Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 11.02.2023

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Ткачева, Ю. Е. Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности / Ю. Е. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99983/ (дата обращения: 19.04.2024).



Вданной статье рассматриваются особенности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по административно-правовой защите лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста. Автором указывается, что данный орган занимает в соответствующей системе особое место, а кроме непосредственной защиты прав и интересов несовершеннолетних, комиссии проводят работу профилактической направленности. Одновременно с этим, формулируется вывод о том, что правовое регулирование деятельности данных комиссий нуждается в совершенствовании, так как законодательство в этой сфере содержит множество явных пробелов. В связи с этим, в настоящей статье выявляются основные проблемы в рассмотренной сфере и предлагаются пути их решения. Отмечается, что это повысит эффективность системы в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц.

Ключевые слова : комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, несовершеннолетние лица, административно-правовые средства защиты, права и свободы, восстановление прав, совершенствование законодательства.

В структуре системы административно-правовой защиты прав и интересов не достигших совершеннолетия лиц, важнейшее место занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Правовой статус указанных комиссий стал более определенным в 1999 году, когда был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (далее-ФЗ № 120-ФЗ). Стоит отметить, что именно ФЗ № 120-ФЗ переименовал комиссии по делам несовершеннолетних в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, тем самым, обозначив направления, а также приоритеты их деятельности [1].

Значение этих комиссий в том, что они имеют достаточно широкий спектр полномочий, которые реализуются ими через направления их деятельности. В частности, комиссии по делам несовершеннолетних лиц обеспечивают фактические меры, необходимые для защиты, а также восстановления прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетнего возраста, для защиты их от дискриминации и от насилия всех разновидностей, а также от грубого обращения, оскорблений, равно как унижений их человеческого достоинства, сексуальной или другой эксплуатации. Также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выявляют и впоследствии устраняют причины и условия, которые на практике способствуют беспризорности, безнадзорности, совершению указанными лицами преступлений и правонарушений, антиобщественных действий. На этом фоне комиссии формируют материалы, которые предоставляются в суд по делам, которые непосредственно связаны с этими аспектами, равно как с вопросами содержания несовершеннолетних лиц в учебно-воспитательных учреждениях открытого или закрытого типа, равно как по иным вопросам [4].

В практической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних также рассматривают представления органа, осуществляющего управление в области образования, об исключении несовершеннолетних лиц из образовательных организаций и по иным вопросам, которые непосредственно связаны с обучением таковых. Более того, именно указанные комиссии осуществляют обеспечение помощи в бытовом, а также в трудовом устройстве данных лиц, если они были освобождены из ряда учреждений уголовно-исполнительной системы, в которых отбывали наказание за совершение преступлений. В данном аспекте помощь оказывается любым несовершеннолетним лицам, которые нуждаются в помощи или содействии со стороны государства. Стоит отметить, что представленный перечень функций исчерпывающим не является и на практике возможно и другое содействие лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста.

Отдельно стоит отметить, что сотрудники данных комиссий уполномочены принимать меры воздействия в отношении родителей или законных представителей, а также в отношении самих несовершеннолетних лиц, в случаях и в порядке, которые определены действующим законодательством. По итогам своей текущей деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав формируют отчетность, которая направляется в уполномоченные органы. В данном аспекте целесообразно согласиться с точкой зрения В. А. Малышева, который в своих трудах выделял совокупность задач, поставленных сегодня перед комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Так, им были выделены охранительные задачи, состоящие в защите и восстановлении прав лиц, которые не достигли возраста 18 лет, а также социальные задачи, которые связаны с противодействием отрицательных общественных явлений, к числу которых относится беспризорность, безнадзорность, преступность этих лиц и иные, а также их реабилитацию. Полагаем, что с данной точкой зрения стоит согласиться. Дополняя данную точку зрения также можно указать на организационно-методические задачи, которые будут отражать координационную роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в структуре органов государственной власти на фоне решениями этими комиссиями административно-юрисдикционных задач [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России выполняют не только административные функции, но и решают задачи, которые непосредственно связаны с защитой прав и законных интересов лиц, которые не достигли возраста 18 лет, с координацией деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики, а также выступают как основное звено ювенальной юстиции. В то же время, несмотря на достаточно давнюю историю, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не является совершенной, что обусловлено существующими пробелами действующего законодательства.

Так, системный анализ ФЗ № 120-ФЗ показывает, что в указанном законе надлежащим образом не определены аспекты деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В частности, нет официального определения данного органа, не определена его структура и численный состав. Решение данной проблемы видится в разработке специализированного закона «О комиссиях по делах несовершеннолетних и защите их прав» или в дополнении ФЗ № 120. Так, во втором случае стоит разработать и на законодательном уровне внедрить законодательное определение данного органа, а также включить в состав ФЗ № 120-ФЗ детальное описание комиссий и примерную численность таковых.

Во-вторых, в ФЗ № 120-ФЗ надлежащим образом не урегулированы меры воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним, в том числе, в виде аналога в случае освобождения от административной ответственности. Как следствие, предлагается дополнить ФЗ № 120-ФЗ ст.8.2 «Меры воспитательного воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, освобожденных от административной ответственности».

В-третьих, определенные законодательные упущения присутствуют также в Приказе МВД России от 15.10.2013 № 845, которым была утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Так, системный анализ данного документа показывает, что в настоящее время в подразделениях по делам несовершеннолетних нет сотрудников, которые были бы закреплены за семьями, входящими в группу риска. Как правило, это неблагополучные семьи, семьи с асоциальным поведением, многодетные семьи [2]. Полагаем, что стоит внедрить данный институт в практику деятельности соответствующих подразделений, а правовой статус урегулировать в Инструкции, что позволит минимизировать нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних со стороны их родителей и иных законных представителей, а также будет способствовать предупреждению преступности этих лиц, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности.

