Инновационные технологии обучения на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 10.02.2023

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Монгуш, Ч. Т. Инновационные технологии обучения на уроках литературы / Ч. Т. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99899/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы исследованы инновационные технологии и приемы обучения на уроках литературы.

Ключевые слова: инновационные технологии, инновационные приемы, технология критического мышления.

Современное образование направлено на достижение высокого уровня знаний, на развитие творческих способностей обучающихся. Следовательно, чтобы учащиеся достигли такого успеха, учителю необходимо применять инновационные технологии, методы и приемы обучения. Инновационные технологии (ИТ)— это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях [1, с. 109]. Инновационные технологии значительно облегчают изучение нового материала, так как такие технологии обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии его индивидуальным особенностям.

Так, изучая тему на уроке литературы «Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи», можно применить технологию критического мышления и ряд следующих инновационных приемов таких, как:

— «фишбоун»,

— «мозговой штурм»,

— «синквейн»

— «открытый микрофон».

Также можно использовать следующие задания:

  1. работа с текстом,
  2. работа с интерактивными заданиями.

На первом этапе согласно ФГОС учащиеся по предложенному заданию учителя определяют тему урока, определив ее, обозначают цель.

На втором этапе — актуализация знаний, при применении приема «мозговой штурм», обучающие вспоминают, повторяют биографию поэта-М. Ю. Лермонтова. Этот этап значительно облегчит восприятие и понимание изучаемого материала.

Следующим этапом урока будет изучение новой темы. Здесь учащиеся знакомятся с стихотворением поэта, важно обязательно выполнить данное задание, так как следующим заданием будет заполнение «фишбоуна». Данный прием направлен на развитие критического мышления учащихся. Чтобы заполнить «фишбоун», учащиеся должны ответить на вопрос: «Почему в стихотворении тучи холодные и равнодушные?»

Фишбоун

Рис. 1. Фишбоун

Далее, чтобы ответить на вопрос, учащиеся должны указать и написать причину чувства одиночества и тоски туч и ответить на вопрос «Почему в стихотворении тучи холодные и равнодушные?» В итоге они сами приходят к ответу.

Опираясь на самостоятельно добытые знания, учащиеся составляют «синквейны», что дает возможность сопоставить образ туч в стихотворении с поэтом.

Образ туч

Поэт

  1. тучи
  2. холодные, свободные
  3. скучают, путешествуют, мчатся
  4. «Нет родины — нет изгнания»
  5. свобода
  1. поэт
  2. изгнанный, несчастный
  3. уезжает, страдает, любит
  4. тяжело жить без Родины
  5. одиночество

Составив оба «синквейна», учащиеся сравнивают образ туч с автором и самостоятельно приходят к итогу: поэт-изгнанник страдает от разлуки с родиной, тоскует. Даже если образ туч имеет черты сходства с поэтом, но все же есть черты различия .

Следующий этап, завершающий урок, — рефлексия. Здесь можно применить либо прием «открытый микрофон», либо дать интерактивное задание. С помощью «открытого микрофона» учащиеся подводят итоги урока. А интерактивное задание позволяет выявить результат знаний.

Так, применение технологии обучения — эффективное средство, помогает развивать профессиональные умения, творческие способности обучающихся, активизирует познавательную деятельность учащихся, тем самым повышая уровень подготовленности выпускников образовательных организаций [2, с. 255].

Подобным образом можно проводить уроки литературы, и важно отметить, что уроки, составленные по ФГОС с применением инновационных технологий и приемов, активизирует творческие способности, значительно улучшает качество знаний учащихся, развивает мыслительную их деятельность. Использование инновационных приемов, технологий развивает умение самостоятельно искать и добывать знания, а не получать знания в готовом виде.

Литература:

1. Крылова, Л. С. Современные инновационные технологии в образовании / Л. С. Крылова, Н. С. Крылова. — Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. — 2020. — № 3–2(55). — С. 107–109.

2. Харабаджах М. Н. Проблема готовности учителя к внедрению инновационных педагогических технологий в школе // Проблемы современного пед. образования. 2020. — № 66–1. С. 254–256.

