Методические приемы обучения грамматике на уроках английского языка по ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, А. В. Методические приемы обучения грамматике на уроках английского языка по ФГОС / А. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/453/100037/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается эффективность современных методических приемов обучения грамматике на уроках английского языка. В работе рассматриваются эксплицитный и имплицитный подходы, дедуктивный и индуктивный методы, уделяется внимание фотокарточкам для ассоциативного восприятия и долговременного запоминания новой иностранной информации с использованием нейродидактики.

Ключевые слова: грамматика английского языка, эксплицитный и имплицитный подходы, дедуктивный и индуктивный методы, когнитивное развитие.

Сегодня владение иностранным языком является неотъемлемым инструментом в любой профессии. Современное молодое поколение стремится к быстрому изучению английского языка для возможности восприятия на слух музыкальных воспроизведений, фильмов, общения с представителями другой культуры, понимания англицизмов, чтения иностранной литературы, бизнес целей.

Важно упомянуть, что знание языка невозможно без знания грамматики, ее фундаментальных азов, с помощью которых строится «пласт знаний» для возможности усовершенствовать свои базовые навыки и достигнуть профессиональных знаний.

Методические приемы обучения грамматики на уроках английского языка продолжают интересовать отечественных (Н. А. Жукова [3], В. В. Левченко [4], М. А. Лопатин [5], Н. В. Матвеева [6], О. В. Мещерякова и других), и зарубежных (М. А. Абдуллаева [1], Н. М. Акрамова [2], Г. Г. Бурхонова и других) исследователей, что прослеживается в их трудах. Вышеупомянутые авторы обращают внимание на современную разработку методических приемов или коррекцию устаревших методик, предлагают новые методы в связи с глобализацией, развитием Интернета, появлением современных технологий, что отражается на преподавании английского языка по ФГОС. Далее стоит выделить методические приемы, которые помогут эффективнее изучить грамматику на уроках английского языка, устранить ошибки, снижающие мотивацию к изучению языка и способность понять новый материал для возможности дальнейшего языкового углубления новых знаний. Несмотря на развитие современных технологий сегодня, в рамках образовательной системы, существует не так много методических разработок для осуществления эффективных методических приемов, что и является актуальностью данной работы.

Целью статьи является выявление эффективных методических приемов обучения грамматики на уроках английского языка.

Для эффективного изучения английского языка грамматика должна быть представлена педагогом как увлекательное изложение, с ассоциацией, картинками и практическим применением, нет смысла в заучивании обучающихся, необходимо достигнуть понимания материала и его логического использования в речи [3].

Исследование научных трудов обращает внимание к двум основным подходам в грамматике: эксплицитный и имплицитный. Рассматривая данные подходы, следует отметить объяснение грамматических правил и явлений в эксплицитном подходе, а имплицитный подход отвечает за повторение и заучиванием грамматически верных структур без изучения самих правил.

Детальный теоретический анализ указывает, что фундаментом эксплицитного подхода является индуктивный и дедуктивный методы.

Основа индуктивного метода лежит в формировании грамматического правила или грамматических закономерностей, которые обучающиеся должны сформулировать к концу урока при правильной и эффективной подаче педагогом нового материала.

Что касается дедуктивного метода, то его суть заключается в отработке грамматического правила и новых грамматических структур, связанных с данным правилом на основе предоставленных письменных и коммуникативных упражнений на уроке [5].

Как показывает изучение научных трудов, индуктивный метод является наиболее эффективным методическим приемом для долговременного запоминания грамматики, но в связи с тем, что он построен на когнитивном развитии, педагогу не хватает часов в образовательной программе для применения методических приемов на базе данного метода. Индуктивный метод оказывает влияние на самообразование, что надолго остается в памяти у обучающихся.

Одним из методических приемов, в рамках изучения иностранной грамматики, является методика последовательности, что означает изучение от самого простого к сложному (к примеру: Future Simple-Future Continuous-Future-in-the-Past, Future Present Perfect). Согласно вышеуказанному примеру, педагог объясняет будущее простое время (Future Simple), отрабатывает правило, применение в упражнениях, диалогах и речи, а затем переходит к будущему длительному времени (Future Continuous) и так далее. К такому методического приему относится освоение прямой (Direct Speech) и косвенной речи (Indirect Speech), активного (Active Voice) и пассивного залога (Passive Voice).

Важно подчеркнуть, что методические приемы должны отрабатываться на практических занятиях, что требуют применение нейродидактики, сложной и когнитивной деятельности, что послужит усвоению изученных грамматических правил, решению коммуникативных задач.

К методическим приемам следует отнести ассоциативные карточки в рамках применения нейродидактики и других методик, что оказывает влияние на эффективное запоминание при ассоциации нового слова с фотокарточкой, происходит усвоение на подсознательном уровне [6].

