Институциональные и политические проблемы реформирования ООН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Знаменский, И. В. Институциональные и политические проблемы реформирования ООН / И. В. Знаменский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101279/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье рассматриваются актуальные институциональные и политические проблемы реформирования Организации Объединенных Наций (ООН) в контексте глобального управления. Анализируются основные слабости существующей структуры ООН, предлагаются подходы к усовершенствованию институционального механизма и рассматриваются влияния политических факторов на процесс реформирования.

Ключевые слова: ООН, глобальное управление, институциональные проблемы, политические проблемы, реформирование.

This article discusses the current institutional and political problems of reforming the United Nations (UN) in the context of global governance. The main weaknesses of the existing UN structure are analyzed, approaches to improve the institutional mechanism are proposed, and the influence of political factors on the reform process is considered.

Keywords: UN, global governance, institutional problems, political problems, reform.

Введение.

Организация Объединенных Наций является важнейшим инструментом глобального управления, направленным на поддержание мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами и решение международных проблем. Однако с момента своего основания ООН столкнулась с рядом институциональных и политических проблем, которые затрудняют ее эффективное функционирование и адаптацию к меняющимся условиям глобальной политики. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью проведения комплексных реформ для повышения эффективности ООН и расширения ее возможностей в решении современных проблем [6, c.42].

Институциональные проблемы реформирования ООН.

Одной из ключевых институциональных проблем реформирования ООН является структурная слабость организации. Основной причиной этого является то, что структура ООН была создана после Второй мировой войны и, хотя мир с тех пор значительно изменился, ООН продолжает функционировать по принципам, заложенным в ее основе более семи десятилетий назад.

Структурные слабости ООН проявляются в различных аспектах работы организации, таких как распределение власти между ее органами, механизмы принятия решений и представительство стран-членов. В частности, Совет Безопасности, который является центральным органом ООН, ответственным за поддержание международного мира и безопасности, сталкивается с критикой из-за своей неспособности адекватно реагировать на современные вызовы. Это связано с тем, что его структура и процесс принятия решений основаны на принципе «Победителей» Второй мировой войны, предоставляющих пять постоянным членам Совета Безопасности (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция) право вето [2, c.86].

Генеральная Ассамблея, которая теоретически является наиболее демократичным и всеобъемлющим органом ООН, на практике имеет ограниченную роль и возможности влиять на международные решения. Ее рекомендации часто игнорируются или сталкиваются с препятствиями на пути реализации из-за доминирования сильных стран и влиятельных групп.

Таким образом, структурные слабости ООН делают организацию менее эффективной и представительной, что затрудняет реализацию ее целей и функций, а также адаптацию к меняющимся условиям мировой политики. В связи с этим, реформирование ООН должно учитывать не только изменения в международной системе, но и устранение структурных слабостей, которые препятствуют эффективному функционированию организации и достижению ее целей.

Реформа Совета Безопасности является одним из наиболее актуальных вопросов, обсуждаемых в контексте реформирования ООН. Основные проблемы, связанные с работой Совета Безопасности, касаются его состава, процедур принятия решений и представительства стран-членов.

Расширение членства в Совете Безопасности рассматривается как одно из решений проблемы недостаточного представительства. Это может включать в себя добавление новых постоянных членов без права вето или с ограниченным правом вето, а также увеличение числа непостоянных членов. Такое расширение может отразить растущее значение развивающихся стран и региональных держав в мировой политике и улучшить баланс интересов в Совете Безопасности.

Кроме того, реформа процедур принятия решений может способствовать повышению эффективности работы Совета Безопасности. Это может включать ограничение или пересмотр права вето, что позволит предотвратить блокировку важных решений по поддержанию международного мира и безопасности из-за разногласий между постоянными членами [3, c.208].

Усиление роли Генеральной Ассамблеи в рамках реформирования ООН также является важным аспектом. Генеральная Ассамблея, как наиболее демократичный и всеобъемлющий орган ООН, должна играть более активную и эффективную роль в принятии решений и реализации программ и инициатив ООН.

