Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Юриспруденция
11.03.2023
438
Поделиться
Библиографическое описание
Шанаев, О. В. Специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга) / О. В. Шанаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100669/.


Представленная статья проливает свет на то, что в общем виде являет собой договор коммерческой концессии (франчайзинг) в России. Вместе с тем приводятся и раскрываются доктринальные и легальные понятия указанной договорной формы общественных отношений. Отмечается специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга). В то же время автор подмечает молчание и темноту отечественного гражданского законодательства, имеющего своей целью регулирование вышеуказанной соглашения. Автор выдвигает значимые и перспективные траектории эволюции Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования правоотношений, порождаемых и развивающихся в рамках договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Ключевые слова: коммерческая концессия, договор коммерческой концессии, франчайзинг, предпринимательский договор, товарный знак.

Переход России с плановой экономики на ее альтернативу — рыночную в 90-е годы прошлого столетия повлек за собой появление целого шлейфа различных, до тех пор не существовавших, способов, форм и моделей осуществления хозяйствующей и иной приносящей доход деятельности. Одним из таких способов ведения деловой активности стал франчайзинг, который подразумевал возмездное срочное предоставление дозволения на использование комплекса исключительных права, а также результатов интеллектуальной деятельности.

Договорная конструкция коммерческой концессии в РФ представляется рентабельной для каждого из контрагентов сделки. По такому договору вытекает, что одна сторона, именуемая правообладателем, масштабирует свое сетевое коммерческое предприятие посредством усилий и деловой активности другой стороны договора, именуемого пользователем, который в свою очередь обретает право на самостоятельное использование комплексного массива исключительных прав в рамках осуществляемой им хозяйственной деятельности.

Вместе с тем потребитель амортизирует, нивелирует, и, если угодно, смягчает риски ввиду того обстоятельства, связанного с отпадением потребности в осуществлении рекламной кампании и маркетинговой стратегии и обусловленного наличием у правообладателя собственной целевой аудитории — потребительской базы.

Историю внедрения в гражданский и экономический оборот Российской Федерации коммерческой концессии можно проследить, начиная с рассвета 90-х годов минувшего столетия. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) нашел свое закрепление в отечественном гражданском законодательстве в главе 54 ГК РФ, которая в разные периоды времени подвергалась редакции.

На законодательном уровне было закреплено содержание понятия договора коммерческой концессии. Так, согласно п.1 ст.1027 ГК РФ: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [1].

Юридическая литература содержит в своей массе различный спектр определений рассматриваемого в настоящей работе контракта. Кроме всего прочего в ученой среде наблюдается консенсус относительно признания тождества между франчайзингом и договором коммерческой концессии. Как видится, франчайзинг и его отечественный аналог — договор коммерческой концессии имеют применение в целях достижения одной цели, а также они наделены схожими признаками.

Между тем зарубежные партнеры не разделяют выше приведенной точки зрения отечественных ученых относительно идентичности франчайзинга и коммерческой концессии.

Представляется интересным замечание А. П. Сергеева относительно характеристики и содержания договора коммерческой концессии, который считал данный договор как консенсуальный, возмездный и взаимный, который опосредует предоставление комплекса исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации для использования в предпринимательской деятельности» [2, с.730].

Проведя аналитический разбор рассматриваемого в настоящей работе соглашения, представляется допустимым вывести следующие его особенности:

  1. По сфере применимости — договор зачастую используется в предпринимательстве, поскольку основными его акторами являются хозяйствующие субъекты: коммерческие организации и ИП;
  2. Объект договора образует комплекс исключительных прав;
  3. Подлежащие передаче по договору права дозволяется использовать по целевому назначению, а именно — в сфере предпринимательства;
  4. Рассматриваемый договор также обладает специфическим содержанием, к примеру: правообладатель обязуется содействовать различными способами пользователю либо контролировать качество продукта, а пользователю в свою очередь вменяется обязанность неукоснительно соблюдать указания контрагента;
  5. Извлекая пользу из полученной совокупности дозволений (прав), пользователь, как участник гражданского оборота, действует от своего имени, то есть имеет свою правосубъектность — самостоятельность;
  6. Правообладатель имеет право предусмотреть в договоре правила или оговорки, которые могут ограничивать правомочия контрагента с соблюдением того условия, что они не будут исключать допустимость конкурирования пользователя с правообладателем и третьими лицами.

Между тем следует напомнить, что отечественное антимонопольное законодательство предусматривает правила, преследующие охранительную функцию, выражающуюся в возможности признать такие ограничивающие положения договора недействительными;

  1. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) подлежит прохождению процедуры по его государственной регистрации, бремя совершения которой возлагается на правообладателя.

Некоторая часть ученых полагает, что договор, не имеющий регистрации, способен в перспективе породить негативные правовые последствия как для одной стороны, так и для другой. К слову, А. А. Еремин полагает, что это является основанием для злоупотребления правами [3, с.73–83].

Таким образом правоотношения, порождаемые договором коммерческой концессии надлежащим и достаточным способом и не имеют существенных пробелов в регулировании. Вместе с тем гражданское законодательство имеет все же определенные упущения.

Как видится, приоритет в деле реформирования данных правоотношений должно идти по такому пути:

— необходимо уточнить в рамках антимонопольного законодательства ограничения, налагаемые на пользователя в целях охраны прав и законных интересов пользователя;

— важно предоставить наиболее благоприятные условия для создания привлекательного инвестиционного климата в стране в целях привлечения иностранного капитала;

— требуется создать законодательную базу, содержащую сведения о раскрытии информации на преддоговорной ступени взаимоотношений контрагентов, что позволит предупредить неблагоприятные экономические последствия для пользователей. В то же время представляется важным ввести в действие санкцию об ответственности участников договора на случай совершения правонарушения в части соблюдения конфиденциальности раскрытой информации.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
  2. Сергеев А. П. Гражданское право. Том 2.2-е издание. Учебник / А. П. Сергеев. — Москва: «Проспект», 2016. — 867 с.
  3. Еремин А. А. Применение и развитие договора коммерческой концессии в российском и зарубежном законодательстве/ Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014 № 4. С. 73–83.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммерческая концессия
договор коммерческой концессии
франчайзинг
предпринимательский договор
товарный знак
Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 115-116):
Часть 2 (стр. 65-131)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 115-116стр. 131

Молодой учёный