Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 969 раз

Библиографическое описание:

Кучумова, А. В. Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении / А. В. Кучумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99845/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: коммуникация, коммуникативное качество личности, общение, умение.

Неотъемлемым компонентом повседневной жизни человека является коммуникация. Она помогает взаимодействовать с окружающими людьми, наполняет содержанием и дополнительной окрашенностью. В процессе общения люди передают свой опыт и знания, делятся своими профессиональными умениями. Коммуникация является средством общения, а язык инструментом через который реализуется содержательная сторона. Таким образом, коммуникация должна учитывать специфические особенности каждого человека.

Дети учатся общаться с другими людьми различными способами. Исследования показывают, что взрослые как родители, так и учителя играют важную роль в формировании коммуникационных способностей детей. Дети отзывчиво реагируют на взаимодействие со взрослыми, что помогает сформировать не только язык, но и эффективное взаимодействие со сверстниками и другими людьми. И, соответственно, коммуникация должна учитывать специфические аспекты личности, которые не всегда помогают с легкостью построить общение и наладить коммуникацию. Одной из причин является различие психотипов детей.

В статье мы рассматриваем особенности коммуникации младших школьников с различными психотипами.

В отечественной психолого-педагогической литературе понятия коммуникация и общение не рассматриваются как синонимы, это, скорее, пересекающиеся понятия. В процессе коммуникации происходит личностное формирование ребенка.

Врожденные свойства нервной системы и тип темперамента также оказывают влияние на коммуникативные свойства и развитие речи.

Темперамент накладывает свой отпечаток на свойства коммуникации личности. Темперамент характеризует способ действия, а не его результат. Свойства нервной системы человека генетически обусловлены, поэтому изменить темперамент не представляется возможным.

Понятие психотип личности впервые ввел К. Г. Юнг в своей работе 1921 года «Психологические типы». Он характеризует их как экстраверсия и интроверсия, реализующиеся через психические функции такие как мышление, ощущение, интуиция, чувства. К. Г. Юнг определял экстравертов как людей более общительных, говорливых. В то время как интроверты мыслят невербально, слова же являются результатом свернутого внутреннего процесса. Отсюда более медленное, обдуманное воспроизведение речи интровертов, в отличие от экстравертов.

Необходимо рассматривать ребенка как активного коммуникатора с самого раннего детства. Каждый тип личности будет иметь влияние на способы общения детей. Понимание этих различий может помочь родителям и педагогам преодолеть сложности общения и недопонимания.

Поскольку экстраверты получают энергию из социального взаимодействия, нужно представить им возможность участия в беседах больших групп, в то время как интроверты предпочтут общение один на один и будут чувствовать себя некомфортно в большой аудитории с наличием большого фонового шума.

Обучение коммуникативным навыкам младших школьников непростая задача, которую необходимо развивать родителям и учителям. Это несомненно очень важная составляющая воспитания ребенка.

Эта сложная задача направлена в перспективе на долгосрочное влияние как на успехи в школе, так и за её пределами.

Немаловажную роль в формировании коммуникативных качеств играет и такое качество личности как умение сопереживать. Эмпатия как реагирование чувствами на чувства, порождает когнитивные восприятие внутреннего мира другого человека через эмоциональный отклик на его сочувствие.

Основоположником исследований по данной проблеме является Т. П. Гаврилова, которая утверждает, что проблемы связанные с понятием эмпатии уходят корнями в философию. Эмпатия имеет большое значение при разрешении конфликтов как внутриличностных, так и межличностных. Эмпатия как социальный компонент влияет на саморазвитие ребенка, на его умения понимать и адекватно реагировать на чужое, отличное от его мнение; способность организовывать сотрудничество и командные качества.

Историографический анализ проблемы коммуникации универсальных учебных действий младших школьников на основе трудов А. Г. Асмолова, И. А. Володарский, О. А. Карабанова и других, дают основание утверждать, что современные коммуникативные универсальные учебные деятельности направлены на коммуникацию как взаимодействие, коммуникацию как кооперацию и коммуникацию как интериорицацию.

Коммуникация как взаимодействие направлена на учет противоположной точки зрения и умение находить компромиссы. Поэтому научить совместным действиям и сотрудничеству крайне важно. Умение убеждать, аргументировать и уступать для достижения совместных целей, равно как умение передавать информацию, служат хорошим способом развития коммуникации и речи.

Еще одним важным (а может и основным) фактором формирования коммуникативных навыков, которая способствует эффективно решать проблему коммуникации является игра. Дети с огромным удовольствием используют игру для отработки не только коммуникативных умений, но и жизненно важных для них проблем.

Подводя итог, проблема коммуникативных качеств личности и их роль в общении и обучении является одной их актуальных задач современного времени и является залогом успешной деятельности и ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка.

