Настоящее и будущее дистанционного обучения. Подходы и технологии в создании онлайн-обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Таранов, Н. П. Настоящее и будущее дистанционного обучения. Подходы и технологии в создании онлайн-обучения / Н. П. Таранов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99758/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается настоящее дистанционного обучения и перспективы его развития. Описаны перспективные направления в создании дистанционного обучения и актуальность их применения.

Ключевые слова: дистанционного обучение, образование, будущее технологий, студенты, виртуальная реальность в обучении, геймификация обучения.

Кризисы последних лет, нашумевшие во многих сферах деятельности человека, потребовали также и экстренных мер в сфере дистанционного образования и обучения. Это позволило максимально эффективно собрать и применить технологии, которые до этого считались невыгодными, неиспользуемыми и неактуальными. Однако традиционные образовательные организации оказались неспособны к быстрому переходу в новую реальность, что показало слабые стороны устоявшегося подхода и, соответственно, пути к их решению

Сфера дистанционного образования находится на стыке технологий и образования, и в будущем она может претерпевать значительные изменения, поскольку каждый год появляются всё новые инструменты, позволяющие облегчить труд создателей такого формата обучения и максимально визуализировать контент, сделать его понятным и комфортным для понимания.

Прогнозы крупнейших платформ по онлайн обучению таковы, что дистанционное образование станет еще более доступным в удаленных регионах, более динамичным, а подходы обучения сдвинутся с группы лиц на личность. Развитие интернет-технологий и мобильных устройств уже позволяет студентам обучаться и взаимодействовать с преподавателями и сверстниками в любое время и из любой точки мира, что сильно экономит время и финансы. Такой подход был невообразим ещё каких-то десять лет назад, а сейчас это новая реальность.

Из всего разнообразия технологий, можно выделить следующие ключевые направления развития:

– Виртуальная реальность — возможности виртуальной и дополненной реальности будут играть важную роль в дистанционном образовании будущего. Это позволит студентам получить более эффективное, интерактивное и понятное образование, включая виртуальные лаборатории, умные тренажеры, практические тренинги и симуляции реальных ситуаций.

– Фокус на личностном обучении. Также в будущем, дистанционное образование может стать более личностным, используя инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения для создания индивидуализированных образовательных планов и оценки успеваемости. Уже сейчас искусственный интеллект способен подобрать индивидуальный план по обучению, помочь в правильной организации учебного времени.

– Совмещение «онлайн» и «офлайн» обучения. Будущее дистанционного образования будет сочетать в себе «онлайн» и «офлайн» компоненты, предлагая студентам более гибкие и многосторонние возможности обучения. Такой подход позволит студентам удобно учиться в «онлайн» режиме, и в какой-то момент встречаться в реальной жизни. Это дополнительно будет развивать навыки социализации, эмпатии и деловой коммуникации, которые сейчас называют модным словосочетанием «soft skills».

– Геймификация обучения — создание образовательного контента с привязкой к игровым механикам, проходя которые человек соотносит себя с персонажами видеоигр и достигает поставленных целей. Данный подход позволяет улучшить вовлеченность индивида и его мотивацию к обучению, за счет превращения чуть ли всего образовательного контента в игру. Конечно, данный подход раньше был применим только в обучении детей дошкольного и школьного возраста, но благодаря стремительному проникновению игр в жизни и масс-медиа, взрослению тех самых вчерашних школьников.

Однако, необходимо отметить, что дистанционное образование не может заменить полноценное образование в социальной группе и некоторые критики считают, что оно не может дать такой же эффект как очное обучение и не может заменить общение в живой группе. Но в зависимости от ситуации и индивидуальных потребностей, дистанционное образование может предоставить множество преимуществ, таких как доступность для тех, кто живет в отдаленных районах, или для тех, кто не может оставить свою работу или семью, людям с ограниченными возможностями. Оно также может помочь людям в любом возрасте и в любом социальном статусе продолжать обучение и развивать свои навыки в течение всей жизни, без отрыва от насущных дел.

Также параллельно развивается система онлайн-сертификации, чтобы облегчить процесс проверки и подтверждения квалификации для студентов. Университеты вводят единые стандарты для специальностей, специализированные экзамены для подтверждения квалификации (а некоторые сертификаты действуют даже в международном поле).

В целом, будущее дистанционного образования выглядит достаточно обещающим, предлагая всё большие возможности для обучения и развития навыков для людей по всему миру, людей с инвалидностью, людей с закрытым типом личности и т. д. Однако, важно будет отметить, что дистанционное образование не заменит все преимущества обучения в живом формате и общения с другими студентами и преподавателями. Так что в будущем, дистанционное образование может использоваться как солидное дополнение к традиционному образованию, но не его замена.

В будущем мы также можем ожидать развития технологий, которые позволят дистанционному образованию более точечно соответствовать обучению в группе людей. Например, виртуальная и дополненная реальность уже позволяет практически «вживую» изучать концепции и материалы, строительные и технологические процессы, симуляции различных ситуаций, что было бы сложно достичь при использовании только текста и изображений. Также можно ожидать развития инструментов для онлайн-коллаборации, которые позволят студентам лучше взаимодействовать и общаться друг с другом, даже если они находятся в разных частях мира.

В целом, дистанционное образование имеет большой потенциал для развития и расширения доступа к образованию для людей по всему миру. Но необходимо развивать и улучшать технологии и методы дистанционного обучения, чтобы обеспечить качество образования, не уступающее традиционному образованию в классе. Это также включает в себя развитие новых форм оценки и аккредитации, которые могут быть специфическими для дистанционного образования. Также необходимо отслеживать тренды и применять эти новые технологии на практике.

