Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Некрасов, Р. В. Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры / Р. В. Некрасов, А. В. Пименова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98962/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повествовательно-смысловых аспектов.

Ключевые слова: гравюра на картоне, печатная графика, эстамп, этнокультурные образы.

Изобразительное искусство всегда являлось важной частью духовной жизни людей. На протяжении всей эволюции человечества, в разных частях земного света рождались и совершенствовались все новые формы воспроизведения художественных образов. Сегодня лидирующую позицию в авангарде современного искусства занимает цифровой формат. В то же время, классические печатные технологии с исключительным графическим языком, присущими им проектно-технологическими особенностями аранжировки художественных материалов и средств открывают широкую магистраль возможностей для воплощения уникальных художественно-образных замыслов творца.

Особую нишу в широком спектре искусства печатной графики занимает гравюра на картоне, художественное явление, на наш взгляд, обладающее значительным потенциалом технологических ресурсов, позволяющих ощутимо обогатить духовные и эмпирические силы художника, в том числе, способствовать успешной самореализации учащихся художественных вузов. Художник-график Л. Н. Зорин отмечает, что: «Технология гравюры на картоне — искусство практическое, и многие приемы и рецепты очень личные. Конечно, начинать заниматься этой техникой лучше под руководством, но поняв процесс, свой путь надо искать самому» [3, с. 3].

Исходя из нашего практического опыта, следует подчеркнуть, что плодотворное творческое развитие стимулируют удивительные характеристики обозначенной технологии. Гравюра на картоне позволяет создавать графические оттиски — эстампы двух видов: высокой и глубокой печати, при этом, в одной разработке можно сочетать обе технологии. Технологии дают разнообразную палитру для творческих экспериментов в черно-белой и цветной гравюре. Как правило, изображение воспроизводится благодаря трем основным тоновым градациям: гравированные области картонной печатной формы — клише (дают условно, черный тон), нетронутые области поверхности формы (дают условно, серый тон) и проклеенные области клише (дают условно, белый тон). Возможность получать с одной печатной формы целую серию разнохарактерных по визуальным эффектам эстампов (тираж). Особая магия кроется и за волшебной тканью непредсказуемости воспроизведения, другими словами, процесса проявления изображения на том или ином материале, чаще на акварельной или офортной бумаге. Результат, в большинстве случаев, чудесным образом отличается от ожиданий, а каждый новый оттиск имеет отличительные художественно-графические характеристики. На разнообразие изобразительных вариаций влияют манера нанесения типографской краски, способы снятия краски с формы перед печатью, свойства картона, приемы смешения красок.

В контексте нашей темы следует рассмотреть некоторые особенности графической интерпретации этнокультурных образов на примере учебных работ, исполненных в технике гравюра на картоне (глубокая печать). На рис. 1 представлена графическая композиция на тему: «Шуштӧм». Разработка тематической композиции основывалась на комплексе субъективных образно-смысловых ассоциаций автора, которые развивались в процессе творческого осмысления художественной идеи.

Графическая композиция «Шуштӧм»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Рис. 1. Графическая композиция «Шуштӧм»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Все лики графической композиции отождествляют характерные черты пермского звериного стиля. Феномен пермского звериного стиля, как художественного явления, связан с искусством металлопластики племён Приуралья I тысячелетия нашей эры, образы которого, по мнению многих учёных, основаны на их древних религиозных верованиях. Сложные зооморфные и зооантропоморфные образы пермского звериного стиля олицетворяли представления человека периода родоплеменного строя о всеобщей естественной связи в природе, а также вере в потусторонние миры и сверхъестественные силы [1, с. 5–9].

