Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками

Педагогика
18.01.2023
222
Поделиться
Библиографическое описание
Абдуллаева, Р. Р. Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками / Р. Р. Абдуллаева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 225-226. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99050/.


В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: подвижная игра, воспитание, взаимоотношения, функции игры.

Особенностью общего образа жизни старших дошкольников является постоянно растущая потребность в самостоятельности в поведении, организации и деятельности. Организованность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в знании правил, способности следовать общим правилам и требованиям группы, готовности работать вместе для достижения общих целей, координации своего поведения и взаимно согласованном распределении обязанностей. Организационное поведение помогает детям из разных части класса детского сада найти свое место и прояснить свою роль в группе, а также благоприятствует целенаправленному поведению детей.

Игра — самый важный вид деятельности в детстве, поэтому она играет важную роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личностных, моральных и спонтанных качеств детей дошкольного возраста, и через игру они могут реализовать свою потребность влиять на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это большое светящееся окно, через которое психический мир ребенка излучает живые идеи и мысли об окружающем мире». Игра является самым важным видом деятельности в раннем детстве и поэтому играет важную роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личностных, моральных и спонтанных качеств маленьких детей и помогает им осознать свою потребность влиять на мир через игру. Советский педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это большое светящееся окно, через которое мир души ребенка излучает живые идеи и мысли об окружающем мире». Игра — это искра любопытства и любознательности» [1]. Ф. Лесгафт, основатель российской системы физического воспитания, также придавал большое значение игре. Определяя игру как упражнение для подготовки детей к жизни, Ф. Лесгафт писал, что «игра движением — это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий в связи с правилами, обязательными для всех играющих» [2]. В нем говорится: «Игра — это физическая активность, которая готовит детей к жизни», по мнению Э. Я. Степаненковой, «подвижная игра — это форма отдыха, развлечения, тренировки и развития умственных и физических сил, также это относительно самостоятельная деятельность детей, удовлетворяющая их потребности [3]. В. Шмонина считает, что «игра на свежем воздухе — это средство пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития навыков мышления и приобретения ценных нравственных и спонтанных качеств», часто хорошо подобранная и направленная игра является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста. Сила влияния игры на целостное развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе, энтузиазме, способности к большим усилиям и высокой работоспособности, которые дети испытывают в игре.

Я. А. Коменский считает, что воспитательное значение игр и развитие физических упражнений помогает детям развивать целостность, порядок в группе. Т. С. Блощицына уделяет внимание проблеме формирования детских взаимоотношений и основывает ее на участии детей в играх на свежем воздухе. Проанализировав объективную структуру таких игр, автор классифицирует типы игр на три категории: игры со структурой, в которой доминирует индивидуальное поведение участников, где приоритетом является следование правилам; игры, в которых несколько участников должны объединиться для выполнения совместных действий; и игры, в которых существуют и соревнуются противоположные стороны. В документе описывается методика, направленная на то, чтобы помочь детям развить представления о согласовании интересов, взаимопонимании, ведущем к успеху, ответственности за правильность поведения каждого игрока по отношению к «команде», необходимости взаимной поддержки, чуткости и отзывчивости по отношению к сверстникам.

Таким образом, игра является средством социализации детей. Для детей игра — это как разговор со взрослыми. Игра способствует самореализации ребенка. Игра обеспечивает физическое, эмоциональное и социальное пространство для детей. Он включает в себя комплекс «Я«, в том числе самовыражение, саморегуляцию, самоопределение и самоисцеление. Функция общения: игра невозможна без общения, которое является основным источником энергии. Она объединяет молодых и пожилых людей и помогает им найти общий язык. Она учит их ладить друг с другом, отпускать, слушать своих друзей, продолжать вести себя, помогать, уважать существующие правила и собственные желания и является прообразом групповой деятельности. Дети учатся понимать и уважать других и справляться с препятствиями. Они проявляют интерес к игре, потому что если вы не будете следовать правилам, вас не пригласят в следующий раз. Существует два типа отношений. Есть соревновательный тип — между командами партнеров с противоположными целями (один выигрывает, другой проигрывает), а есть истинное сотрудничество между членами одной команды. Такое сотрудничество позволяет детям выйти за пределы ситуации и проанализировать ее, как если бы они смотрели на нее со стороны. Например, предположим, что дети играют в мяч. Дети бегут, чтобы не пострадать, но они также должны заботиться о своих друзьях. Игра может помочь детям диагностировать свои сильные стороны, способности и индивидуальность. Другими словами, игра побуждает детей к самопознанию. Игра часто используется педагогом для гармонизации психологического развития ребенка, предупреждения отклонений и разрешения конфликтов, которые неизбежно возникают в психике ребенка, пока они не переросли в устоявшиеся комплексы. Игра — это как спасательная шлюпка, которая защищает хрупкую психику ребенка от сильных переживаний повседневной жизни. Дети интуитивно используют игру в качестве психотерапии для снятия страха, стресса, эмоционального и интеллектуального напряжения. Дети не только играют, но и рассказывают нам, что им нравится, что их беспокоит, какие переживания или проблемы требуют быстрого решения. Во время игр дети используют громкие звуки, смех, приседания, резкие движения и быструю ходьбу. Ребенок не устает от игры. Они счастливы и расслаблены. Игра помогает выработать защитные механизмы, сильную ментальную и эмоциональную разрядку и, следовательно, положительные эмоции. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и счастливее будет его мир и тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни. Азарт игры вызывает уникальное физиологическое состояние во всем теле ребенка и приводит к спортивным достижениям, которые не могут быть достигнуты ни в какой другой ситуации, кроме игры.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сухомлинский В. А. // Москва: Политическая литература, 1982. С. 270.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П. Ф. // Либроком, 2010. С. 216.
  3. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова //. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2009. С. 60.
  4. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание, 2011. № 8. С. 40–44.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подвижная игра
воспитание
взаимоотношения
функции игры
Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 225-226):
Часть 4 (стр. 225-299)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 225-226стр. 299

Молодой учёный