Некоторые прогнозы говорят, что в будущем дистанционное образование будет играть все более важную роль в образовании и станет доступным для огромного количества людей. Глобальный прирост населения Земли составляет около 75 миллионов, или 1.1 % в год. По этому показателю можно понять, что ежегодно нагрузка на традиционные университеты увеличивается, что приводит к увеличению издержек, а от учебного заведения более эффективного распределения трудовых и материальных ресурсов. Такой вид обучения может помочь решить проблемы доступности образования в отдаленных и труднодоступных регионах или странах с низким уровнем жизни, позволит частично разгрузить транспортные и социальные структуры, а также помочь людям изучать новые навыки и повышать квалификацию в течение всей своей жизни.

Литература:

  1. РБК Тренды. Журнал «Списать не получится» // Выпуск РБК № 9, (158) 2020.
  2. Rafael Reif. A decade of global learning // Massachusetts Institute of Technology 15.12.2022.
  3. Гафурова, Х. Ш. Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля / Х. Ш. Гафурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 245–247. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80185/ (дата обращения: 03.02.2023).
  4. Жукова, Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е. А. Жукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 18–20. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43431/ (дата обращения: 03.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, обучение, будущее, дистанционное обучение, студент, Виртуальная реальность, искусственный интеллект, образовательный контент, подтверждение квалификации, традиционное образование.


Ключевые слова

студенты, образование, дистанционного обучение, будущее технологий, виртуальная реальность в обучении, геймификация обучения

Похожие статьи

Использование информационных технологий при обучении...

Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы

дистанционное обучение, образование, электронная информационно-образовательная среда

Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования.

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта...

Организация дистанционного обучения в формате...

 Обучение — это возбуждение воображения школьников, открытие двери для будущих

Также данные технологии делают обучение доступным для детей с ОВЗ, а дистанционные

Существуют способы, с помощью которых VR может оказывать влияние на обучение.

Организация учебного виртуального образовательного пространства подразумевает.

Перспективы дистанционного образования | Статья в журнале...

Интернет-обучение необязательно предполагает удаленность преподавателя и студентов.

и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные

Дистанционное обучение сегодня имеет как свои плюсы так и свои минусы.

- В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме.

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Одной из технологий обучения в системе высшего образования, способной решить проблемы, связанные с различными ограничениями, и увеличить количество потребителей образовательных услуг, является дистанционное обучение (ДО).

Организация дистанционного обучения в современной...

Одним из новых образовательных стандартов становится дистанционное образование.

При сравнении дистанционного обучения с традиционным результаты показывают, что

Особенности дистанционного обучения в системе образования.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия...

Анализ понятий «дистанционное образование»...

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, дистанционное

Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый

В 1982 г. дистанционное обучение было признано в Канаде на официальном уровне.

В начале 90-х годов более 1100 студентов участвовали в дистанционном обучении по программе...

Методы дистанционного обучения | Статья в журнале...

Дистанционное обучение делится на две основные категории

Асинхронное дистанционное обучение, где студенты получают кластеры еженедельных крайних сроков.

Гибкость асинхронного обучения позволяет им создавать и потреблять контент, когда им это удобно, а учебные

Студенты, которые ценят самостоятельное обучение, преуспевают в этом формате.

Возможности электронного обучения в непрерывном образовании

Электронное обучение способствует развитию учебной автономии студентов. Очень часто учебная автономия приравнивается исследователями к умению учиться, к наличию у человека потребности к самообразованию, что особенно ценно в контексте непрерывного обучения.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.

Похожие статьи

Использование информационных технологий при обучении...

Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы

дистанционное обучение, образование, электронная информационно-образовательная среда

Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования.

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта...

Организация дистанционного обучения в формате...

 Обучение — это возбуждение воображения школьников, открытие двери для будущих

Также данные технологии делают обучение доступным для детей с ОВЗ, а дистанционные

Существуют способы, с помощью которых VR может оказывать влияние на обучение.

Организация учебного виртуального образовательного пространства подразумевает.

Перспективы дистанционного образования | Статья в журнале...

Интернет-обучение необязательно предполагает удаленность преподавателя и студентов.

и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные

Дистанционное обучение сегодня имеет как свои плюсы так и свои минусы.

- В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме.

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Одной из технологий обучения в системе высшего образования, способной решить проблемы, связанные с различными ограничениями, и увеличить количество потребителей образовательных услуг, является дистанционное обучение (ДО).

Организация дистанционного обучения в современной...

Одним из новых образовательных стандартов становится дистанционное образование.

При сравнении дистанционного обучения с традиционным результаты показывают, что

Особенности дистанционного обучения в системе образования.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия...

Анализ понятий «дистанционное образование»...

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, дистанционное

Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый

В 1982 г. дистанционное обучение было признано в Канаде на официальном уровне.

В начале 90-х годов более 1100 студентов участвовали в дистанционном обучении по программе...

Методы дистанционного обучения | Статья в журнале...

Дистанционное обучение делится на две основные категории

Асинхронное дистанционное обучение, где студенты получают кластеры еженедельных крайних сроков.

Гибкость асинхронного обучения позволяет им создавать и потреблять контент, когда им это удобно, а учебные

Студенты, которые ценят самостоятельное обучение, преуспевают в этом формате.

Возможности электронного обучения в непрерывном образовании

Электронное обучение способствует развитию учебной автономии студентов. Очень часто учебная автономия приравнивается исследователями к умению учиться, к наличию у человека потребности к самообразованию, что особенно ценно в контексте непрерывного обучения.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.

Задать вопрос