Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Рекреационное природопользование Кавказа

Экология
08.02.2023
2004
Поделиться
Библиографическое описание
Глебова, И. А. Рекреационное природопользование Кавказа / И. А. Глебова, М. А. Нечипуренко, В. С. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99866/.


В статье рассматриваются теоретико-методологические основы рекреационного природопользования как сферы деятельности и научного направления. Обоснована необходимость перехода к системам более устойчивого (сбалансированного) горного природопользования. Исследованы регионы Северо-Восточного Кавказа в контексте развития рекреационного природопользования. Выявлены благоприятные предпосылки для расширения существующей санаторно-курортной базы регионов, а также строительства инновационных рекреационных объектов. Учитывая уязвимость и уникальность горных экосистем, рекомендуется отдавать приоритет щадящим видам рекреации.

Ключевые слова: рекреация, природопользование, экология, Кавказ, ландшафт, растительность, архитектура .

Анализ современных отечественных и зарубежных публикаций показывает, что понятие «рекреационное природопользование» получило достаточно широкое распространение в научной и научно-популярной литературе, в законодательных актах и управленческих документах [1–6].

Современная трактовка рекреационного природопользования также свидетельствует о неоднозначности и дифференцированности подходов к трактовке содержания этого понятия. Таким образом, рациональное природопользование можно рассматривать и как сферу деятельности человека по использованию природных ресурсов и условий в рекреационных целях, и как научное направление [5].

В работе использовались методы сравнительно-географического анализа, контент-анализа, экспертных оценок, а также системный и геоситуационный подходы. Фактологической базой исследования послужили официальные данные Росстата, региональных министерств по туризму и развитию.

Рекреационное природопользование можно отнести к одному из наиболее динамичных видов использования территории, и особую роль оно играет в странах, характеризующихся ограниченными запасами невозобновляемых природных ресурсов. Как научное направление она сформировалась сравнительно недавно. В России проблемы рационального природопользования активно исследуются с 1970-х гг. Фундаментальные разработки отечественных ученых того периода и последующих лет имели достаточно значительное теоретическое, методологическое и прикладное значение. С учетом современных геополитических и социально-экономических реалий, в контексте обеспечения геоэкологической безопасности требуются совершенно новые подходы и стратегии для решения задач рекреационного природопользования.

Любая форма природопользования, в том числе и рекреационная, связана с антропогенным воздействием на природные системы, что в конечном итоге приводит к изменению их компонентов или природных систем (комплексов) в целом. Трансформация природных систем, в свою очередь, влияет на условия жизнедеятельности человека и нередко может привести к целой цепочке нежелательных последствий [6].

Устойчивое рекреационное природопользование предполагает максимально возможное сохранение внутрисистемных связей и способности систем к саморегуляции и саморазвитию [1]. Необходим поиск оптимальных режимов использования природно-ресурсного потенциала в рекреационных целях. В зависимости от типа ландшафта, его рекреационной емкости, геоэкологической устойчивости (уязвимости) должны разрабатываться и строго контролироваться предельно допустимые нормы рекреационных нагрузок.

Рекреационное природопользование выполняет несколько важных функций: социально-биологическую, природоохранную и экономическую. Этот вид природопользования следует рассматривать как единую систему, состоящую из ряда подсистем. Важнейшими блоками следует считать классификацию природопользования, основные направления и виды рекреации, оценку туристско-рекреационного потенциала и управление рекреационной деятельностью (рис. 1).

Структура рекрационного природопользования

Рис. 1. Структура рекрационного природопользования

Как показывает мировой опыт, в условиях горных стран (регионов), к которым относятся районы Северо-Восточного Кавказа, наряду с сельскохозяйственными и промышленными районами рекреационное природопользование является приоритетной и высокодоходной отраслью экономики [7- 9]. Исследуемые регионы обладают значительным потенциалом для развития рекреации и туризма. Однако на фоне других регионов Северо-Кавказского федерального округа Чечня и Ингушетия резко выделяются слабой оснащенностью санаторно-курортных учреждений, хотя в Чечне ситуация в этом направлении в последние годы стабилизировалась (табл. 1). Наибольшее их количество отмечается в Ставропольском крае, в рекреационной деятельности которого ключевую роль играют источники минеральных лечебных вод.

Таблица 1

Количество санаторно-курортных организаций в регионах Северного Кавказа [13]

Имя субъекта

2016

2018

2020

2022

Дагестан

20

20

18

18

Ингушетия

1

1

1

1

Чечня

1

2

3

4

Кабардино-Балкария

17

17

18

18

Карачаево-Черкесия

7

7

6

7

Северная Осетия Алания

6

6

6

6

Ставропольский край

116

118

115

117

Благоприятные природно-климатические условия и богатое историко-культурное наследие, уникальное этногенетическое разнообразие Северо-Восточного Кавказа позволяют осуществлять здесь практически круглогодичную рекреационную деятельность, развивать различные виды туризма, в том числе: пляжный (водный) горнолыжная, сельская (аграрная), этнографическая, гастрономическая, экстремальная, познавательная, экологическая, оздоровительная и другие [10].

