Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

Педагогика
21.03.2023
1235
Поделиться
Библиографическое описание
Чередниченко, С. В. Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров / С. В. Чередниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 187-191. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100918/.


В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, защита Отечества, воспитательная работа, формирование ответственности, патриотическая направленность.

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления подростков, которое является одной из важнейших задач государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, поэтому данная проблема становится особенно актуальной.

Воспитание чувства патриотизма у подростков — процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Нахимовцы (кадеты) должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Законодательная база по патриотическому воспитанию

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025)

Система образования призвана обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

– разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025) направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности. Планируется получение результатов по программе — будут разработаны рабочие программы воспитания в каждой образовательной организации общего и профессионального образования, 1660000 участвующих во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности, будет организована деятельность патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» — 150 мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в Российской Федерации и за рубежом 3 000 000 детей, вовлеченных в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации ( одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г. )

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»:

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Стандарт направлен на обеспечение:

– формирования российской государственной идентичности обучающихся.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

– воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Главная цель патриотического воспитания — возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

Основной целью воспитания в училище является становление личности нахимовца, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Большое внимание в работе с нахимовцами должно уделяться гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в ФГКОУ НВМУ (СевПКУ) представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.

Особое внимание в училище уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще.

У цели патриотического воспитания нахимовцев (кадет) есть своя специфика, которую отлично сформулировал А. В. Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием — и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [3; c 240].

Воспитательная работа — в широком понимании — это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.

Воспитательная работа в узком понимании — это систематическое и направленное воздействие (командира) воспитателя на сознание, чувства, волю и поведения нахимовцев с учетом социальных, возрастных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. В нашем случае подготовка к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО.

«Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней».

Великий армейский воспитатель генерал М. И. Драгомилов учил: «Воспитание солдат должно стоять выше образования, воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранцев дан был один только день».

Следовательно, одной из важных задач воспитательной работы в Филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище» (Севастопольское президентское кадетское училище) является вовлечение воспитанников в активную деятельность по патриотическому воспитанию с целью формирования у них гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, достижения.

Для реализации данной цели и поставленных задач в условиях нахимовского образования, работу по патриотическому воспитанию можно разделить по следующим направлениям:

Гражданско-правовое направление : воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности нахимовцев (кадет), навыков оценки политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Военно-патриотическое направление : формирование у кадет высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Духовно-нравственное направление : осознание нахимовцами в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Историко-краеведческое направление : система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных ценностей, осознание неповторимости своего Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к действиям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Социально-патриотическое направление : активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Спортивно-патриотическое направление : развитие морально-волевых качеств, развитие силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом как на основных уроках, так и во время внеурочной деятельности формирование готовности служения Отечеству и к защите Родины.

Данные направления, помогут сформировать личность, которая обладает: позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим вопросам; важнейшими духовно-нравственными качествами, такими как: любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества; способностью глубокого понимания каждым кадетом своей роли и места в служении Отечеству; сформированными основными качествами, свойствами, навыками, привычками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

В рамках вышесказанного можно выделить основные формы, методы и этапы работы по патриотическому воспитанию нахимовцев.

Воспитательная работа, как, в частности, и патриотическое воспитание — сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от возраста нахимовцев, уровня подготовленности классов, какие из форм наиболее интересны для ребят. Много мероприятий по патриотическому воспитанию включено в общий план воспитательной работы училища в зависимости от времени года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы.

Основными формами работы по патриотическому воспитанию с нахимовцами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, классные часы, лекции, доклады, собрания, участие в митингах, диспутах, викторинах, конференциях училищных и за его пределами, круглых столах, экскурсиях, эко-десантах по уборке территорий мемориалов и памятников, а так же встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работу кружков и секций дополнительного образования, тематические вечера, слеты, участие в акциях, просмотр и обсуждение кинофильмов и книг, вечера вопросов и ответов.

Работу по патриотическому воспитанию можно разделить на несколько этапов.

Первый этап — 5, 6 классы. Ведущей формой деятельности на данном этапе будет игровая, введение нахимовцев в мир русской культуры и военной истории, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, ее истории и подвигам, семейным ценностям, трудолюбия. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему развиваться в обществе. А это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Второй этап — 7, 8, 9 классы. На втором этапе продолжается формирование системы ценностей и установок поведения воспитанника, приобретаются основные ключевые компетенции, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, формируется четкое сознание к здоровому образу жизни. Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом, осознание подвигов прадедов в годы ВОВ и свой будущей сопричастности к защите своего Отечества. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, поисковых и исследовательских проектов, посещения экскурсий, проведения эко-десантов, сотрудничеством с общественными организациями.

Третий этап — 10, 11 классы. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности воспитанников, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям; формировали здоровый образ жизни, понимание своей роли и места в служении Отечеству; развивали основные качества, свойства, навыки, привычки, необходимые для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

На основании вышесказанного можно сделать выводы:

Патриотическое воспитание как сложная система, предназначенная для выполнения функций по формированию гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у подрастающего поколения, требует создания оптимальных условий и координации усилий для повышения ее действенности и эффективности.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии нахимовцев. Оно выступает как составной элемент общего воспитательного процесса, развитии у кадет мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Русский критик В. Г. Белинский писал, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.

Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо своего государства. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания подрастающего поколения, может и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи и должно обеспечивать патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности нахимовца.

Работая систематически и целенаправленно, планируя и распределяя мероприятия по возрастной категории и направлениям, с использованием исследовательской и проектной деятельности нахимовцев, можно достигнуть видимых результатов воспитательного процесса по патриотическому воспитанию.

Литература:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
  2. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2021–2024
  3. Федеральный закон № 304 — ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » по вопросам воспитания обучающихся»
  4. https://moluch.ru/archive/83/15505/ Инновации в воспитании будущих офицеров
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-osnovy-proektirovaniya-protsessa-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskoy-kultury-uchaschihsya-kadetskih/ Инновационные основы проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся кадетских образовательных учреждений
  6. https://pandia.ru/text/79/001/2503.php Сочетание традиций и инноваций –достижение высокого уровня кадетского образования и воспитания
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
патриотическое сознание
защита Отечества
воспитательная работа
формирование ответственности
патриотическая направленность
Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 187-191):
Часть 3 (стр. 145-221)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 187-191стр. 221

Молодой учёный