В завершении стоит отметить, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав часто выносят различные ошибочные решения, что подтверждается материалами судебной практики и что требует планомерного совершенствования деятельности сотрудников данных комиссий. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.08.2018 года по делу № 33а-5951/2018. Так, истец подал иск об оспаривании постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке семьи на профилактический учет. В обоснование заявления было указано на недоказанность факта ненадлежащего исполнения им родительских обязанностей. Рассмотрев материалы дела, суд с данными доводами согласился и исковые требования в полном объеме удовлетворил [5]. Отметим, что примеров подобного рода в практике множество, что актуализирует вопрос по разработке и по дальнейшему внедрению системы повышения квалификации сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, особый акцент в которой стоит сделать на изучении вопросов динамичности действующего законодательства, правильности толкования и применения такового.

Приходим к выводу, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является достаточно значимой на современном этапе развития, но в результате ее анализа можно выявить, что объективной необходимостью является ее планомерное совершенствование.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ (ред. 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
  2. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.
  3. Малышев В. А. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в России // Административное и муниципальное право. 2008. № 5. С.67–75.
  4. Федорова И. В. Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних по защите их прав // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С.257–262.
  5. Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.08.2018 по делу № 33а-5951/2018. Справочно-информационная система Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дело, защита, комиссия, лицо, действующее законодательство, совершеннолетний возраст, административная ответственность, воспитательное воздействие, надлежащий образ, правовой статус.


Похожие статьи

Актуальные вопросы административно-правовой защиты...

 Ключевые слова: РФ, административная ответственность, Российская Федерация

Кроме того, влияние на реализацию административно-правового статуса

проблемы в области правового регулирования мер административно-правовой защиты несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет...

Проблемы защиты прав субъектов административных...

Таким образом, с позиции публично-правовых отношений, как правило, выделяют два вида

При этом, действующее законодательство чаще использует категорию «защита» с целью

Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений

Подводя итог, необходимо отметить, что внимание к обеспечению надлежащей охраны и защиты прав...

Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом...

...воспитательного воздействия возможно только в отношении лиц, не достигших 18 летнего возраста.

которым является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

В случае систематического (не менее 3 раз) неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего

Таким образом, правильное и обоснованное применение принудительных мер...

Понятие административной ответственности | Статья в журнале...

Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или

1) она предусматривается действующим законодательством

П. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности юридических лиц и

П. 1 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за совершение...

К вопросу о снижении возрастного порога для привлечения...

 В статье автор анализирует действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушений и приходит к выводу о необходимости снижения возрастного порога для привлечения к административной ответственности.

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних...

Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя

Необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в...

Международные стандарты правосудия по делам о преступлениях...

Кроме того, меры государственно-правового воздействия на несовершеннолетних

закрытых судебных заседаний по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-ти летнего возраста.

рассматривается вопрос о применении иных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 427, 431 УПК РФ).

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Проблемы возраста уголовной ответственности

В действующем российском законодательстве, регулирующем различные

вида физических субъектов, а именно взрослые и дети, а точнее совершеннолетние и несовершеннолетние.

снижения возраста уголовной ответственности (с 14 летнего на более ранний возраст).

в возрасте 13 лет, если обстоятельства дела и личность несовершеннолетнего требуют этого [4].

Законодательные меры в области охраны прав детства

Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов

влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае

Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и...

Похожие статьи

Актуальные вопросы административно-правовой защиты...

 Ключевые слова: РФ, административная ответственность, Российская Федерация

Кроме того, влияние на реализацию административно-правового статуса

проблемы в области правового регулирования мер административно-правовой защиты несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет...

Проблемы защиты прав субъектов административных...

Таким образом, с позиции публично-правовых отношений, как правило, выделяют два вида

При этом, действующее законодательство чаще использует категорию «защита» с целью

Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений

Подводя итог, необходимо отметить, что внимание к обеспечению надлежащей охраны и защиты прав...

Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом...

...воспитательного воздействия возможно только в отношении лиц, не достигших 18 летнего возраста.

которым является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

В случае систематического (не менее 3 раз) неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего

Таким образом, правильное и обоснованное применение принудительных мер...

Понятие административной ответственности | Статья в журнале...

Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или

1) она предусматривается действующим законодательством

П. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности юридических лиц и

П. 1 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за совершение...

К вопросу о снижении возрастного порога для привлечения...

 В статье автор анализирует действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушений и приходит к выводу о необходимости снижения возрастного порога для привлечения к административной ответственности.

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних...

Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя

Необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в...

Международные стандарты правосудия по делам о преступлениях...

Кроме того, меры государственно-правового воздействия на несовершеннолетних

закрытых судебных заседаний по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-ти летнего возраста.

рассматривается вопрос о применении иных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 427, 431 УПК РФ).

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Проблемы возраста уголовной ответственности

В действующем российском законодательстве, регулирующем различные

вида физических субъектов, а именно взрослые и дети, а точнее совершеннолетние и несовершеннолетние.

снижения возраста уголовной ответственности (с 14 летнего на более ранний возраст).

в возрасте 13 лет, если обстоятельства дела и личность несовершеннолетнего требуют этого [4].

Законодательные меры в области охраны прав детства

Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов

влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае

Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и...

Задать вопрос