мостов, каналов, всех видов транспорта — весь художественный ряд «в подвале» награды был призван вызывать чувство гордости за страну, гражданином которой являлся обладатель грамоты.

С 1931 года в оформлении наградной атрибутики присутствует значок ГТО с расшифровкой аббревиатуры «Готов к труду и обороне», завоевать который было сложно, им гордились, носили на груди наравне с другими знаками отличия, поэтому изображение его рассматривалось как первый шаг к вожделенному знаку отличия в спорте. Велся строгий учет врученных грамот, на которых проставлялись номера. В основном в 1930-е годы грамоты выполнялись на тканевом картонаже (размером 25х34 см) в технике хромолитографии, которая в настоящее время вызывает множество споров. Революционный, по тому времени, метод создания оттиска на бумаге разделил ценителей искусства на два лагеря: для первых — это художественное произведение, для вторых — механизированный процесс [5].

Особый интерес фондов МИСАО представляют экземпляры, большая часть которых была уничтожена еще самими владельцами наград в связи с начавшимися в стране репрессиями не только в нижних слоях общества, но на вершине власти — среди вождей. В 1927 году газета «Правда» опубликовала выступление И. В. Сталина. Он сказал: «…пусть знают враги СССР, враги внутренние, так же, как и враги внешние, что пролетарская диктатура в СССР живет, и рука ее тверда» [3]. В стране был запущен механизм репрессий: показательные судебные процессы, проведенные по всей территории СССР, разоблачали шпионов в разных сферах жизни. Изображение с «врагом народа» в наградном документе могло быть расценено, как причастность к вредительству, повлечь арест, поэтому грамота либо уничтожалась, либо изображение закрашивалось, вырезалось или заклеивалось другой фотографией.

В этот же период происходит замена художественного стиля в стране. Русский авангард был признан буржуазным, а конструктивисты — пропагандистами буржуазной архитектуры и культуры. В 1932 году произошел полный отказ, конструктивизм на 25 лет заменили на «Сталинский ампир» — декоративный, монументальный, во многом противоречивый, с элементами из разных стилей и направлений. Переходный период в художественной идеологии занял почти десятилетие, с 1932 по 1941 годы. Для пропаганды спорта в городах возводятся скульптурные композиции хорошо сложенных атлетов — «Девушка с веслом», «Ныряльщица», «Бегун», «Девушка с мячом». Скульптуры с улиц городов перекочёвывают и в наградные документы архангельских наград.

Внедрение новых изобразительных приоритетов не могло не сказаться на внешнем виде грамот. Они становятся более помпезными, с изображениями красных стягов с кистями, бахромой. Грамоты, не смотря на простоту рисунка, несли на себе печать профессионального подхода разработки макета, выверенность художественного и цветового решения и продуманность композиции. С листов пропадают портреты всех вождей революции, кроме Ленина и Сталина, а после Великой Отечественной войны в наградной атрибутике присутствовал только портрет Иосифа Виссарионовича — вождя всех народов и победителя фашизма. Сталинский ампир прочно изменил художественное оформление наград только к 1950-м годам, когда централизуется их изготовление, исчезают лишние детали, устанавливается строгий и помпезный стиль.

Предвоенное время это период, где в обиходе действуют грамоты разных стилевых направлений. Грамоты 1940-х годов восходят к довоенным образцам, здесь присутствует государственная символика — призыв «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», красные знамена, портрет Сталина, знак ордена Ленина и знак ГТО.

В годы Великой Отечественной войны спортивное движение в стране не останавливалось. На грамотах, помимо размещенного лозунга «Смерть фашистским захватчикам!», изображены занятия военно-прикладными видами спорта, усиленная пропаганда которых имела место на рубеже 1930–1940-х годов, в том числе в связи с финской компанией.

С 1946 года в оформлении наград исчезает военная тематика, появляются изображения спортсменов, занимающихся большим теннисом, коньками, фигурным катанием, хоккеем с мячом.

Особый интерес коллекции МИСАО вызывают грамоты, выполненные в виде фотоколлажа и фотомонтажа. Например, диплом-фотография, выданный в 1948 году Архангельским автомотоклубом за I место на городских соревнования на дистанции 50 км в классе машин до 350 куб. см. После войны в стране появилось довольно много трофейной техники. Соревнования по автоспорту стали любимы и популярны. Они были зрелищны и привлекательны для молодежи. Проводились не только гонки на расстояние, но и соревнования по фигурному вождению, преодолению препятствий. Знаков отличия, отражающих специфику автоспорта, не было, поэтому организаторы прибегали к способу изготовления наград в виде фотографии. Подготовленный художником рисунок был сфотографирован, а затем напечатан на больших по формату листах. На дипломе сохранена вся специфика советской награды — пролетарский лозунг и портреты вождей, по центру — эмблема Архангельского автоклуба, по полям размещены образцы гоночной техники, изображенной в динамике, в том числе и трофейной. Интересны зарисовки гонок мотоциклиста с лыжником, а также автомобиля образца 1930-х годов с бочкообразной обтекаемой формой кузова на колесах со спицами.

