Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Марейченко, М. А. Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом / М. А. Марейченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98973/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки и эмоционально-волевая сфера.

Ключевые слова: психолого-педагогическая характеристика, психологические особенности, кохлеарная имплантация, дети с кохлеарным имплантом.

Конец 1990-х годов знаменуется появлением возможности улучшить слух глухих детей с помощью операции по кохлеарной имплантации (КИ). Знание психолого-педагогических особенностей прооперированного ребенка является необходимым условием для построения эффективного коррекционного процесса в образовательных организациях.

М. Е. Баулина в своем исследовании делает вывод о том, что у детей с кохлеарным имплантом (КИ) на успешность усвоения школьных предметов не только недостатки речи или слухового восприятия могут оказывать негативное влияние, но и нарушения других высших психических функций [1, с. 706].

И. В. Королева отмечает, что большинство детей с нарушениями слуха, в том числе и дети с КИ, отстают от нормально слышащих сверстников в развитии даже двигательных и зрительных навыков. Многие из них плохо двигаются, а те кто, на первый взгляд, очень подвижны, на самом деле не могут выполнять точные движения, испытывают выраженные трудности при выполнении последовательности движений, у них проблемы с координацией любых движений и, особенно, тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой быструю и тонко координированную последовательность движений разных органов.

Все эти нарушения автор связывает с наличием у многих глухих детей поражения мозга той или иной степени, в том числе и его двигательных центров вследствие различных факторов (патологии беременности и родов, перенесенных нейроинфекций и пр.). К тому же при глухоте повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ним орган равновесия, что обусловливает возникновение нарушений равновесия у таких детей. А это, в свою очередь, оказывают негативное воздействие на развитие общей двигательной активности и координации у ребенка [4, с. 462].

Сохранность процессов зрительного восприятия сочетается с нормотипичным состоянием и зрительного внимания, благодаря чему отмечается высокий уровень компенсаторных возможностей у детей с КИ при выполнении невербальных заданий.

Зрительное восприятие в сочетании с сохранным зрительным вниманием обеспечивает высокий уровень компенсаторных возможностей детям с КИ при выполнении невербальных заданий. Большинство специалистов сходится во мнении, что результаты имплантированных школьников не отличаются от достижений слышащих сверстников.

В работе А. Гирс, Й. Чженг, Р. Кэсье и др. были сделаны выводы о недостатках восприятия речи у детей с КИ при разговоре с несколькими лицами в случае, если реплики не относятся непосредственно к ним [12].

Дети с КИ являются более успешными в освоении учебной программы по сравнению с глухими детьми, но в то же время они продолжают отставать от уровня их слышащих сверстников. Это подтверждает исследование успеваемости шотландских школьников с помощью Шотландского национального теста. В результате был обнаружен разрыв в успеваемости между учениками с КИ и их слышащими одноклассниками [15].

Особенности умственной работоспособности обучающихся с КИ зависит в большей степени от наличия сопутствующих заболеваний, нежели от факта проведения операции. Это отражается на нейродинамических процессах. Их снижение значительно влияет на становление процессов памяти и внимания [9; 14].

И. В. Королева также отмечает, что дети с КИ, имеющие сопутствующие психические нарушения, которые могут быть связаны с патологией нервной системы, задержкой психического развития (ЗПР), незрелостью эмоционально-волевых процессов, педагогической запущенностью, нуждаются в обязательных занятиях с психологом по развитию мышления, эмоционально-волевых качеств, навыков общения, учебных навыков и прочих психических функций. Это связано с тем, что несформированность этих навыков тормозит развитие слуха, понимания речи и устной речи у ребенка.

К тому же автор рекомендует посещать занятия с психологом во взаимодействии с занятиями других специалистов не только при наличии сопутствующих нарушений, но и всем детям с КИ, т. к. в таком случае они быстрее усваивают необходимые навыки (понимание речи, говорение) и достигают уровня развития своих сверстников [4, с. 473].

В публикациях Ю. И. Михалиной, И. В. Евтушенко, рассматриваются трудности, связанные с процессами обобщения [6, с. 640]. В. О. Казицева также отмечает недостатки процессов обобщения в рамках изучения понятийного мышления у детей с КИ. Автор сделал вывод о нарушении и процессов синтеза вследствие нарушения речевой деятельности [2, с. 336].

В исследовании А. Эдвардса и др. обследуемые с КИ не справились с геометрическими задачами лучше, чем с арифметическими. Таким образом, подчеркивается влияние низкого словарного запаса и трудностей понимания абстрактных понятий на способность к правильному выполнению задач даже в случаях, когда предусмотрена зрительная опора [8].

Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова указывают на то, что уровень сформированности речи и коммуникативных навыков обучающихся после кохлеарной имплантации соответствует низкому уровню. Речевой слух и связная речь также не сформированы. Обучающиеся не стремятся к налаживанию контактов друг с другом, в то же время слышащие сверстники не хотят взаимодействовать с такими детьми. Дети с КИ безынициативны в общении, принимают участие в нем только при активности других людей.