Подводя итоги фрагментарного исследования, необходимо выделить недостаточную разработку учебного материала в рамках использования методических приемов с современными гаджетами, проекторам, Интернет-пространства.

Использование методических приемов обучения грамматики остается актуальной темой наряду с происходящей информатизацией, глобализацией и развитием Интернета. В современных условиях обучения иностранным языкам ведущими подходами признаются коммуникативный и когнитивный подходы.

В связи с существующими методическими приемами, следует выделить последовательность, применение ассоциативных карточек на базе нейродидактики, а так же использование индуктивного и дедуктивного методов с грамматической практической отработкой (упражнения, диалоги, монологи, дискуссии). Изучение иностранной грамматики и эффективность методических приемов вызывают до сих пор неиссякаемый интерес, дискуссии у российских и зарубежных исследователей.

Литература:

  1. Абдуллаева М. А. Функциональная направленность и стратегия формирования грамматической компетенции студентов неязыкового вуза в условиях полилингвального образования / М. А. Абдуллаева. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-napravlennost-i-strategiya-formirovaniya-grammaticheskoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza-v-usloviyah (дата обращения: 08.02.2023)
  2. Акрамова Н. М., Бурхонова Г. Г. Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода / Н. М. Акрамова, Г. Г. Бурхонова. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usovershenstvovanie-inoyazychnoy-grammaticheskoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza-s-pozitsii-kommunikativnogo-podhoda (дата обращения: 08.02.2023)
  3. Жукова Н. А. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза / Н. А. Жукова. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-inoyazychnoy-grammaticheskoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza (дата обращения: 08.02.2023)
  4. Левченко В. В., Мещерякова О. В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза / В. В. Левченко, О. В. Мещерякова. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-formirovaniya-grammaticheskoy-kompetentsii-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannomu-yazyku-bakalavrov (дата обращения: 08.02.2023)
  5. Лопатин М. А. Использование письменной речи в процессе обучения студентов грамматике английского языка / М. А. Лопатин. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pismennoy-rechi-v-protsesse-obucheniya-studentov-grammatike-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 08.02.2023)
  6. Матвеева Н. В. Преемственность в обучении грамматике английского языка в колледже и в вузе / Н. В. Матвеева. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-obuchenii-grammatike-angliyskogo-yazyka-v-kolledzhe-i-v-vuze (дата обращения: 08.02.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, индуктивный метод, прием, дедуктивный метод, имплицитный подход, методический прием обучения грамматики, грамматическое правило, иностранная грамматика, когнитивное развитие, эксплицитный подход.


Ключевые слова

когнитивное развитие, грамматика английского языка, эксплицитный и имплицитный подходы, дедуктивный и индуктивный методы

Похожие статьи

Дедуктивный подход и методы обучения на уроках...

Библиографическое описание: Каленов, А. А. Дедуктивный подход и методы обучения на уроках

 В общепринятом смысле методом обучения можно назвать комплекс приёмов и

Методы дедукции на уроках английского языка используются преимущественно при

Дедуктивный метод входит в категорию эксплицитных подходов к обучению, которые...

Индуктивный метод предъявления нового грамматического...

Ключевые слова: коммуникативное обучение, грамматический навык, индуктивный метод

В 1970-х годах начал зарождаться подход к обучению иностранным языкам, который получил название

Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Ключевые слова: коммуникативный грамматика, индуктивный метод обучения, развитие...

Коммуникативная грамматика английского языка: методы...

Ключевые слова: коммуникативный грамматика, индуктивный метод обучения, развитие

С. 70–75. 3. Финагенова Г.О., Хахалина М.С. Обучение грамматике английского языка в

Коммуникативный подход в преподавании грамматики китайского языка в высших учебных

К сожалению, традиционный подход к обучению грамматики второго иностранного языка...

Оптимизации учебной деятельности по овладению грамматикой...

Говоря о дедуктивных и индуктивных методах обучения грамматике, следует отметить, что до

Именно методы, сформированные в рамках эксплицитного подхода, особенно важны для

В конце ХХ века появилось несколько тенденций к обучению грамматики, которые по сей день

Так, например, последователи метода обучения грамматике в контексте, при котором...

Изучение новой лексики на уроках английского языка...

 Как вы считаете, что важнее при изучении иностранного языка — лексика или

Т. е. без грамматики мало что можно передать, без слов невозможно передать ничего.

Ключевые слова: коммуникативный грамматика, индуктивный метод обучения, развитие языковой

Коммуникативный подход подразумевает обучение студентов лексике, грамматическим...

Интегративно-поэтапный подход к формированию...