В верхней части графической композиции обозначено слово «Шуштӧм», оно начертано символами, взятыми из первого коми-зырянского алфавита ‒ анбур. Анбур — это коми азбука, созданная в XIV веке епископом Стефаном Пермским, названная по первым её буквам («Ан» и «Бур») [2]. Само слово «шуштӧм» с коми языка переводится как «жутко» или «страшно», однако в зависимости от контекста также может быть использовано для описания персонификации потусторонних сил, связанных с предчувствиями или видениями. Подтекст данной работы заключается в визуальной передаче с помощью изобразительных средств мироощущения древнего человека, его страх перед невидимыми, в то же время, всемогущественными духами, от воли которых зависит его жизнь.

Вторая работа под названием «Коми ныв» (рис. 2), является сакральным олицетворением памяти этно-археологического артефакта финно-угорского народа. На композиции изображена девушка в традиционной одежде. Детали лица не прорисованы, так как, по убеждению автора, такой подход придает образу обобщенные черты женского рода коми этноса, а не конкретного человека. В руках девушка держит форму в виде увеличенного кольца ‒ это древний коми промысловый календарь. По мнению исследователей культуры коми-зырян на этом солнечном календаре обозначены летнее и зимнее солнцестояния, он делится на 9 периодов в соответствии с допустимостью охоты на определённых промысловых животных [4]. В авторской графической интерпретации священный календарь олицетворяет один из значимых символов традиционной культуры коми народа. К тому же, круг сам по себе является знаковой фигурой. Он традиционно воплощает цикличность, бесконечность и круговорот бытия.

Девушка стоит на фоне с национальными орнаментальными мотивами, а в верхней части графической композиции скомпонована надпись — «коми ныв», также как и в первой работе, слова созданы на основе символов, взятых из первого коми алфавита — анбур. Слово «ныв» с коми языка переводится как «девушка» или «дочь». В данном графическом произведении оно ближе второму значению. В смысловом контексте данная работа воплощает идею преемственности поколений, сохранения памяти народа ‒ его материальной и духовной культуры. В качестве метафоры выступает дочь коми земли, держащая в руках символ традиционной культуры своего народа.

Графическая композиция «Коми ныв»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Рис. 2. Графическая композиция «Коми ныв»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Палитра графической работы построена на взаимосвязи контрастных и нюансных сочетаний бихроматического спектра. При этом стилистические очертания образов предельно лаконичны (лапидарны), отсутствует светотеневая моделировка, соответственно, не выявлен и объемный характер воспроизведения. Все элементы композиции подчинены плоскости бумаги, тоновые градации которых приобретают художественную само ценность. По нашей мысли: «Любую творческую работу изобразительного характера уникальным делают избранные материалы и связанная с ними авторская техника исполнения. Особенности процесса создания анализируемой работы определила художественная техника — гравюра на картоне (глубокая печать), а вместе с ней творческая концепция и художественные предпочтения автора — выбор композиционных средств, графического языка стилизации, цветовой палитры. При этом индивидуальность выбора развивает чувство меры, иначе избыток различных приемов и фактур в одной работе может привести к плохой читаемости композиции» [5, с. 478].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить что, гравюра на картоне благодаря множеству художественно-выразительных возможностей и доступности материально-технического оснащения видится одним из самых эффективных способов приобщения учащихся к искусству эстампа. В результате проведенного анализа авторских учебных разработок было выявлено, что при грамотном подходе к осмыслению тематической графической композиции во взаимосвязи учета особенностей художественной технологии определяются важнейшие предпосылки для создания гармоничного соединения эстетических и этнокультурных аспектов в реализации образно-смысловых концепций в искусстве гравюры.

Литература:

  1. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. (Проблемы семантики). // М.: 1975. — 148 с.
  2. Грищенко, А. И. Новые находки памятников древнепермского языка и письма / А. И. Грищенко, В. В. Понарядов // Урало-алтайские исследования. — 2021. — № 4(43). — С. 7–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48356441 (дата обращения: 24.12.2022)
  3. Зорин, Л. Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам / Л. Н. Зорин.  М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.  110 с.
  4. Конаков Н. Д., Власов А. Н., Ильина И. В. Мифология Коми / Науч. ред. В. В. Напольских ‒ М.: Издательство ДИК, 1999. ‒ 480 с.
  5. Некрасов Р. В. Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте композиционного построения художественно-графического образа / Некрасов Р. В., Разалиева А. А. // Молодой ученый. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. — № 16 (120). — С. 476–478.
Основные термины (генерируются автоматически): графическая композиция, глубокая печать, картон, пермский звериный стиль, печатная форма, верхняя часть, коми язык, печатная графика, традиционная культура, художественное явление.


