Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Педагогика
10.03.2023
58
Поделиться
Библиографическое описание
Никеенко, А. А. Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств / А. А. Никеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100632/.


Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально-важных качеств.

Ключевые слова: профессионально важные качества, формирование, студент, колледж, типы обучения, развивающее, проблемное.

Профессионально важные качества (далее ПВК) студентов неотъемлемая часть будущей профессиональной деятельности специалиста, сейчас рынок труда предъявляет к кандидатам на занимаемую должность все больше требований именно поэтому формирование у студентов ключевых ПВК специальности (профессии) является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.

В условиях современного образования в колледже, каждый педагогический работник в своей практике использует различные типы обучения для реализации усвоения знаний, умений и навыков, но формирование ПВК в процессе деятельности не отслеживается, поэтому данное исследование можно считать актуальным.

Исходя из этого цель исследования: теоретический анализ влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств студентов колледжа.

Основополагающим для данного исследования является описательный метод, включающий прием наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения. В исследовании также применены методы синхронного и диахронного анализа языковых и научных фактов.

База исследования это идеи современных концепций развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев); идеи о единстве биологического и социального в структуре личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготкий, К. К. Платонов), о сущности и структуре профессиональной и педагогической деятельности (С. Я. Батышев, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков); выводы отечественных и зарубежных педагогов и психологов относительно формирования ПВК (Т. А. Воробьева, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, Б. В. Кулагин, Е. А. Климов, В. И. Марищук).

Что же такое тип обучения и какие они бывают?

В зависимости от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики построения содержания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, можно выделить несколько основных видов обучения: сократовское, догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.

Сократовское обучение предполагает ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Возможно ли использование сократовского типа обучения в процессе образовательной деятельности на развитие ПВК студентов в колледже? Да, так как Сократовский метод: не позволяет собеседнику отвлекаться, держит его внимание, концентрирует на предмете обсуждения, с помощью наставника собеседник самостоятельно приходит к истине. В процессе Сократовского обучения у студентов формируется стремление вызвать к жизни лучшие духовные качества личности и развить их, дать им «второе дыхание».

Догматическое — обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру. Преимуществом данного типа является повышение теоретического уровня учебного материала, студент учиться находить решение поставленной задачи.

Возможно ли использование догматического типа обучения в процессе образовательной деятельности на развитие ПВК студентов в колледже?

Нет, так как в процессе обучения наблюдается: отсутствие самостоятельности, слабая мотивацию учебного труда студентов, в частности, отсутствие самостоятельного целеполагания, цели обучения ставит преподаватель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности студента производится не самостоятельно, а педагогом.

Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) — тип обучения, цель которого — передача-усвоение знаний и применение их на практике.

Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В связи с этим при данном типе обучения ПВК студентов формируются слабо, или не формируются вовсе.

Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний. Проблемное обучение предполагает усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов, формирование диалектико-материалистического мышления студентов, воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного можно считать, что ПВК будущего специалиста при обучении в колледже будут формироваться именно в условиях проблемного обучения.

Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога. Плюсами данного типа обучения можно считать: дозированность предлагаемого материала, осуществление активной работы самостоятельно, у каждого индивидуализация темпа обучения, а также объема материала. В процессе программированного обучения слабо выделяется формирование ПВК у студентов, так как обучение не вполне самостоятельно, оно предполагает решение одной определенной задачи и поиск информации по ней, что исходя из вышесказанного напрямую не влияет на формирование ПВК у студентов колледжа обучающихся по данному типу обучения.

Развивающее обучение — такое обучение, с помощью которого используются методы и формы, основанные на закономерности развития личности.

Данный тип обучения хорошо подходит для развития ПВК у студентов колледжа так как в процессе обучение происходит синтез и анализ информации, развитие творческих способностей, проявление студента в коллективной и индивидуальной работе, предполагается формирование умения у студента находить нестандартные решения. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, то есть обучение и развитие находятся в единстве. Обучение идет немного впереди развития, стимулируя, но в то же время, опираясь на него.

Так как по системе Л. В. Занкова большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, недостатком данного типа обучения можно считать то, что на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени.

Исходя из теоретического анализа различных типов обучения можно сделать вывод что при использовании таких типов обучения как развивающее и проблемное, можно наблюдать развитие ПВК студентов колледжа в большей степени.

В результате исследования были проанализированы типы обучения, их понятие, достоинства и недостатки, их влияние на формирование ПВК будущего специалиста, были выделены два наиболее благоприятных типа обучения для формирования ПВК студентов колледжа.

В развитие данного исследование прогнозируется проведение непосредственно эксперимента — проведение тестирование студентов колледжа на уровень формирования ПВК, проведение курса занятий по различным типам обучения для двух со направленных групп, и анализ полученных результатов, на каком же типе обучения наблюдается повышенное формирование профессионально важных качеств.

В соответствии с полученными данными типы обучения проблемное и развивающее можно использовать в ходе занятий для успешного формирования профессионально-важных качеств учащихся.

Литература:

  1. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
  2. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // http: // www.eidos.ru / journal / 2010/ 0930–23.htm (дата обращения: 04.03.2022).
  3. Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 566–568. — URL https://moluch.ru/archive/121/33374/ (дата обращения: 04.03.2022).
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002.
  5. Цзян Сюй. Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — URL https://moluch.ru/archive/131/36681/ (дата обращения: 04.03.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профессионально важные качества
формирование
студент
колледж
типы обучения
развивающее
проблемное
Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 226-228):
Часть 4 (стр. 203-271)
Расположение в файле:
стр. 203стр. 226-228стр. 271

Молодой учёный