После кохлеарной имплантации дети поначалу оказываются в «коммуникационном вакууме»: любая стимуляция к речевой активности вызывает у них негативные эмоции. Включение таких обучающихся во внеурочную деятельность является важным аспектом, который способствует накоплению социального опыта.

Авторы приходят к выводу о том, что создание всех необходимых условий для формирования речевого поведения и организация практики речевого общения у обучающихся с КИ дает положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. Дети постепенно начинают проявлять больше речевой активности, стремление к речевой деятельности. Желание общаться посредством речи также становится выраженнее. Для проявлений коммуникации характерны короткие восклицания, звуковые попытки сказать слово, назвать предмет [3, c. 24–25].

А. С. Люкина выявила, что обучающиеся с КИ даже при овладении в определенной степени коммуникативными умениями применяют их в индивидуальном взаимодействии в специально организованных условиях, но на фронтальных занятиях (уроках) практически ими не пользуются или пользуются значительно реже [5, с. 110].

Л. Кетелаар и др. определили, что проявление моральных эмоций детям с КИ свойственно в меньшей мере, чем их слышащим сверстникам. Выражение стыда и вины тоже имеет низкую интенсивность у прооперированных детей, для них меньше характерно чувство гордости. У таких детей отмечается недостаточное понимание, что от них ожидают со стороны морального поведения в определенных ситуациях.

Отмечается положительная взаимосвязь возраста ребенка с КИ и его моральных эмоций, что может говорить о таких же закономерностях становления моральных качеств, как и у слышащих сверстников. Однако отличается скорость их становления, то есть оно проходит с задержкой [10].

Т. Мост, С. Ингбер, Е. Хелед-Ариам в результате проведенного исследования делают вывод о том, что распознавание мимики у детей с КИ сформировано на более низком уровне по сравнению со слышашими. Их способность различать интонации в устной речи также отстает от показателей детей с нормальным слухом [13].

Л. Кетелаар, С. Рифф и др. выявили зависимость поведенческих проблем от количества установленных КИ. Таким образом, детям с двумя КИ свойственно более спокойное поведение, а также они более эмпатичны и социально компетентны [11].

Вследствие того, что наличие двух КИ повышает слуховые возможности детей, у них происходит более быстрое развитие понимания речи, накопление словаря и достигается более высокий вербальный интеллект, по сравнению со сверстниками с одним КИ.

Это делает возможным развитие и совершенствование коммуникативных навыков, облегчает социальное обучение, улучшает эмоциональную саморегуляцию, что оказывает положительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы детей в целом [7].

Таким образом, у детей с кохлеарным имплантом наблюдаются особенности слухового восприятия, внимания, понятийного мышления, с разных сторон рассмотрены отличительные черты эмоционально-волевой сферы обучающихся, коммуникативных способностей.

Литература:

  1. Баулина, Е. М. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации / Е. М. Баулина — Текст: непосредственный // Интеграция образования. — 2018. — № 4. — С. 696–711.
  2. Казицева, В. О. Изучение особенностей понятийного мышления у детей после кохлеарной имплантации / В. О. Казицева. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 12. — С. 334–337.
  3. Кобрина, Л. М. Формирование речевой коммуникации детей с кохлеарными имплантатами в условиях специальной школы-интерната / Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2017. — С. 16–26.
  4. Королева, И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. — СПб.: КАРО, 2016. — 872 c. — Текст: непосредственный.
  5. Люкина, А. С. Владение школьниками с кохлеарными имплантами коммуникативными умениями на уроках и при индивидуальном выполнении заданий / А. С. Люкина. — Текст: непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 107–112.
  6. Михалина, Ю. И. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения / Ю. И. Михалина, И. В. Евтушенко. — Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4. — С. 639–642.
  7. Boerrigter, M. Frequencies of Behavioral Problems Reported by Parents and Teachers of Hearing-Impaired Children With Cochlear Implants / M. Boerrigter. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31379656/ (дата обращения: 10.01.2023).
  8. Edwards, A. The mathematical abilities of children with cochlear implants / A. Edwards. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22373037/ (дата обращения: 13.01.2023).
  9. Impact of early intervention on comprehensive language and academic achievement in Japanese hearing-impaired children with cochlear implants. / A. Sugaya. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26496864/ (дата обращения: 11.01.2023).
  10. Ketelaar, L. Preliminary findings on associations between moral emotions and social behavior in young children with normal hearing and with cochlear implants / L. Ketelaar. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25700827/ (дата обращения: 13.01.2023).
  11. Ketelaar, L. Social competence and empathy in young children with cochlear implants and with normal hearing / L. Ketelaar. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22996702/ (дата обращения: 10.01.2023).
  12. Long-term outcomes of cochlear implantation in the preschool years: from elementary grades to high school / A. Geers. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19012109/ (дата обращения: 13.01.2023).
  13. Most, T. Social competence, sense of loneliness, and speech intelligibility of young children with hearing loss in individual inclusion and group inclusion / T. Most. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22186369/ (дата обращения: 11.01.2023).
  14. Punch, R. Children with cochlear implants in Australia: educational settings, supports, and outcomes / R. Punch. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20525801/ (дата обращения: 11.01.2023).
  15. Thoutenhoofd, E. Cochlear implanted pupils in Scottish schools: 4-year school attainment data (2000–2004) / E. Thoutenhoofd. — Текст: электронный // Pubmed: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16452610/ (дата обращения: 13.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, устная речь, высокий уровень, зрительное восприятие, понятийное мышление, речевая активность, речевая деятельность, речевой слух, слуховое восприятие.


