Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, А. В. Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода / А. В. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99885/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, комплексный подход, общее недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения, формирующий этап.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Известные гуманисты-просветители Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо рассматривали правильную речь как обязательную часть общего развития и как средство воспитания детей [3].

Однако по данным Министерства просвещения, 87 % детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Среди детей с речевой патологией, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40 % [1]. Согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной при общем недоразвитии речи нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексика, грамматика, фонетика [3].

Нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи, является самым частотным и сложным дефектом, так как фонетические несовершенства в дошкольном возрасте приводят к возникновению специфических ошибок в процессе овладения письмом и чтением и препятствуют успешному усвоению программного материала в школе [5].

Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского, Т. Б. Филичевой. Поэтому коррекционно-логопедическая работа должна основываться на комплексном подходе, который предполагает взаимодействие всех участников процесса, организацию единого образовательного пространства, соблюдение единых педагогических требований для более результативной и менее затратной по времени коррекционно-логопедической работы [2, 4].

В данной статье мы представляем формирующий этап исследования, который проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21». Контингент исследуемых составили дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родители (законные представители) и педагоги дошкольной образовательной организации.

Для организации эффективного комплексного подхода, а именно, взаимодействия с родителями (законными представителями) в процессе коррекционно-логопедической работы с экспериментальной группой исследования, для повышения уровня компетентности родителей в процессе коррекции звукопроизношения, мы создали родительский клуб «Школа родителей» и разработали локальный акт, регламентирующий деятельность клуба.

Непосредственное руководство родительским клубом осуществляет учитель-логопед. В практической деятельности клуба принимают участие все педагоги дошкольной образовательной организации: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Деятельность родительского клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы. Встречи в клубе организуются 1 раз в месяц. Заседания клуба представляют собой родительские встречи в различных формах, где педагоги проводят теоретические и практические занятия и мастер-классы по направлениям коррекционной работы. Выдержки из готового плана работы клуба представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выдержки из годового плана деятельности клуба «Школа родителей»

Дата

Содержание мероприятия

Ноябрь

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения». Обогащение родителей (законных представителей) знаниями о значении артикуляционной гимнастики в процессе коррекции звукопроизношения и практическими приемами выполнения упражнений. В ходе мастер-класса родители (законные представители) узнают о важных правилах выполнения гимнастики и совместно с педагогами выполняют упражнения. Организатор учитель-логопед

Апрель

Практическое занятие по теме «Дидактические игры и упражнения по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи». Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей мышления и внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Знакомство родителей (законных представителей) с вариантами дидактических игр направленных на развитие мышления и внимания у детей с общим недоразвитием речи

Для организации эффективного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации непосредственно в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы создали локальный акт «Об организации взаимодействия педагогов в процессе коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», согласно которому, специалисты и воспитатели обогащают педагогический опыт и профессиональные компетенции по средствам проведения теоретических семинаров и мастер-классов для своих коллег по актуальным вопросам коррекционно-развивающей работы при коррекции общего недоразвития речи.

Семинары и мастер-классы организуются один раз в два месяца согласно плану, представленному в таблице 2.

Таблица 2

Выдержки из годового плана работы педагогов по коррекции нарушений звукопроизношения

Дата

Содержание мероприятия

Октябрь

Мастер-класс «Приемы автоматизации звуков в образовательной деятельности всех специалистов». Просвещение педагогов в процесс коррекции звукопроизношения. Знакомство с играми и упражнениями, которые можно использовать в образовательной и игровой деятельности для закрепления результата правильного звукопроизношения на разных этапах звукопостановки. Организатор учитель-логопед

Февраль

Семинар по теме «Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Просвещение педагогов о способах использования двигательных и речевых навыков. А также применение специальных музыкальных композиций для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Организаторы инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Для организации комплексного подхода мы внесли нововведение и в коррекционную работу с детьми. Для эффективной коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи мы разработали локальный акт «Применение приемов автоматизации звуков в коррекционной деятельности всех специалистов». Положение регламентирует обязанность педагогов использовать способы коррекции звукопроизношения в рамках своих индивидуальных образовательных занятий. В связи с этим, помимо основных коррекционно-развивающих направлений, специалисты и педагоги дошкольной образовательной организации, работая в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, включают в занятия дополнительные элементы работы.

Учитель-логопед работает над развитием артикуляционной моторики, развитием правильного физиологического и речевого дыхания, развитием правильного артикуляционного уклада для определенного звука, постановкой звука, автоматизацией звука в разных позициях: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в связной речи. Развитием навыков дифференциации звуков.

Воспитатели закрепляют скорректированные логопедом звуков в разных видах деятельности и по средствам тетради взаимодействия. Выполняют артикуляционную, дыхательную гимнастику, упражнения для автоматизации звуков на разных этапах работы: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в связной речи. Контролируют правильное произношение звуков.

