Проблемы взаимосвязи и независимости следственных действий и участников уголовного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Конев, Д. С. Проблемы взаимосвязи и независимости следственных действий и участников уголовного процесса / Д. С. Конев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101286/ (дата обращения: 19.04.2024).



В течение многих лет идет дискуссия о проблемах организации и проблем производства следственных действий в научных и законодательных кругах. Однако эта тема не менее важна для практических работников.

Во-первых, на сегодняшний день место производства следственных действий в системе государственной власти недостаточно регламентировано, а именно отсутствует понятие «независимости» следователя как одного из главных участников предварительного расследования. Вместо этого законодатель говорит о «независимости» следователя, который, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [2], уполномочен самостоятельно руководить ходом расследования, принимать решение о совершении следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется решение суда или согласие руководителя следственного органа. В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи между «независимостью» и «самостоятельностью» участников уголовного процесса.

Ключевые слова: следственные действия, следователь, оперативно-розыскная деятельность, независимость, самостоятельность, уголовный процесс.

«Самостоятельность» следователя или, как это принято в теории уголовного процесса, процессуальная самостоятельность следователя — это способность осуществлять полномочия, предоставленные ему законом, по своему собственному внутреннему убеждению. Хотя следует отметить, что единства взглядов на понятие «процессуальная самостоятельность следователя» в теории уголовного судопроизводства не существует. Реже используют термин «самостоятельность» следователя при характеристике его процессуальной позиции.

Некоторые авторы идентифицируют эти два понятия. По мнению других, процессуальная самостоятельность следователя имеет более узкое содержание, чем независимость, поскольку последняя является категорией, которая охватывает не столько уголовно-процессуальную, сколько другие − организационную и управленческую сферу деятельности. В-третьих, они считают, что независимость следователя представляет собой систему правовых норм, которая дает возможность обжаловать решения следователя органами, осуществляющими контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя [4].

В действующих нормах уголовно-процессуального законодательства термин «независимость» участника уголовного процесса недвусмысленно трактуется как состояние защиты от внешних воздействий, вмешательство в деятельность и принятие решений. Под внешним воздействием следует понимать вмешательство в деятельность следователя в форме инструкций, распоряжений, распоряжений, запросов от должностных лиц или граждан, органов и учреждений, которые не являются неотъемлемой частью системы того или иного органа (например, вышестоящего органа).

В своих решениях Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно формулировал свою правовую позицию в отношении независимости расследования, суть которого заключается в том, что на следственный орган (следователя) не должны оказывать влияние органы, проводящие оперативно-розыскную деятельность, в том числе и быть коллегами по службе [1]. Возможно, стоит еще раз актуализировать вопрос о месте органов предварительного следствия в системе государственных органов. При создании единого следственного органа важно опираться не только на отечественный опыт развития уголовного судопроизводства, но и на зарубежные модели отношений между органами предварительного следствия [5].

Полагаем, что схема, в которой следователь не включен в число органов уголовного преследования, является наиболее прогрессивной и соответствует современным представлениям о месте следователя в досудебном производстве. Следователю, на наш взгляд, не требуется выполнять функцию обвинения, которая традиционно присуща исполнительной власти. Его целью является предварительное расследование обстоятельств дела. В этом случае сторона со стороны обвинения (уголовного преследования) должна быть представлена органами дознания и прокуратуры. Именно на них закон должен возложить ответственность за возбуждение уголовного дела и его расследование до установления личности лица, совершившего преступление [6].

Таким образом, руководитель следственного отдела [9]:

— уполномочен продлить срок предварительного следствия;

— дать согласие следователю инициировать в суде ходатайство об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения или любого другого процессуального действия, которое допускается на основании решения суда;

— утвердить решение следователя о прекращении уголовного дела.

До внесения поправок в УПК РФ данными полномочиями обладал прокурор. Очевидно, что с этими изменениями законодатель усиливает ведомственный процессуальный контроль, повышает ответственность следователей за эффективность уголовного судопроизводства. На наш взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование положений ст. 39 УПК РФ, регламентирующих полномочия руководителя следственного органа. Кроме того, чтобы следователь полностью осознал свою процессуальную независимость, необходимо установить ответственность руководителей следственных органов за незаконные указания, данные ими по уголовным делам, если они отменены вышестоящим руководителем [8].

Одной из проблем предварительного расследования является привлечение сотрудников следствия на суде в спорных ситуациях, для дачи показаний, хотя последние являются представителями стороны обвинения.