Для усиления роли Генеральной Ассамблеи необходимо предпринять ряд мер, таких как улучшение механизмов координации и сотрудничества с другими органами ООН, расширение полномочий Генеральной Ассамблеи в вопросах международного мира и безопасности, а также повышение ее способности привлекать внимание и ресурсы для решения глобальных проблем.

Одним из подходов может быть разработка новых механизмов сотрудничества между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, что позволит лучше координировать усилия по поддержанию международного мира и безопасности и гарантировать реализацию принятых решений. Кроме того, Генеральная Ассамблея может получить больше возможностей для инициирования международных дебатов и выработки общих позиций по актуальным вопросам [1, c.19].

Также важно обеспечить более широкое представительство различных групп стран и регионов в Генеральной Ассамблее, что способствует повышению демократичности и вовлеченности всех стран-членов ООН в процесс принятия решений. В этом контексте могут быть рассмотрены возможности создания новых механизмов представительства и голосования, обеспечивающих равноправие и справедливость для всех стран-членов.

В целом, усиление роли Генеральной Ассамблеи может способствовать укреплению демократических основ ООН и повышению эффективности организации в решении глобальных проблем, а также улучшению координации и взаимодействия между различными органами ООН и странами-членами.

Политические проблемы реформирования ООН.

Одной из ключевых политических проблем реформирования ООН является неравенство голосования и влияния стран-членов в организации. Некоторые страны имеют больше влияния и возможностей влиять на принятие решений в ООН, чем другие, что может приводить к дисбалансу и несправедливости в принятии решений.

Одним из подходов к решению этой проблемы может быть изменение правил голосования и представительства стран в различных органах ООН. Например, можно увеличить количество голосов, принадлежащих развивающимся странам, чтобы обеспечить более справедливое представительство. Кроме того, можно улучшить механизмы координации и сотрудничества между различными группами стран, чтобы обеспечить более гармоничное и сбалансированное принятие решений.

Вето-право постоянных членов Совета Безопасности также является проблемой, которая препятствует эффективному функционированию ООН. Вето-право позволяет одной стране блокировать принятие решений, даже если большинство других стран за этим решением.

Одним из возможных подходов к решению этой проблемы является пересмотр или ограничение права вето. Например, можно разработать механизмы, которые позволят принимать решения без участия постоянных членов или снять право вето в отношении определенных категорий вопросов, таких как вопросы гуманитарной помощи или защиты прав человека.

Политическая воля и сотрудничество также являются важными аспектами реформирования ООН. Реализация реформ может зависеть от сильной политической воли и готовности стран-членов работать вместе в интересах общего блага.

Одним из способов укрепления политической воли и сотрудничества является улучшение механизмов диалога и общения между странами-членами ООН. Это может включать создание новых платформ и механизмов, таких как региональные форумы или специальные рабочие группы, которые будут заниматься важными вопросами в интересах всех стран-членов [4, c.75].

Кроме того, важно развивать культуру диалога и компромисса, чтобы обеспечить эффективное принятие решений в ООН. Это может включать обучение и повышение квалификации дипломатов и представителей стран-членов в области международных отношений, а также проведение общественных дискуссий и консультаций с различными группами и общественностью.

Возможные подходы к реформированию ООН.

Один из подходов к реформированию ООН может быть связан с расширением представительства различных групп стран и регионов в различных органах ООН. Например, можно увеличить число постоянных членов Совета Безопасности или добавить новые категории непостоянных членов.

Кроме того, можно создать новые механизмы представительства и голосования, которые обеспечат равноправие и справедливость для всех стран-членов. Например, можно разработать механизмы группового голосования, которые будут учитывать мнение различных регионов и групп стран.

Другой подход к реформированию ООН может быть связан с улучшением эффективности и прозрачности работы организации. Это может включать упрощение процедур принятия решений, повышение качества управления и координации между различными органами ООН, а также улучшение доступа к информации и участию общественности.