Инструктор по физкультуре закрепляет скорректированные логопедом звуки во взаимосвязи с движениями. Использует упражнения для выработки правильного физиологического дыхания. Использует упражнения для развития общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации движений. Контролирует правильное произношение звуков.

Музыкальный руководитель закрепляет скорректированные логопедом звуки во взаимосвязи с музыкальным сопровождением. Использует упражнения для выработки правильного фонационного выдоха. Работает над просодической стороной речи. Развивает у детей музыкальный и речевой слух. Контролирует правильное произношение звуков.

Педагог-психолог закрепляет скорректированные логопедом звуки в разных видах познавательной и игровой деятельности, в упражнениях по развитию мелкой моторики рук. Контролирует правильное произношение звуков.

Таким образом, мы организовали взаимодействие со всеми участниками коррекционно-логопедического процесса: с родителями (законными представителями), с педагогами дошкольной образовательной организации и с детьми.

Литература:

  1. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5–6-летних детей с общим недоразвитие речи // Логопед. 2017. № 2. С. 43–51.
  2. Гриднева И. А. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Москва: Просвещение, 2011. 174 с.
  3. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Москва: Просвещение, 2006. 196 с.
  4. Кротова Т. В. ДОУ и родители: пути сотрудничества // Управление ДОУ. 2006. № 4. С. 15–19
  5. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва: Гном пресс, 2010. 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, ребенок, дошкольная образовательная организация, коррекционно-логопедическая работа, комплексный подход, коррекционная работа, правильное произношение звуков, дошкольный возраст, локальный акт.


Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

...коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня, логопедом

Подобное расстройство характеризуется как общее недоразвитие речи (ОНР) [7]. При ОНР

Логопедическая работа с детьми ОНР I уровня, ввиду практически полного отсутствия

Согласно изученным методикам и подходам, коррекционная работа для детей с ОНР I и II...

Рабочая программа коррекционной деятельности по...

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с

Не подлежат приёму в группу дети с диагнозами: - ОНР («общее недоразвитие речи»)

- Рабочая программа логопедической работы по преодолению ФНР и ФФНР у детей 5–7 лет...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

...процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

 Встатье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика. Опубликовано в Вопросы дошкольной...

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

Основными нашими задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются

Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень.

группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

 Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский.

Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. Съемная панель изготовлена из ткани.

Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

 Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

Моя работа с такими детьми начинается с адаптации ребёнка к новым, непривычным для него условиям

В начальном этапе к детям не предъявляю больших требований к их невнятной речи.

Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного...

...нарушений, биоакустическая коррекция, Томатис-терапия, глобальное чтение, дошкольный возраст.

В процессе работы происходит чередование занятий указанных выше подходов.

экспрессивной речи (F 80.1), соответствующее общему недоразвитию речи 1–2 уровней.

Алимпиева О. М. Методика коррекционной работы с детьми-алаликами младшего...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической...

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС

Работа над реализацией любого проекта состоит из трех этапов. 1. Мотивационный.

По нашему мнению, проекты — это особая среда в развитии речи детей.

Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Ключевые слова: произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста

На основании выявленных речевых нарушений коррекционная работа строится поэтапно с

3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ.

произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста, логопедический пункт...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

...коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня, логопедом

Подобное расстройство характеризуется как общее недоразвитие речи (ОНР) [7]. При ОНР

Логопедическая работа с детьми ОНР I уровня, ввиду практически полного отсутствия

Согласно изученным методикам и подходам, коррекционная работа для детей с ОНР I и II...

Рабочая программа коррекционной деятельности по...

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с

Не подлежат приёму в группу дети с диагнозами: - ОНР («общее недоразвитие речи»)

- Рабочая программа логопедической работы по преодолению ФНР и ФФНР у детей 5–7 лет...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

...процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

 Встатье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика. Опубликовано в Вопросы дошкольной...

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

Основными нашими задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются

Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень.

группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

 Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский.

Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. Съемная панель изготовлена из ткани.

Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

 Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

Моя работа с такими детьми начинается с адаптации ребёнка к новым, непривычным для него условиям

В начальном этапе к детям не предъявляю больших требований к их невнятной речи.

Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного...

...нарушений, биоакустическая коррекция, Томатис-терапия, глобальное чтение, дошкольный возраст.

В процессе работы происходит чередование занятий указанных выше подходов.

экспрессивной речи (F 80.1), соответствующее общему недоразвитию речи 1–2 уровней.

Алимпиева О. М. Методика коррекционной работы с детьми-алаликами младшего...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической...

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС

Работа над реализацией любого проекта состоит из трех этапов. 1. Мотивационный.

По нашему мнению, проекты — это особая среда в развитии речи детей.

Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Ключевые слова: произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста

На основании выявленных речевых нарушений коррекционная работа строится поэтапно с

3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ.

произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста, логопедический пункт...

Задать вопрос