Несомненно, превосходен «золотой» фонд собрания музея, он представляет экземпляры грамот ручной работы по заказу органов управления ФКиС, любимыми героями местных художников были метательница диска и легкоатлет, имеющие скульптурный прообраз на улицах в Архангельске, парусная регата, обелиск покорителям Севера и т. д.

В преддверии ХХ съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина страна возвращается к рационализму, а «оттепель» и снижение цензуры наметят перелом, возврат к «русскому авангарду», что отразится и на оформлении печатной графики. Грамоты лишились портретов вождей, и на короткое время основным приоритетом в оформлении стали профильные виды спорта. Дизайн скромен, тонкие линии надписей, Герб СССР, рубленый шрифт формируют образ и стиль — минимализм, без излишеств и деталей.

Строгий, а где-то и космополитный с элементами минимализма, советский архитектурный модернизм сменил рационализм в 1970-е, он принес функциональность массивных форм — особенно в создании призовых кубков. В наградной бумажной графике стиль проявился в контурах портрета Ленина, Красного Знамени и минимуме декораций. Более «раскрепощенно» создаются спортивные кубки, — они реклама достижений СССР в научно-техническом прогрессе, изобретениях, освоении космоса. Олимпиада-80 в Москве также внесла свои коррективы: подъем массового спорта, соревнования на призы советских газет, Спартакиады, Олимпийские старты и Старты надежд — картины того времени. Дизайн московских состязаний отражается во всей спортивной атрибутике конца 1970-х начала 1980-х годов [4].

И хотя грамоты с 1960-х годов выпускались массовым тиражом, они точно отражали время и были созданы профессиональными художниками, работающими в печатной графике, их произведения проходили худсоветы и утверждались на самом высоком уровне. К сожалению, спортивные награды современности низкого качества и дизайна и не представляют художественного интереса за исключением наград Олимпиад, Универсиад, мировых и европейских первенств или авторских произведений, выполненных по заказу органов власти для состязаний разного уровня.

В фондах музея 6000 экспонатов наградной атрибутики. Дипломы, грамоты, кубки, медали, личные вещи спортсменов в купе с фотографиями имеют не только историческую и краеведческую ценность, но и несут в себе «архитектурно-художественный шлейф советской эпохи». Выставка «Параллельные культуры» пользуется большим спросом, как с художественной, так и с исторической точки зрения у разных возрастных категорий, проводя параллели, раскрывает им историю страны, спорта и искусства [4].

Литература:

  1. Ефремова Н. В., Ефремова С. А., Потеряев Н. В., Зубрий А. А. Страна здоровья: награда для победителя / Н. В. Ефремова, С. А. Ефремова, Н. В. Потеряев А. А. Зубрий — Текст: непосредственный / Страна здоровья: страницы истории архангельского спорта. — Архангельск: ОМ-медиа. — 2010. — С. 33–42.
  2. Зубрий А. А. Награда для чемпиона / А. А. Зубрий — Текст: непосредственный / Архангельск спортивный: время, события, люди. — Архангельск: ОМ-медиа. — 2015. — С. 214–219.
  3. Правда. 1927. 26 июня.
  4. Реклама выставки «Параллельные культуры. История спорта через дизайн наградных документов» // https://vk.com/arhmisao
  5. https://fb.ru/article/381909/hromolitografiya-eto-chto-za-tehnika
  6. https://www.aonb.ru/event/1147-parallelnye-kultury.html
Основные термины (генерируются автоматически): грамота, наградная атрибутика, Архангельск, награда, физическая культура, Великая Отечественная война, научно-технический прогресс, печатная графика, советская власть, советский архитектурный модернизм.


Ключевые слова

история спорта, дизайн наградной атрибутики, художественная ценность спортивных наград, спортивные награды

Похожие статьи

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

...войны, нарастание темпов технического прогресса, способствовавшего развитию средств

А учитывая, что пропаганда в стране всегда была мощным оружием удержания власти

Якутия была глубоким тылом Советского Союза. После войны Советское правительство...

Великая Отечественная Война, мировая война, СССР, Советский Союз, событие.

Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового...