Третий подход к реформированию ООН может быть связан с углублением международного сотрудничества в различных областях. Например, можно укрепить механизмы сотрудничества в области международной безопасности, развития, прав человека, экологии и т. д. Это может включать создание новых механизмов сотрудничества, укрепление международных институтов и фондов, а также повышение квалификации и обмен опытом между различными странами-членами.

Заключение.

В итоге, реформирование ООН является сложной и многогранным процессом, который требует сильной политической воли, широкого сотрудничества и общественной поддержки. Чтобы улучшить эффективность и демократичность ООН, необходимо рассмотреть институциональные и политические проблемы, а также определить возможные подходы к их решению.

Расширение представительства, улучшение эффективности и прозрачности, углубление международного сотрудничества — это только некоторые из возможных подходов к реформированию ООН. Важно, чтобы эти подходы были основаны на принципах справедливости, демократии и равноправия всех стран-членов ООН.

Литература:

  1. Борисова А. Р., Войтоловский Ф. Г., Журавлева В. Ю. Подходы России и США к проблемам глобального управления и реформированию ООН // ИМЭМО РАН. 2016. № 1 (50). С.7–23.
  2. Ветрова Ю. А. Роль ООН в современном мире: основные концепции российских ученых // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. — 2014. — № 1. — С.85–87.
  3. Ефимов Д. М. Проблемы ООН, как института глобального управления // Мировая наука. 2018. № 6 (15). С.206–209.
  4. Ивонина О. И. Роль ООН в системе нового миропорядка // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 417. С.75–79
  5. Новиков А. Реформирование ООН — М.; Lirtes, 2017. — 42с.
  6. Сироткина Д. С., ООН на современном этапе: глубокий кризис или новые возможности? // Скиф. 2019. № 2 (30). С.40–46.
Основные термины (генерируются автоматически): Генеральная Ассамблея, реформирование ООН, международный мир, принятие решений, проблема, различный орган ООН, Совет Безопасности, глобальное управление, различная группа стран, усиление роли.


Ключевые слова

реформирование, глобальное управление, ООН, институциональные проблемы, политические проблемы

Похожие статьи

Основные причины и проблемы в реформировании ООН

В-шестых, структурно-организационная проблема ООН.

В-девятых, страны Запада пытаются подменить ООН другими организациями (НАТО, МВФ, ВТО и др.)

Основным вопросом на сегодня является реформа главного органа ООНСовета Безопасности.

На сегодняшний день дальнейший путь реформирования ООН не до конца ясен.

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

ЭКОСОС так же, как и Совет Безопасности не сохранил своей первоначальной численности.

Сегодня значение ООН в мире не меньше, а может и больше, чем 70 лет назад.

‒ во-вторых, привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

На заседаниях Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, Россия.

Соблюдение основ международного права в контексте...

Зарождение ООН в 1945 позволило Международному праву вступить на новый уровень.

Поэтому они носят не факультативный, а обязательный характер для всех членов ООН.

в том числе органов ООН, особое место занимают решения Совета Безопасности ООН.

В связи с этим роль ООН и, конечно же, ее главных органов Генеральной Ассамблеи и Совета...

К вопросу о реформировании Организации Объединенных Наций

В статье рассматриваются современные дискуссии о реформировании ООН в начале ХХI в.

Сегодня международное право иногда принято называть «правом ООН».

о необходимости реформы ООН и Совета Безопасности, как одного из наиболее значимых ее органов.

Также в 2006 году был учрежден Совет по правам человека ООН из-за неспособности продолжения...

Перспективы реформы Организации Объединенных Наций в XXI...

‒ солидарность, без которой успешное решение странами мира глобальных проблем не представляется возможным

Где были озвучены основные проблемы реформирования ООН

‒ во-вторых, привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН

Как отмечает Л. Е. Гришаева: «кроме того, реформа Совета Безопасности, на данный...

Механизм исполнения решений комитетов ООН, проблемы по их...

