Становление и развитие логики в контексте философских учений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, М. Г. Становление и развитие логики в контексте философских учений / М. Г. Соколова, П. П. Баранкова, П. А. Куртова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99994/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассматриваются этапы становления логики в контексте развития философской мысли.

Ключевые слова: логика, научное познание, мышление, законы, истина.

Философия античности впервые поставила вопрос о проблеме познания, и большое значение философы этого периода придавали именно рациональному познанию. Проблема рационального познания была поставлена представителями школы Элеатов. Например, Парменид считал, что истинное знание достигается рациональным путем с помощью умозаключений.

Своё развитие логика получила благодаря Аристотелю, который усовершенствовал рациональную линию в античной философии и разработал целую науку, ставшую вершиной рационального мышления.

Каковы причины возникновения логики? Можно сделать акцент на нескольких:

— это зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Наука, рождаясь в борьбе с мифологией и религией, основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства.

— это развитие ораторского искусства, которое достигло своего расцвета в условиях древнегреческой рабовладельческой демократии.

— это стремление к понятийному мышлению.

Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее в рациональной форме, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Родоначальником логики считается величайший мыслитель древности Аристотель. Именно с его работами связано становление формальной логики. В своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), Аристотель впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы (силлогизмы) и правила рассуждений (законы логики). В центре всех его логических размышлений — теория выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Также Аристотель дал классификацию категорий. В своей работе «О софистических опровержениях» серьезное внимание Аристотель уделяет также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах. [5, с. 535]

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Аристотель считал, что основой логического мышления являются законы, к которым он относил:

— закон тождества (логические выводы надежны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл);

— закон противоречия (не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете);

— закон исключенного третьего (из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно). [1, с. 48]

Законы логики, как основные, так и не основные в мышлении функционируют в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных суждений и ложных гипотез.

Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Логические принципы являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Они действуют не зависимо от воли людей, не созданы по их воле и желанию.

Свое развитие логика получила в философии Нового времени. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646–1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики. Начиная с Лейбница, в логике используется в качестве метода исследования метод формализации, который традиционной логикой относился к методам математического исследования, а Лейбниц показал, что он имеет общенаучный характер. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления.

Математическая (символическая) логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях. Можно сказать, что математическая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения. [3, с. 46]

Логика нужна во всех направлениях деятельности, и часто мы используем логику подсознательно, даже не задумываясь, что это какой-либо формально-логический закон.

Неопозитивизм (логический позитивизм) является следующей ступенью в развитии логики. Учение данной школы философии основано на математических и логико-лингвистических конструкциях, что свидетельствует о развитии логики применительно к научному познанию. Начальным этапом формирования неопозитивизма считается деятельность «Венского кружка», который был основан в Вене и просуществовал с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века. В «Венский кружок» входили известные философы и математики, такие как Мориц Шлик (основатель «кружка»), Рудольф Карнап, Отто Нейрат и другие. Ими были систематизированы исходные принципы неопозитивизма, главным из которых стал принцип верификации. [5, с. 22]

Последователями развитого логического позитивизма считаются Бертран Рассел (1872–1970) и его ученик Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Результатом совместной работы двух философов является появление нового учения «логический атомизм». Основные идеи нового учения были изложены в произведении Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» [2, с. 36]. Целью «логического атомизма» стало сведение научных знаний к «атомарным предложениям», которые включают в себя только конкретные факты без эмоциональных, психологических и этических аспектов. Поэтому логика у Л. Витгенштейна выступает как основа формулировки научного знания.

Рациональное мышление, в основании которого лежат логические приемы, стало основой для развития научного познания в его теоретической форме.

Литература:

  1. Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль, 1978. — 687с.
  2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Сер. «Памятники философской мысли». — М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2017. — 288 с.
  3. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. т.3 М.: Мысль, 1984. — 734 с.
  4. Чанышев А. Н. Аристотель. — М.: Мысль, 1978. — 200 с.
  5. Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М.: Наука, 1966. — 215с.
Основные термины (генерируются автоматически): логик, научное познание, выводное знание, истинное знание, математическая логика, правильное рассуждение, развитие логика, развитие логики, рациональное мышление, рациональное познание.


Похожие статьи

Логическое мышление определяется как «вид мышления...»

Объектом познания в логике выступает мышление, а предметом логического познания являются

Для мышления человека они влияют как отображение реального мира, практики познания и преобразования человека.

Баранов Г. В. –Логика в культуре мышления — 2016.