Младший школьный возраст является очень важным в формировании не только учебных действий, но и развития коммуникативных навыков, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент моральным, социальным установкам. Необходимо учить задавать вопросы и формулировать ответы, активно слушать, комментировать высказывания, аргументировать свое мнение в группе, проявлять эмпатию.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — № 1(5) — с.104–110.
  3. Носова, К. А. Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников / К. А. Носова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 470–472. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60603/ (дата обращения: 06.02.2023).
  4. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1974. — № 5. — С. 107–114.
  5. Юнг К. Г. Психологические типы.Zwei Schriften Uber Analytische Psychologie — Two Essays on Analytical Psychology—АСТ—2020 — С.224
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, умение, коммуникативное качество личности, общение, эмпатия.


Похожие статьи

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Асриян О. Б. и соавторы рассматривают коммуникативные способности в рамках коммуникативной профессиональной компетентности, представленной когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями личности [1, 2].

Роль эмпатии личности в формировании склонности...

 В статье поднимается проблема влияния эмпатии личности на формирование склонности к затрудненному общению. Приводятся результаты эмпирического исследования роли эмпатии в формирование склонности к затрудненному общению педагогов средних образовательных школ.

Профессиональное общение как составляющая...

- наличием коммуникативных навыков и умений [4].

- коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации)

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И

Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всейжизни.

Роль коммуникативной компетентности...

Коммуникативная компетентность рассматривается, как качество саморазвития личности в

коммуникативная компетентность, поведение, способность, эмпатия, профессиональная

социальный работник, клиент, социальная работа, качество личности, качество, специалист

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и...

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы...

Изучение коммуникативной сферы личности один из предметов исследования в психологии.

Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

Эмпатия является важнейшим условием личностного развития человека.

У 16 % опрошенных высокий уровень коммуникации, 56 % — весьма общительны, у 24...

Понятие коммуникативных способностей в психологии

Коммуникативные способности — это индивидуальные способности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с учащимися, а также установление оптимального взаимоотношения с ними.

Формирование коммуникативной компетенции студентов...

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность

Похожие статьи. Профессиональное общение как составляющая... коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия, поведение, личность студента.

Коммуникативные качества личности и их проявление...

Коммуникативные умения, как и любые другие умения. опираются на способности личности, которые определяются как индивидуально-психические особенности и обеспечивают успех в любой деятельности, в данном случае в общении.

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях

7. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения.

Теоретический анализ проблемы формирования личности...

Ключевые слова: субъект затрудненного общения, затрудненное общение, личность

Л. А. Регуш установила, что положительное влияние на качество общения оказывает умение

субъект затрудненного общения, затрудненное общение, личность, эмпатия, работники сферы обслуживания.

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера.

Похожие статьи

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Асриян О. Б. и соавторы рассматривают коммуникативные способности в рамках коммуникативной профессиональной компетентности, представленной когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями личности [1, 2].

Роль эмпатии личности в формировании склонности...

 В статье поднимается проблема влияния эмпатии личности на формирование склонности к затрудненному общению. Приводятся результаты эмпирического исследования роли эмпатии в формирование склонности к затрудненному общению педагогов средних образовательных школ.

Профессиональное общение как составляющая...

- наличием коммуникативных навыков и умений [4].

- коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации)

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И

Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всейжизни.

Роль коммуникативной компетентности...

Коммуникативная компетентность рассматривается, как качество саморазвития личности в

коммуникативная компетентность, поведение, способность, эмпатия, профессиональная

социальный работник, клиент, социальная работа, качество личности, качество, специалист

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и...

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы...

Изучение коммуникативной сферы личности один из предметов исследования в психологии.

Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

Эмпатия является важнейшим условием личностного развития человека.

У 16 % опрошенных высокий уровень коммуникации, 56 % — весьма общительны, у 24...

Понятие коммуникативных способностей в психологии

Коммуникативные способности — это индивидуальные способности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с учащимися, а также установление оптимального взаимоотношения с ними.

Формирование коммуникативной компетенции студентов...

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность

Похожие статьи. Профессиональное общение как составляющая... коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия, поведение, личность студента.

Коммуникативные качества личности и их проявление...

Коммуникативные умения, как и любые другие умения. опираются на способности личности, которые определяются как индивидуально-психические особенности и обеспечивают успех в любой деятельности, в данном случае в общении.

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях

7. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения.

Теоретический анализ проблемы формирования личности...

Ключевые слова: субъект затрудненного общения, затрудненное общение, личность

Л. А. Регуш установила, что положительное влияние на качество общения оказывает умение

субъект затрудненного общения, затрудненное общение, личность, эмпатия, работники сферы обслуживания.

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера.

Задать вопрос