Специфика рекреационной деятельности может определяться множеством взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов и условий. Среди них горный рельеф, отличающийся значительным разнообразием и высокой степенью привлекательности. На северо-востоке Кавказа низменности, где отмечаются отрицательные абсолютные отметки над уровнем моря, гармонично сочетаются с холмами, предгорьями и высокогорьями. Высота некоторых вершин превышает 4000 м. Особенности рельефа и геологического строения в совокупности с уникальными гидрологическими объектами повышают рекреационную привлекательность изучаемых регионов. Разнообразие рельефа обусловлено здесь дифференцированным характером природно-климатических условий, флоры и фауны. Климат горных ландшафтов обладает лечебными и бальнеологическими свойствами.

Геоморфологические, геологические и культурно-исторические рекреационные ресурсы имеют жесткую территориальную привязку и четко выраженный региональный аспект. Их ярко выраженные психолого-эстетические и инженерно-геологические особенности в сочетании с другими ресурсами служат основой формирования природно-территориальных рекреационных ресурсов. Некоторые из них не подлежат восполнению или замене, например, пещеры, геологические, палеогеоморфологические, гидрологические памятники природы и др. Невозможно переоценить их психологическую, эстетическую, культурно-историческую и рекреационную ценность.

В районах Северо-Восточного Кавказа расположено множество геологических, палеогеоморфологических, гидрологических, ботанических и других памятников природы, играющих значительную рекреационную роль. Например, место первой пробуренной скважины в Грозненском нефтеносном районе (Чечня), Нефтяной источник в долине р. Большой Ярык-Су (Дагестан), озера Кезеной-Ам (на границе Чечни и Дагестана), Капустино, Галанчожское (Чечня), озера Ах-Коль и Мочох (Дагестан). Среди палеогеоморфологических памятников природы наиболее популярны в Дагестане Бархан Сары-Кум и скала-мемориал «Профиль Пушкина», а в Чечне остатки «Арка» и «Братья».

К числу гидрологических объектов, представляющих большую рекреационную ценность как для Чечни, так и для Дагестана, относится высокогорное озеро Кезеной-Ам, расположенное на склоне Андийского хребта на площади около 2 км². Имеет статус памятника природы с 1978 года. Его называют жемчужиной Северного Кавказа. Как показывает мировая практика, горные озера открывают широкие возможности для рекреационного природопользования [11–12]. Чаще всего они связаны с пешим туризмом. В исследуемых районах имеются озера различного происхождения (подвальные, оползневые, ледниковые, карстовые и др.). Они часто привлекают рекреантов своей близостью к населенным пунктам и быстрым прогревом. Однако особую озабоченность вызывает их более высокая экологическая уязвимость по сравнению с крупными водоемами.

В равнинной части Северо-Восточного Кавказа не так много гидрологических памятников природы. В полупустынной зоне Чеченской Республики статус памятников природы получили места гнездовий и остановок в период миграции редких и охраняемых околоводных и пустынно-степных птиц, получившие название «Урочище степной жемчужины». и «Урочище Киссык». Некоторые из гнездящихся здесь птиц занесены в Красные книги Международного союза охраны птиц и России, например: баклан, орлан-белохвост, кроншнеп, малая крачка и многие другие.

Культурно-исторические ресурсы, задействованные в рекреационной деятельности, создаются обществом за счет достижений в материальном производстве, социально-культурной сфере, научной и образовательной деятельности. Богатое историко-культурное наследие Северо-Восточного Кавказа в основном содержится в археологических и архитектурно-исторических памятниках истории и культуры.

Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник расположен в горной зоне Чеченской Республики. Это замковый комплекс, занимающий около 240 тысяч гектаров, является одной из главных достопримечательностей региона. Большинство исторических и архитектурных памятников здесь относятся к 18 веку. Этот уникальный комплекс насчитывает более 700 памятников культуры, в том числе жилые и боевые башенные сооружения. Башенные комплексы сосредоточены в горных районах Чечни (Ведено, Шатой, Шарой, Итум-Калинский) и Ингушетии (Джейрахский). Культовые постройки обнаружены в селениях Еникали, Макажой, Нихалой, Химой и др., надземные склепы — в Майсте, Мелхисте, Ушкарой и др. Большинство этих историко-культурных объектов нуждаются в более детальном изучении и описании.

В горной зоне Ингушетии находится также Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник с многочисленными памятниками средневековой архитектуры. Наибольший интерес для рекреантов и туристов представляют архитектурные комплексы (Хамхи, Эгикал, Таргим), замковый комплекс Вовнушки, храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды и др.

