Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

Педагогика
21.03.2023
70
Поделиться
Библиографическое описание
Поварницына, Е. А. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности / Е. А. Поварницына, О. В. Ходарева, Е. М. Бочарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 170-174. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100903/.


В статье авторы рассматривают не традиционный подход к образовательной деятельности в ДОУ.

Ключевые слова: игра, познавательно-игровой досуг, дети.

Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры [1, стр. 30]. Основываясь на такое понимание игры, мы ввели ее в образовательный процесс в форме познавательно-игровых досугов, которые помогают формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к обществу детей и взрослых, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Кроме того, проведение такой формы работы предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.

В процессе познавательно-игровых досугов: наблюдая за животными, путешествуя по странам, участвуя в олимпийских играх, играя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия и умения, проверять результаты собственных действий или событий, управлять своей деятельностью, проверять реальность. Все это способствует всестороннему развитию малыша.

Так же в соответствии с программой «Вдохновение», которая рассматривает преодоление сугубо механистического подхода к двигательному развитию как важную задачу российского дошкольного образования, через проигрывание досугов мы решаем задачи и физического развития: совершенствуем основные психофизические качества: силу, ловкость, быстроту и основные виды движения: бег, ходьбу, ползание, лазание, прыжки.

Для того чтобы дети действительно получали знания и приобретали опыт, планирование познавательно-игровых досугов выстроено в соответствии с системой, которая позволяет усвоить детям материал в последовательности проигрывания, определяется общая тема и главная цель каждого досуга, которые проводятся в течение года. В течение учебного года проигрывается 36 познавательно-игровых досугов (1 раз в неделю). Свою работу на данном этапе мы выстроили в пяти блоках, в соответствии с интересом детей (по результатам детского совета).

Тематические блоки

Рис. 1. Тематические блоки

Представим некоторые темы досугов:

  1. БЛОК «Будем в армии служить, будем Родину любить!»

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к родине, формирование морально- психологических качеств; воспитание дружеских чувств, умение работать в команде.

Познавательно-игровые досуги: «Мы — солдаты», «Защитники Родины», «Юнармейцы» и т. д.

«Юнармейцы»

Рис. 2. «Юнармейцы»

  1. БЛОК «Путешествие по странам и эпохам».

Цель: изучать традиции разных стран, познакомить с их природными условиями. Воспитание у детей интереса, уважение к культуре разных народов.

Познавательно-игровые досуги: «Моана на островах», «Путешествие в юрский период», «Пираты в поисках сокровищ» и т. д.

«Пираты в поисках сокровищ»

Рис. 3. «Пираты в поисках сокровищ»

  1. БЛОК «Дружно, смело, с оптимизмом — ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни; доставить детям чувство радости и веселья. Расширение представлений детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний, микробах.

Познавательно-игровые досуги: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», «Осторожно, микробы!», «Гигиена рук» и т. д.

«Мое здоровье — мое богатство»

Рис. 4. «Мое здоровье — мое богатство»

  1. БЛОК «Косплей» — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и обыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов и т. д.

Познавательно-игровые досуги: «Космическая звезда Арианда», «Черепашки Ниндзя в поисках пиццы», «Разбойники ищут друзей», «Эльза и ее друзья в гостях у ребят», «Приключения Бэтмена и Спайдермена», «Космонавты на Марсе» и т. д.

«Разбойники ищут друзей»

Рис. 5. «Разбойники ищут друзей»

5. БЛОК «Учимся дружить» — цель: расширение знаний детей о том, что значит дружить, формирование навыков общения друг с другом, понимание понятие дружбы народов, воспитание интереса к физическим упражнениям.

Познавательно-игровые досуги: «Дружба крепкая не сломается», «Я, ты, он, она», «Дети добра» и т. д.

«Я, ты, он, она»

Рис. 6. «Я, ты, он, она»

По результатам мониторинга, мы пришли к выводу, что у детей в процессе активного участия в познавательно-игровых досугах развивается стремление к любознательности и познавательной мотивации, формируются познавательные поисково-практические действия, развивается воображение и творческая активность, формируются представления об окружающем мире во всем его многообразии. Расширяется двигательный опыт, импровизация с формами выражения художественного переживания музыки и поэзии, а также дети испытывают психологический комфорт и эмоциональное благополучие.

Результаты диагностики

Рис. 7. Результаты диагностики

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 336 с. — (Серия «Вдохновение»).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
игра
познавательно-игровой досуг
дети
Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 170-174):
Часть 3 (стр. 145-221)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 170-174стр. 221

Молодой учёный