Лица, которые выполняют действия по расследованию уголовного дела, выполнению заданий уголовного процесса, согласно общепризнанному мнению, являются по своей сути публичными фигурами, полномочия которых имеют властно-распорядительный характер. В случае допроса таких лиц они фактически ставятся уже в роль подозреваемого по делу, который опровергает свою вину, отстаивает личный интерес, дает показания относительно совершенных им действий, комментирует их.

Тогда в предмет показаний таких лиц действительно могут входить пояснение мотивов своих действий, опровержение определенных обстоятельств и т. д. Обусловлена такая ситуация тем, что вопросы в случае наличия сомнений в законности действий должностных лиц в уголовном процессе ставятся однозначно, поскольку подсудимый или его защитник прямо обвиняют конкретное лицо [10].

Достичь более-менее полной картины события во время допроса должностного лица в качестве свидетеля можно лишь в случае детального его допроса всеми участниками судебного разбирательства, постановкой ему отдельных вопросов, направленных на изобличение незаконных действий.

В таких случаях пояснения должностного лица в суде буду иметь характер не показаний свидетеля, а показаний подозреваемого или обвиняемого в совершении того или иного преступления. В таком случае суд нарушает норму Конституции РФ о свидетельском иммунитете.

В ситуации, когда у суда возникают сомнения в достоверности полученных в деле доказательств, в обоснованности принятых по делу решений, главную роль должен играть прокурор, надзирающий за законностью производства предварительного следствия [12].

В данном направлении следует в УПК РФ предусмотреть положение, в соответствии с которым суд в случае заявления подсудимым о принуждении к даче показаний, о незаконности действий и решений следователя, давал бы поручение прокурору о проведении проверки данного заявления и дачи заключения по нему, которое бы оглашалось в суде. По результатам такой проверки следует выносить решения либо о направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, либо в отношении лица, сделавшего такое заявление [9].

В заключение подчеркнем, что реформа уголовного судопроизводства продолжается. Важным является системный подход законодателя к оптимизации уголовного судопроизводства, в том числе производства следственных действий.

Литература:

  1. Постановление Европейского Суда по правам человека от 16 июля 2015 г. Дело «Алексей Борисов против Российской Федерации» (Жалоба № 12008/06) (Первая секция) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. — 2016.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2023).
  3. Курс уголовного процесса / А. А. Арутюнян, Л. В. Брусницын, О. Л. Васильев и др.; под ред. Л. В. Головко. М.: Статут, 2016. 1278 с.
  4. Комягина Ю. С., Лаврухин С. В. Следственные действия: сущность, классификация, принципы. М., 2019. С. 76–79.
  5. Россинский С. Б. Еще раз о понятии и сущности следственных действий в уголовном судопроизводстве: дискуссия не закончена... // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 1. С. 74–83.
  6. Россинский С. Б. К вопросу о месте судебных экспертиз в системе средств уголовно-процессуального познания // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. Вып. № 4. Ч. 2. С. 346–350.
  7. Россинский С. Б. Собирание доказательств как «первый» этап доказывания по уголовному делу // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 3. С. 91–103.
  8. Семенцов В. А. О соотношении следственных и иных процессуальных действий, предназначенных для собирания доказательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2.
  9. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс: учебник / под общ. ред. А. В. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2018. 704 с.
  10. Стельмах В. Ю. Понятие и отличительные признаки следственных действий // Российский юридический журнал. 2014. № 2. С. 88–97.
  11. Стремоухов А. В., И. А. Иванов. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: проблемы и пути их решения// Ленинградский юридический журнал, 2019. — С. 34–36.
  12. Шишков А. А. Органы предварительного следствия в системе государственной власти // Актуальные проблемы предварительного следствия и дознания в современных условиях развития уголовно-процессуального законодательства: сборник статей по итогам межведомственной научно-практической конференции «Моя профессия — следователь». — М.: Московский Университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. — С. 359–367.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовный процесс, уголовное судопроизводство, предварительное следствие, действие, решение следователя, РФ, следственный орган, должностное лицо, оперативно-розыскная деятельность, предварительное расследование.


Похожие статьи

Соотношение следственных действий...

Уголовное судопроизводство — регламентируемая законом уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц, которая направлена на раскрытие и расследование преступления, а также на рассмотрение дела в суде.

Предварительное следствие как основная форма...

Предварительное следствие является формой расследования преступлений, перечисленных в части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса (как правило, тяжких и особо тяжких). Основываясь на результатах расследования, возбуждается уголовное дело [2, с. 42].

Процессуальный статус следователя: понятие и полномочия

Зачастую, опыт и знания влияют на оперативную деятельность следователя.