Республика Дагестан на Северо-Восточном Кавказе отличается не только значительными размерами территории, но и большим количеством памятников истории, культуры и архитектуры. По разным оценкам, их количество превышает 6000. Из них 132 объектам присвоен статус памятников федерального значения. В старейшем культурном центре республики Дербенте находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — крепость «Нарын-Кала». Во многих селах Дагестана сохранились башенные постройки и древнейшие мечети, издавна являвшиеся объектом паломничества и духовного обогащения и оздоровления, например, Джума-мечеть VIII-XIV вв., которая находится в Дербенте, медресе 15–19 веков и так далее.

На территории Северо-Восточного Кавказа много минеральных источников различного химического состава (углекислые соляно-щелочные, сульфатно-кальциевые сероводородные, сероводородно-хлоридно-натриевые, щелочные термальные сероводородные и др.) и грязей, которые имеют большое бальнеологическое значение.

Растительность исследуемых районов характеризуется ярко выраженной высотной поясностью и значительным разнообразием растительных сообществ, среди которых немало и обладающих лечебными свойствами. Флора Чеченской Республики, например, насчитывает более 2200 видов растений.

Степень вовлечение флористических ресурсов в рекреационную деятельность может варьировать в разных пределах — от зрительного восприятия до удовлетворения материальных потребностей (сбор ягод, грибов, лекарственных трав и др.). Немалый интерес у эко-рекреаторов могут вызвать объекты флоры и фауны.

Регионы Северо-Восточного Кавказа обладают значительным рекреационным потенциалом, что создает предпосылки для создания новой и расширения существующей санаторно-курортной базы. В то же время широкомасштабное развитие здесь рекреационного природопользования потребует значительных вложений в инфраструктуру, в том числе строительство гостиниц, дорог, коммуникаций и т. д. Среди первостепенных и приоритетных на данном этапе развития — необходимость пробуждения заинтересованность населения в перспективных новых для него видах деятельности (этнографический, рыболовный, сельский, оздоровительный, научный, медицинский туризм и др.).

В перспективе туристско-рекреационная сфера может стать высокодоходной, приоритетной отраслью экономики горных районов Северо-Восточного Кавказа. Экономически выгодное и экологически безопасное рекреационное природопользование позволит решить проблемы рекреации и оздоровления коренного населения и в перспективе развивать внутренний и международный туризм, рекреацию в целом. Это значительно расширит рынок горнодобывающей продукции и услуг, в том числе экосистемных услуг по сохранению биоразнообразия и смягчению негативных последствий глобального изменения климата.

Литература:

  1. Черчик Л., Хумарова Н. 2021 Институциональное обеспечение инклюзивного рекреационного природопользования: предпосылки и требования, 10–18.
  2. Исаченко Т. Е., Косарев А. В. 2020 Рекреационное природопользование: Учебник для вузов (М.: Изд-во Юрайт), 268.
  3. Жердев В. Н., Зязина Т. В. 2004 Бассейновый подход к организации рекреационного природопользования в регионах. Известия ТРТУ 5(40) 190–194.
  4. Винобер А. В. 2019 Рекреационное природопользование: ресурсы, потенциал и перспективы. Экономика биосферы: теория и практика 3(12) 42–47.
  5. Ханова А. И. 2021 Теоретические аспекты рекреационного природопользования Материалы XI Международной научно-практической конференции. «Экология и природопользование: прикладные аспекты» Уфа, 189–192.
  6. Мартинес-Перес А. и соавт. 2015 Предпосылки экоинноваций в кластерах культурного туризма: внешние связи и исследовательские знания. Инновации: управление, политика и практика 1, 41–57.
  7. Фернандо И. Н., Лонг В. 2012 Новая концептуальная модель кластерной конкурентоспособности: новая парадигма туризма? Международный журнал бизнеса и менеджмента, 75–84.
  8. Петрович М. Д., Вуйко А., Гайич Т. и др. al 2018 Туризм как подход к устойчивому развитию сельских районов в постсоциалистических странах: сравнительное исследование Сербии и Словении. Устойчивое развитие, 1–14.
  9. Hansen AS 2021 Понимание рекреационных ландшафтов — обзор и обсуждение. Ландшафтные исследования, 128–141.
  10. Забураева Х. Ш., Краснов Е. В., Забураев Ч. Ш. 2019 Кластерный подход в управлении природопользованием: опыт, проблемы и перспективы дальнейшего развития. Достижения в области инженерных исследований 182 343–348.
  11. Ширпке У., Сколоцци Р., Кисслинг А., Таппейнер У. 2021 Рекреационные экосистемные услуги горных озер в Европейских Альпах: предпочтения, группы посетителей и последствия для управления Journal of Outdoor Recreation and Tourism.
  12. Эбнер М., Фонтана В., Ширпке У., Таппейнер У. 2022 Взгляд заинтересованных сторон на экосистемные услуги горных озер в Европейских Альпах.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
рекреация
природопользование
экология
Кавказ
ландшафт
растительность
архитектура
Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 130-133):
Часть 2 (стр. 67-141)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 130-133стр. 141

Молодой учёный