Ключевые слова: грамматическая компетенция, когнитивный подход, коммуникативный подход

По своей сути когнитивный подход соотносим с концептуальным подходом. Концептуальный подход к обучению грамматике иностранного языка [5, 6] позволяет

На каждом из этапов используется комбинация подходов, описанных выше, и методов.

Роль грамматических навыков...

Он утверждал: «нет сомнений в том, что эксплицитное или имплицитное знание

Чтобы выяснить какое это имеет методическое значение, обратимся к примеру.

Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку.

4. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов.

Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике...

«Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на

Этот подход предполагает конструирование высказываний на иностранном языке.

А.Н. Щукин предлагает свою классификацию подходов к обучению языку.

Сознательный (когнитивный) подход к обучению базируется на теории стадиальности развития навыков и умений.

Использованию инновационных и когнитивных технологий...

Используя когнитивный подход в обучении иностранному языку мы не только можем

Предлагаемый когнитивный подход в обучении английской грамматике позволяет увидеть, что

Этот метод можно применять как при обучении детей младшего школьного возраста, так и

Кричевская К. С. Когнитивный подход к формированию иноязычных грамматических...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка...

...и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка.

Статья посвящена сравнению и сопоставлению современных подходов к обучению

Общеизвестно, что знание грамматики необходимо для овладения иностранным языком

[1, с.140] Грамматика английского языка существенно отличается от грамматики русского...

Похожие статьи

Дедуктивный подход и методы обучения на уроках...

Библиографическое описание: Каленов, А. А. Дедуктивный подход и методы обучения на уроках

 В общепринятом смысле методом обучения можно назвать комплекс приёмов и

Методы дедукции на уроках английского языка используются преимущественно при

Дедуктивный метод входит в категорию эксплицитных подходов к обучению, которые...

Индуктивный метод предъявления нового грамматического...

Ключевые слова: коммуникативное обучение, грамматический навык, индуктивный метод

В 1970-х годах начал зарождаться подход к обучению иностранным языкам, который получил название

Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Ключевые слова: коммуникативный грамматика, индуктивный метод обучения, развитие...

Коммуникативная грамматика английского языка: методы...

Ключевые слова: коммуникативный грамматика, индуктивный метод обучения, развитие

С. 70–75. 3. Финагенова Г.О., Хахалина М.С. Обучение грамматике английского языка в

Коммуникативный подход в преподавании грамматики китайского языка в высших учебных

К сожалению, традиционный подход к обучению грамматики второго иностранного языка...

Оптимизации учебной деятельности по овладению грамматикой...

Говоря о дедуктивных и индуктивных методах обучения грамматике, следует отметить, что до

Именно методы, сформированные в рамках эксплицитного подхода, особенно важны для

В конце ХХ века появилось несколько тенденций к обучению грамматики, которые по сей день

Так, например, последователи метода обучения грамматике в контексте, при котором...

Изучение новой лексики на уроках английского языка...

 Как вы считаете, что важнее при изучении иностранного языка — лексика или

Т. е. без грамматики мало что можно передать, без слов невозможно передать ничего.

Ключевые слова: коммуникативный грамматика, индуктивный метод обучения, развитие языковой

Коммуникативный подход подразумевает обучение студентов лексике, грамматическим...

Интегративно-поэтапный подход к формированию...

Ключевые слова: грамматическая компетенция, когнитивный подход, коммуникативный подход

По своей сути когнитивный подход соотносим с концептуальным подходом. Концептуальный подход к обучению грамматике иностранного языка [5, 6] позволяет

На каждом из этапов используется комбинация подходов, описанных выше, и методов.

Роль грамматических навыков...

Он утверждал: «нет сомнений в том, что эксплицитное или имплицитное знание

Чтобы выяснить какое это имеет методическое значение, обратимся к примеру.

Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку.

4. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов.

Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике...

«Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на

Этот подход предполагает конструирование высказываний на иностранном языке.

А.Н. Щукин предлагает свою классификацию подходов к обучению языку.

Сознательный (когнитивный) подход к обучению базируется на теории стадиальности развития навыков и умений.

Использованию инновационных и когнитивных технологий...

Используя когнитивный подход в обучении иностранному языку мы не только можем

Предлагаемый когнитивный подход в обучении английской грамматике позволяет увидеть, что

Этот метод можно применять как при обучении детей младшего школьного возраста, так и

Кричевская К. С. Когнитивный подход к формированию иноязычных грамматических...

Современные подходы в обучении грамматике неродного языка...

...и сопоставлению своевременных подходов к обучению грамматике неродного языка.

Статья посвящена сравнению и сопоставлению современных подходов к обучению

Общеизвестно, что знание грамматики необходимо для овладения иностранным языком

[1, с.140] Грамматика английского языка существенно отличается от грамматики русского...

Задать вопрос