Библиографическое описание: Рудюков, Д. В. Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового регулирования отечественной наградной системы большевистским правительством РСФСР в период гражданской войны 1917–1922 гг. / Д. В. Рудюков.

Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины...

После установления на Севере власти большевиков, началось бурное развитие промышленного производства

После Великой Отечественной войны Управление по делам архитектуры при Совете

С воссозданием благоустройства, стилизованной атрибутики малых форм

типовые проекты деревянных зданий Архангельска, советская архитектура 1920–1950 годов.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

Архитектурный образ зданий и планировочное решение территории создали знаменитые зодчие советского периода — братья Александр и Виктор Веснины, они стояли у истоков зарождения на Севере флагмана отечественного судостроения.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов

В годы войны художественная жизнь Сибири протекала довольно интенсивно.

Очерки по культуре. — М., 1997. Снитко Л. И. Творчество художников Алтая и Сибири.

Алтай, Великая Отечественная война, Барнаул, скульптор, Советский Союз, памятник...

Типология и разновидности коллаборационизма на территории...

В статье рассматривается понятие «коллаборационизм», его специфические типологические черты, а также дается попытка анализа разновидностей этого явления на территории СССР в период Великой Отечественной войны.

Исторические и современные аспекты развития наградной...

Статья посвящена вопросам исторического развития и становления наградной политики в

и использованы принципы функционирования наградной системы времен Советского Союза.

Для повышения эффективности наград необходимы разработка научно-теоретических основ

наградная политика, Российская Федерация, награда, санкция, орган власти, субъективное...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой

Эти художники получили письменную благодарность от местных органов власти».

Художники, графики и скульпторы Дальнего Востока, в течении всей Великой

Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны — М., Издательство Академии художеств СССР, 1951г.

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

...слова: институт гражданских инженеров, Русский Север, Архангельск, архитектор С. А. Пец, архитектура модерна.

Преподавал рисование в Императорском техническом училище им.Петра I. Был

В советский период дом несколько раз перестраивали, здание оштукатурили (рис. 5в)

С установлением власти большевиков, АОИРС признано контрреволюционным...

Похожие статьи

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

...войны, нарастание темпов технического прогресса, способствовавшего развитию средств

А учитывая, что пропаганда в стране всегда была мощным оружием удержания власти

Якутия была глубоким тылом Советского Союза. После войны Советское правительство...

Великая Отечественная Война, мировая война, СССР, Советский Союз, событие.

Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового...

Библиографическое описание: Рудюков, Д. В. Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового регулирования отечественной наградной системы большевистским правительством РСФСР в период гражданской войны 1917–1922 гг. / Д. В. Рудюков.

Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины...

После установления на Севере власти большевиков, началось бурное развитие промышленного производства

После Великой Отечественной войны Управление по делам архитектуры при Совете

С воссозданием благоустройства, стилизованной атрибутики малых форм

типовые проекты деревянных зданий Архангельска, советская архитектура 1920–1950 годов.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

Архитектурный образ зданий и планировочное решение территории создали знаменитые зодчие советского периода — братья Александр и Виктор Веснины, они стояли у истоков зарождения на Севере флагмана отечественного судостроения.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов

В годы войны художественная жизнь Сибири протекала довольно интенсивно.

Очерки по культуре. — М., 1997. Снитко Л. И. Творчество художников Алтая и Сибири.

Алтай, Великая Отечественная война, Барнаул, скульптор, Советский Союз, памятник...

Типология и разновидности коллаборационизма на территории...

В статье рассматривается понятие «коллаборационизм», его специфические типологические черты, а также дается попытка анализа разновидностей этого явления на территории СССР в период Великой Отечественной войны.

Исторические и современные аспекты развития наградной...

Статья посвящена вопросам исторического развития и становления наградной политики в

и использованы принципы функционирования наградной системы времен Советского Союза.

Для повышения эффективности наград необходимы разработка научно-теоретических основ

наградная политика, Российская Федерация, награда, санкция, орган власти, субъективное...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Подъем советского искусства в годы Великой Отечественной войны знаменует собой

Эти художники получили письменную благодарность от местных органов власти».

Художники, графики и скульпторы Дальнего Востока, в течении всей Великой

Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны — М., Издательство Академии художеств СССР, 1951г.

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

...слова: институт гражданских инженеров, Русский Север, Архангельск, архитектор С. А. Пец, архитектура модерна.

Преподавал рисование в Императорском техническом училище им.Петра I. Был

В советский период дом несколько раз перестраивали, здание оштукатурили (рис. 5в)

С установлением власти большевиков, АОИРС признано контрреволюционным...

Задать вопрос