УПК РФ [2] наделил руководителя следственного органа обширными процессуальными правами.

следственный орган, РФ, Российская Федерация, предварительное расследование...

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше.

Функции и полномочия следователя в российском уголовном...

В статье автор анализирует дискуссионный вопрос относительно функций следователя в российском уголовном процессе, а также рассматривает полномочия указанного субъекта. Анализируются точки зрения различных ученых по данному вопросу, на основании чего...

Участие следователя в производстве следственных действий...

В Российской Федерации статус следователя определяется Уголовно-процессуальным

предусмотренной УПК РФ осуществлять предварительное следствие по уголовному делу [1]. Следуя УПК РФследователь является самостоятельным лицом, который направляет ход

Громов В. И. Акт предъявления личности на предварительном следствии.

Особенности взаимодействия следователя с органами...

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, орган дознания, расследование

Взаимодействие следователя с органами ОРД — это, прежде всего, деятельность

— низкое знание процессуального законодательства у оперативно розыскных органов

Марданов А. Н. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе расследования...

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами...

Как видно, в рамках уголовно-процессуальных отношений между следственным органом и органом дознания

В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания, являясь должностным лицом

Ключевые слова: уголовный процесс, дознание, орган дознания, полномочия.

УПК РФ под дознанием понимает форму предварительного расследования...

Использование результатов оперативно-розыскной...

Для того чтобы придать результатам оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту — ОРД) статус доказательств, органам предварительного расследования необходимо проверить полученную информацию на относимость, допустимость, а также достоверность.

предварительное расследование, следственный орган...

Надзор за органами предварительного расследования и оперативно-розыскной

Известно, что в отличие от органов предварительного следствия, полномочия органов дознания

Субъектами надзора за предварительным следствием и дознанием являются прокуроры

орган дознания, РФ, следователь, оперативно-розыскная деятельность, поручение...

Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими...

Основной целью взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоит признавать борьбу с преступностью, в том числе посредством расследования и раскрытия уже совершенных преступлений.

Похожие статьи

Соотношение следственных действий...

Уголовное судопроизводство — регламентируемая законом уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц, которая направлена на раскрытие и расследование преступления, а также на рассмотрение дела в суде.

Предварительное следствие как основная форма...

Предварительное следствие является формой расследования преступлений, перечисленных в части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса (как правило, тяжких и особо тяжких). Основываясь на результатах расследования, возбуждается уголовное дело [2, с. 42].

Процессуальный статус следователя: понятие и полномочия

Зачастую, опыт и знания влияют на оперативную деятельность следователя.

УПК РФ [2] наделил руководителя следственного органа обширными процессуальными правами.

следственный орган, РФ, Российская Федерация, предварительное расследование...

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше.

Функции и полномочия следователя в российском уголовном...

В статье автор анализирует дискуссионный вопрос относительно функций следователя в российском уголовном процессе, а также рассматривает полномочия указанного субъекта. Анализируются точки зрения различных ученых по данному вопросу, на основании чего...

Участие следователя в производстве следственных действий...

В Российской Федерации статус следователя определяется Уголовно-процессуальным

предусмотренной УПК РФ осуществлять предварительное следствие по уголовному делу [1]. Следуя УПК РФследователь является самостоятельным лицом, который направляет ход

Громов В. И. Акт предъявления личности на предварительном следствии.

Особенности взаимодействия следователя с органами...

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, орган дознания, расследование

Взаимодействие следователя с органами ОРД — это, прежде всего, деятельность

— низкое знание процессуального законодательства у оперативно розыскных органов

Марданов А. Н. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе расследования...

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами...

Как видно, в рамках уголовно-процессуальных отношений между следственным органом и органом дознания

В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания, являясь должностным лицом

Ключевые слова: уголовный процесс, дознание, орган дознания, полномочия.

УПК РФ под дознанием понимает форму предварительного расследования...

Использование результатов оперативно-розыскной...

Для того чтобы придать результатам оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту — ОРД) статус доказательств, органам предварительного расследования необходимо проверить полученную информацию на относимость, допустимость, а также достоверность.

предварительное расследование, следственный орган...

Надзор за органами предварительного расследования и оперативно-розыскной

Известно, что в отличие от органов предварительного следствия, полномочия органов дознания

Субъектами надзора за предварительным следствием и дознанием являются прокуроры

орган дознания, РФ, следователь, оперативно-розыскная деятельность, поручение...

Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими...

Основной целью взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоит признавать борьбу с преступностью, в том числе посредством расследования и раскрытия уже совершенных преступлений.

Задать вопрос