3. Шевченко, О. И. Педагогические технологии в образовательном процессе / О. И. Шевченко, И. И. Ветров. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 51–53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4450/ (дата обращения: 03.01.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): образ туч, прием обучения, урок литературы, учащийся, интерактивное задание, критическое мышление, прием, стихотворение тучи, творческая способность обучающихся.


Похожие статьи

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Ключевые слова:технология развития критического мышления; творческие способности

Разновидность эссе — прием «Напишите письмо» — когда учащимся нужно написать

Таким образом, каждый ученик находит себя, раскрывает свои внутренние способности.

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин...

Интерактивные методы обучения отечественного...

Необходима смена фундаментальных основ обучения, нужны эффективные методы для обучения учащихся.

Используя этот метод в начале урока, учитель задает вопрос либо дает задание.

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием

Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения.

Принципы и методы обучения учащихся критической оценке...

Невозможно одномоментно и комплексно решить задачи творческого развития учащихся.

Учащиеся испытывают затруднения, встречаясь с заданиями абстрактного характера.

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Различные приемы критического мышления раскрывают потенциал учащихся на уроке.

Применяя на уроках технологии критического мышления, я пришла к выводу, что такая разносторонняя

Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

- задания на объяснение — учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю.

Методы и приемы формирования климатических знаний

Этому способствуют активные методы и приемы обучения. На уроках, где ставится задача по формированию климатических знаний, можно использовать методы проблемного и развивающего обучения, поисковый метод, метод проектов, интерактивного обучения и др.

Формирование критического мышления младших школьников на...

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

(Приемы развития критического мышления через чтение и письмо) / Т. С. Сафонова.

Например, на уроке литературы в 5 классе «Басня» ребята построили одноименный «дом».

- Познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с

- способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

Технология развития критического мышления как средство...

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы

Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Реализация технологии педагогической мастерской творческого...

На доске или слайде выписано определение приема кластера (в помощь ученикам)

Применение кластера, являющегося одним из приемов технологии критического мышления, должно еще в

8-й этап. Домашнее задание. Учащиеся должны из фрагментов книги «СМ», рассмотренных на уроке

Выявление творческого потенциала учащихся (из опыта работы).

Похожие статьи

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Ключевые слова:технология развития критического мышления; творческие способности

Разновидность эссе — прием «Напишите письмо» — когда учащимся нужно написать

Таким образом, каждый ученик находит себя, раскрывает свои внутренние способности.

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин...

Интерактивные методы обучения отечественного...

Необходима смена фундаментальных основ обучения, нужны эффективные методы для обучения учащихся.

Используя этот метод в начале урока, учитель задает вопрос либо дает задание.

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием

Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения.

Принципы и методы обучения учащихся критической оценке...

Невозможно одномоментно и комплексно решить задачи творческого развития учащихся.

Учащиеся испытывают затруднения, встречаясь с заданиями абстрактного характера.

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок

Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся...

Критическое мышление как средство развития творческих...

Различные приемы критического мышления раскрывают потенциал учащихся на уроке.

Применяя на уроках технологии критического мышления, я пришла к выводу, что такая разносторонняя

Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

- задания на объяснение — учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю.

Методы и приемы формирования климатических знаний

Этому способствуют активные методы и приемы обучения. На уроках, где ставится задача по формированию климатических знаний, можно использовать методы проблемного и развивающего обучения, поисковый метод, метод проектов, интерактивного обучения и др.

Формирование критического мышления младших школьников на...

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

(Приемы развития критического мышления через чтение и письмо) / Т. С. Сафонова.

Например, на уроке литературы в 5 классе «Басня» ребята построили одноименный «дом».

- Познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с

- способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

Технология развития критического мышления как средство...

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы

Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Реализация технологии педагогической мастерской творческого...

На доске или слайде выписано определение приема кластера (в помощь ученикам)

Применение кластера, являющегося одним из приемов технологии критического мышления, должно еще в

8-й этап. Домашнее задание. Учащиеся должны из фрагментов книги «СМ», рассмотренных на уроке

Выявление творческого потенциала учащихся (из опыта работы).

Задать вопрос