Похожие статьи

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Уровни развития речевой активности детей собщим недоразвитием речи, обобщенные спомощью

85 % детей с ОНР имеют низкий уровень развития речевой активности.

Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.

Чтобы ребенок, с общим недоразвитием речи, имел высокий уровень психологической.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Самые высокие по уровню речевые зоны мозга, отвечают за речевые смыслы и символы.

Это означает, что одни виды речевой деятельности зависят от других.

письменная речь, письмо, устная речь, мысль, процесс письма, развитие, ребенок, слово.

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Яхина, М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / М. Т. Яхина.

Так, было обнаружено, что дети с нарушением речевого развития испытывают трудности восприятия быстро

Высокий уровень зрительного восприятия – 4,5 – 6 баллов. Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

устная речь, слуховое восприятие, речевой слух, специальное обучение, развитие

устная речь, ребенок, обследование речи глухих детей, речевой материал, словесное ударение, слово

Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи. Она расширила и уточнила вопросы развития речи детей с нарушенным слухом в семье.

Значение фонематического слуха в формировании устной...

Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка улучшается, он начинает

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР

Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учиться

Анализ устной речи обучающихся с ЗПР показал, что она соответствует потребностям для

Слуховое восприятие звуков ставит правильное произношение, а точная артикуляция, способствует

Не высокая познавательная активность учащихся с ЗПР приводит к тому, что они очень отстают...

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

В связи с чем возникла проблема обучения детей с речевыми нарушениями.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Т. А. Алтухова выделяет следующие особенности читательской деятельности у детей с нарушениями речи

Ребенок с ОНР в отличие от сверстника с развитием в норме, в первом классе ещё не готов к...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном...

[3, с.7] Дети с нарушениями слуха имеют особенности познавательной деятельности — недоразвитие

Устная и письменная речь детей с нарушениями слуха аграмматична.

-развитие речевого слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого.

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука...

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слуховое восприятие.

Развитие ребёнка на сегодняшний день осуществляется за счёт зрительного восприятия.

Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой [3].

Выделяют несколько условий для успешного формирования слухового восприятия

Похожие статьи

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Уровни развития речевой активности детей собщим недоразвитием речи, обобщенные спомощью

85 % детей с ОНР имеют низкий уровень развития речевой активности.

Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.

Чтобы ребенок, с общим недоразвитием речи, имел высокий уровень психологической.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Самые высокие по уровню речевые зоны мозга, отвечают за речевые смыслы и символы.

Это означает, что одни виды речевой деятельности зависят от других.

письменная речь, письмо, устная речь, мысль, процесс письма, развитие, ребенок, слово.

ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Яхина, М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / М. Т. Яхина.

Так, было обнаружено, что дети с нарушением речевого развития испытывают трудности восприятия быстро

Высокий уровень зрительного восприятия – 4,5 – 6 баллов. Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

устная речь, слуховое восприятие, речевой слух, специальное обучение, развитие

устная речь, ребенок, обследование речи глухих детей, речевой материал, словесное ударение, слово

Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи. Она расширила и уточнила вопросы развития речи детей с нарушенным слухом в семье.

Значение фонематического слуха в формировании устной...

Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка улучшается, он начинает

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР

Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учиться

Анализ устной речи обучающихся с ЗПР показал, что она соответствует потребностям для

Слуховое восприятие звуков ставит правильное произношение, а точная артикуляция, способствует

Не высокая познавательная активность учащихся с ЗПР приводит к тому, что они очень отстают...

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

В связи с чем возникла проблема обучения детей с речевыми нарушениями.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Т. А. Алтухова выделяет следующие особенности читательской деятельности у детей с нарушениями речи

Ребенок с ОНР в отличие от сверстника с развитием в норме, в первом классе ещё не готов к...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном...

[3, с.7] Дети с нарушениями слуха имеют особенности познавательной деятельности — недоразвитие

Устная и письменная речь детей с нарушениями слуха аграмматична.

-развитие речевого слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого.

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука...

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слуховое восприятие.

Развитие ребёнка на сегодняшний день осуществляется за счёт зрительного восприятия.

Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой [3].

Выделяют несколько условий для успешного формирования слухового восприятия

Задать вопрос