В законодательстве стран-членов ООН все еще редко можно встретить нормы, которые сообщали бы

В Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека с 1997 г. создается

Отцы-основатели ООН вряд ли могли даже вообразить нынешнее состояние.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, договорной орган ООН, комитет...

Роль ООН в развитии международного экологического права

В том же 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу по окружающей среде

Так, в 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения.

Огромное значение ООН как в поддержании международного мира и безопасности, так и в развитии

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН.

Особенности перевода резолюций Генеральной Ассамблеи ООН

...ХХI в. Ключевые слова: ООН, Устав ООН, реформирование, Совет безопасности ООН.

Основные термины (генерируются автоматически): Генеральная Ассамблея ООН, источник. Среди постановлений международных организаций, в том числе органов ООН, особое место.

В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10...

Значение для России сотрудничества с международными...

В XXI веке перед мировым сообществом возникают многие международные проблемы, связанные с

Ключевые слова: ООН, реформа ООН, Совет Безопасности ООН

Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН

В связи с этим роль ООН и, конечно же, ее главных органов Генеральной Ассамблеи и Совета...

Похожие статьи

Основные причины и проблемы в реформировании ООН

В-шестых, структурно-организационная проблема ООН.

В-девятых, страны Запада пытаются подменить ООН другими организациями (НАТО, МВФ, ВТО и др.)

Основным вопросом на сегодня является реформа главного органа ООНСовета Безопасности.

На сегодняшний день дальнейший путь реформирования ООН не до конца ясен.

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

ЭКОСОС так же, как и Совет Безопасности не сохранил своей первоначальной численности.

Сегодня значение ООН в мире не меньше, а может и больше, чем 70 лет назад.

‒ во-вторых, привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

На заседаниях Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, Россия.

Соблюдение основ международного права в контексте...

Зарождение ООН в 1945 позволило Международному праву вступить на новый уровень.

Поэтому они носят не факультативный, а обязательный характер для всех членов ООН.

в том числе органов ООН, особое место занимают решения Совета Безопасности ООН.

В связи с этим роль ООН и, конечно же, ее главных органов Генеральной Ассамблеи и Совета...

К вопросу о реформировании Организации Объединенных Наций

В статье рассматриваются современные дискуссии о реформировании ООН в начале ХХI в.

Сегодня международное право иногда принято называть «правом ООН».

о необходимости реформы ООН и Совета Безопасности, как одного из наиболее значимых ее органов.

Также в 2006 году был учрежден Совет по правам человека ООН из-за неспособности продолжения...

Перспективы реформы Организации Объединенных Наций в XXI...

‒ солидарность, без которой успешное решение странами мира глобальных проблем не представляется возможным

Где были озвучены основные проблемы реформирования ООН

‒ во-вторых, привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН

Как отмечает Л. Е. Гришаева: «кроме того, реформа Совета Безопасности, на данный...

Механизм исполнения решений комитетов ООН, проблемы по их...

В законодательстве стран-членов ООН все еще редко можно встретить нормы, которые сообщали бы

В Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека с 1997 г. создается

Отцы-основатели ООН вряд ли могли даже вообразить нынешнее состояние.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, договорной орган ООН, комитет...

Роль ООН в развитии международного экологического права

В том же 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу по окружающей среде

Так, в 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения.

Огромное значение ООН как в поддержании международного мира и безопасности, так и в развитии

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН.

Особенности перевода резолюций Генеральной Ассамблеи ООН

...ХХI в. Ключевые слова: ООН, Устав ООН, реформирование, Совет безопасности ООН.

Основные термины (генерируются автоматически): Генеральная Ассамблея ООН, источник. Среди постановлений международных организаций, в том числе органов ООН, особое место.

В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10...

Значение для России сотрудничества с международными...

В XXI веке перед мировым сообществом возникают многие международные проблемы, связанные с

Ключевые слова: ООН, реформа ООН, Совет Безопасности ООН

Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН

В связи с этим роль ООН и, конечно же, ее главных органов Генеральной Ассамблеи и Совета...

Задать вопрос