Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Управление адаптацией начинающих педагогов дошкольного образовательного учреждения

Научный руководитель
Педагогика
09.02.2023
267
Поделиться
Библиографическое описание
Аниканова, В. Ю. Управление адаптацией начинающих педагогов дошкольного образовательного учреждения / В. Ю. Аниканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99868/.


В данной статье рассматривается проблема адаптации начинающих педагогов ДОУ; рассмотрены понятия «адаптация» и «профессиональная адаптация»; выделены проблемы начинающих педагогов в адаптационный период; намечена стратегия управления адаптацией начинающих педагогов ДОУ.

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, начинающий педагог, управление адаптацией.

В последние годы в системе дошкольного образования существует проблема оттока профессиональных педагогических кадров. Среди причин, приводящих к этому, можно назвать следующие: непрестижность педагогической профессии, низкая оплата труда, высокие нагрузки. В результате в дошкольное образование приходят педагоги, не имеющие профильного образования и опыта работы, но прошедшие курсы профессиональной переподготовки. По данным информационно-аналитического отчета обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных организаций Тульской области среди педагогов профессиональную переподготовку прошли: по области 56,4 %, в городских ОО — 54,0 %, в сельских ОО — 66,7 % [11]. В связи с этим перед администрацией ДОУ остро стоит проблема помощи начинающим педагогам адаптироваться к профессиональной педагогической деятельности.

Период адаптации начинающего педагога отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального становления. От того, как пройдет данный период зависит, станет ли педагог профессионалом своего дела, останется ли он в педагогике или найдет свое применение в иной сфере деятельности. Начинающие педагоги с первого дня своей трудовой деятельности выполняют должностные обязанности, а администрация, коллеги и родители (законные представители) ожидают от них профессионализма в работе. Какой же должна быть управленческая поддержка начинающего педагога, чтобы он успешно прошел период адаптации и остался в профессии?

Понятие «начинающий педагог» в литературе не определено. Под начинающим педагогом мы будем понимать человека, не имеющего педагогического образования, но прошедшего курсы профессиональной переподготовки и отработавшего незначительный срок.

Успешному преодолению периода адаптации и становлению начинающего педагога как профессионала должно способствовать специально организованное методическое сопровождение в ДОУ, в задачи которого входит учет факторов периода профессиональной адаптации, влияющих на успешность его прохождения, а также личностное и профессиональное становление начинающего педагога.

Опыт работы в административной должности позволяет обозначить наиболее распространенные проблемы, возникающие у начинающих педагогов в адаптационный период. Первый блок проблем связан с применением теоретических знаний в практической деятельности (педагоги не могут правильно организовать образовательную и совместную деятельность с детьми, выстроить развивающую предметно-пространственную среду и др.). Второй блок проблем связан с неадекватной оценкой своих возможностей начинающих педагогов, которая может быть как завышенной (педагог переоценивает свои возможности), так и заниженной (неуверенное поведение с детьми, коллегами и родителями). Третий блок проблем связан со слабой мотивацией трудовой деятельности и профессионального роста (не проявляют интерес к содержанию работы, овладению ее навыками, в самовыражении). Четвертый блок проблем связан с дезадаптацией и низкой стрессоустойчивостью начинающих педагогов (негативное отношение к работе, тревожность, чувство беспомощности и др.).

В ходе нашего исследования мы предприняли попытку найти такие управленческие решения, которые с одной стороны позволяли бы успешного преодолевать все перечисленные проблемы адаптационного периода, а с другой стороны создавали условия для личностного и профессионального становления начинающих педагогов ДОУ.

Термин «адаптация» применяется в различных областях наук. Биологический подход определяет адаптацию как приспособление организма к окружающей ее действительности (И. П. Павлов, Г. Айзенк и др.) [5,1].

Говоря о социальной адаптации, А. В. Сиомичев рассматривает ее как преодоление трудностей, возникающих при вхождении в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [9]. Таким образом, можно говорить о том, что адаптация, как считает С. Т. Посохова, — процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды [7]. Идея гармонизации, установления гармоничных отношений внутри коллектива высказывается и в работах В. А. Сластенина и В. П. Каширина [10].

В психолого-педагогических исследованиях термин «адаптация» в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой (Л. А. Кандыбович, П. К. Анохин, А. Г. Мороз, В. А. Петровский и др.) [3, 2, 4, 6].

В нашем исследовании мы ориентируемся на определение А. А. Реана, который рассматривает профессиональную адаптацию как приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности [8].

Исходя из объективных проблем, возникающих в период адаптации у начинающих педагогов, и из данной трактовки сущности адаптации мы определили направления и средства управления адаптацией. Под управлением адаптацией мы понимаем специальную работу по воздействию на различные аспекты внедрения нового сотрудника в организацию, которая будет влиять на ход адаптации, сокращение ее сроков, уменьшение негативных последствий.

Управление адаптацией предполагает следующую логику и этапы:

1 этап: осуществление диагностики имеющихся индивидуальных затруднений у начинающих педагогов ДОУ.

2 этап: разработка средств управленческой поддержки адаптационного периода с учетом имеющихся затруднений и потребностей начинающих педагогов.

3 этап: диагностика показателей адаптированности к профессиональной деятельности начинающих педагогов ДОУ.

Реализация такой специальной работы администрации ДОУ позволит учитывать различные аспекты включения нового сотрудника в организацию, что повлияет на ход адаптации, сократив ее сроки и уменьшив риски негативных последствий.

Литература:

  1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 2000. — 283 с.
  2. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1980. — 197 с.
  3. Кандыбович, Л. В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов / Л. В. Кандыбович // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 216–219.
  4. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педвуза: дис. … докт. пед. наук / А. Г. Мороз. — Киев, 1983. — 430 с.
  5. Павлов, И. П., Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. — М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  6. Петровский, А. В. Социальная психология: учеб. пособие для педагог. ун-тов / А. В. Петровский; под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  7. Посохова С. Т., Марченкова Н. В. Адаптивные возможности комического в подростковом возрасте // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, Л.А,Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Вып. 2. — С. 238–244.
  8. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
  9. Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. — Л., 1985–17с.
  10. Сластенин, В. А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. — 1991.- № 10. — С. 79–84.
  11. Информационно-аналитический отчет обеспеченности кадрами общеобразовательных организаций Тульской области — URL: https://ipk-tula.ru/napravleniya-deyatelnosti/monitoringovaya-deyatelnost/res/120/ %D0 %9E %D1 %82 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82 %20 %D0 %BF %D0 %BE %20 %D0 %A2 %D1 %83 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B9 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8_ %D0 %9F %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %80 %D1 %8B_2022 %20 %D0 %B3..pdf?ysclid=ldu96rzql5935829874
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
адаптация
профессиональная адаптация
начинающий педагог
управление адаптацией
Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 222-224):
Часть 4 (стр. 213-291)
Расположение в файле:
стр. 213стр. 222-224стр. 291

Молодой учёный