Если слово логика использовать как термин, то это наука о правильном мышлении...

Логические нормы обоснования в научном познании

Довольно часто она допускается в результате низкой культуры мышления доказывающего.

В процессе рассуждения иногда возникают логические парадоксы.

Его использование в практической деятельности предполагает глубокое знание и умение применять

Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М.: Интерпракс, 1994. 358 с.

Индуктивный метод познания Ф. Бэкона | Статья в журнале...

Для Бэкона знание не самоцель, но средство для завоевания результата. Согласно Бэкону, в основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент, а истинное знание

Индуктивный метод познания у Бэкона значительно отличался от того, коим пользовались ранее.

в научной жизни, а та огромная роль, которую он играл в развитии науки в XVII-XVIII...

Общелогические методы научного познания | Статья в журнале...

Метапредметная сущность логических знаний и умений... Научный журнал.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно — без обращения к

Рахматуллин Р. Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания. Общелогические методы научного познания. Факторы и условия формирования убеждения...

Основные термины и технология научного познания

Ключевые слова:научный метод, методология, познание, термины.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более

4) обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

• Общая логическая схема хода научного исследования.

Особенности научного познания | Статья в журнале...

научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, знание, идея, критерий научности знания, наука, помощь фактов, принцип верификации, проверка истинности, субъект познания.

Проблема истины в познании | Статья в журнале...

Для выяснения роли истины в познании стоит обозначить, что же такое — познание.

Основная цель познания — достижение истины. Знание же есть идеальный образ

Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, Редакция литературы по философии и лингвистике, 1983.

Истинное знание — объективное, адекватное отражающее реальную действительность.

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших

Ключевые слова: мышление, логика, понятие, умозаключение, анализ, синтез.

Таким образом, мышление — это вдумчивое и опосредованное обобщенное познание реальности» [4].

Левитес В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем...

Библиографическое описание: Турарбек, А. Т. Развитие и оценка логического мышления

Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать

Связь между математикой и логикой замечена ещё со времен Пифагора (VI век до н. э.), но с тех пор

для развития логического мышления необходимо решать математические задания.

Похожие статьи

Логическое мышление определяется как «вид мышления...»

Объектом познания в логике выступает мышление, а предметом логического познания являются

Для мышления человека они влияют как отображение реального мира, практики познания и преобразования человека.

Баранов Г. В. –Логика в культуре мышления — 2016.

Если слово логика использовать как термин, то это наука о правильном мышлении...

Логические нормы обоснования в научном познании

Довольно часто она допускается в результате низкой культуры мышления доказывающего.

В процессе рассуждения иногда возникают логические парадоксы.

Его использование в практической деятельности предполагает глубокое знание и умение применять

Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М.: Интерпракс, 1994. 358 с.

Индуктивный метод познания Ф. Бэкона | Статья в журнале...

Для Бэкона знание не самоцель, но средство для завоевания результата. Согласно Бэкону, в основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент, а истинное знание

Индуктивный метод познания у Бэкона значительно отличался от того, коим пользовались ранее.

в научной жизни, а та огромная роль, которую он играл в развитии науки в XVII-XVIII...

Общелогические методы научного познания | Статья в журнале...

Метапредметная сущность логических знаний и умений... Научный журнал.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно — без обращения к

Рахматуллин Р. Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания. Общелогические методы научного познания. Факторы и условия формирования убеждения...

Основные термины и технология научного познания

Ключевые слова:научный метод, методология, познание, термины.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более

4) обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

• Общая логическая схема хода научного исследования.

Особенности научного познания | Статья в журнале...

научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, знание, идея, критерий научности знания, наука, помощь фактов, принцип верификации, проверка истинности, субъект познания.

Проблема истины в познании | Статья в журнале...

Для выяснения роли истины в познании стоит обозначить, что же такое — познание.

Основная цель познания — достижение истины. Знание же есть идеальный образ

Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, Редакция литературы по философии и лингвистике, 1983.

Истинное знание — объективное, адекватное отражающее реальную действительность.

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших

Ключевые слова: мышление, логика, понятие, умозаключение, анализ, синтез.

Таким образом, мышление — это вдумчивое и опосредованное обобщенное познание реальности» [4].

Левитес В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем...

Библиографическое описание: Турарбек, А. Т. Развитие и оценка логического мышления

Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать

Связь между математикой и логикой замечена ещё со времен Пифагора (VI век до н. э.), но с тех пор

для развития логического мышления необходимо решать математические задания.

Задать вопрос