Ключевые слова

печатная графика, гравюра на картоне, эстамп, этнокультурные образы

Похожие статьи

Тематический апперцептивный тест: к вопросу о возможности...

Обработка фотографий производилась в графическом редакторе AdobePhotoshopCS6.

Чувство формы является результатом зрительного опыта рисующего, с одной стороны, и его деятельности в

Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте... На рисунке 1 представлена графическая композиция на тему: «Гравюра на картоне» (глубокая печать).

Использование инновационных технологий по предмету...

Программа по композиции — это практические задания, которые тесно «переплетаются» с

По теме «Буквенный, цифровой знак» исследование зарождения графики буквы, знака, необходимы.

Частью этого опыта является опыт современного художника В. Н. Фаворского.

Освободившись от «оков» иллюзорности, графическая композиция открыла для себя...

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

Также под именем «чуди» выступали и современные эстонцы, вепсы, карелы, коми, коми-пермяки.

Так почему люди отражали окружающий их мир именно в такой форме?

Так же, как и мезенская роспись, пермский звериный стиль обладает повторяемостью сюжетов, общими

К глубокой древности относятся пряслица, которые археологи находят в раскопках.

Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте...

Библиографическое описание: Некрасов, Р. В. Гравюра на картоне (глубокая печать) в

Особое место в решении подобного рода проблем занимает печатная графика — одна из

Для эстампа печатная форма (клише) создается самим художником, поэтому получается ряд

На рисунке 1 представлена графическая композиция на тему: «Гравюра на картоне» (глубокая...

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...»

Цели: приобщение к национальной культуре;создание условия для формирования и развития творческих

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты

мезенская роспись, роспись, Мезень, пермский звериный стиль, XIX века

мезенская роспись, роспись, Мезень, пермский звериный стиль, XIX века, глубокая...

Декоративная графика как вид современного искусства

Под декоративностью понимают особое качество художественной формы или форму

В Европе на рубеже XVII–XIX веков, развивалась книжная печатная графика, различные виды гравюр. Были распространены лаконичные иллюстрации художественной литературы.

Декоративная графика, в это время, находит свое отражение в плакатном искусстве.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке...

Ключевые слова: этнический стиль, славянский орнамент, графический редактор

Интерес к этнической теме характерен для самых разных областей современной культуры: в

как краски индивидуальности в образе (Вествуд, Джон Гальяно, Валентино); как часть сказки (Валентино, Прада); поиск в

Рисунок для печати орнамента создаётся в графическом редакторе.

Локальные традиции предметно-пространственной организации...

Ключевые слова: традиционная жилая среда, проектная культура

Традиционная проектная культура коми-зырян, хранящая в себе древнее богатейшее

древних, языческих атрибутов говорит об очевидном наслоении, синтезе двух форм религий в мировоззрении коми-зырян.

При этом важно подчеркнуть, что объемно-пространственная композиция традиционного...

Использование технологии ТОГИС при изучении славянской...

...при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры.

Преподавание НХТ (народного художественного творчества) сопряжено с рядом

генетическую связь «необходимо воспроизвести в особых предметных графических и

В результате обобщения возникает некое единство, части которого прочно связаны между...

Похожие статьи

Тематический апперцептивный тест: к вопросу о возможности...

Обработка фотографий производилась в графическом редакторе AdobePhotoshopCS6.

Чувство формы является результатом зрительного опыта рисующего, с одной стороны, и его деятельности в

Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте... На рисунке 1 представлена графическая композиция на тему: «Гравюра на картоне» (глубокая печать).

Использование инновационных технологий по предмету...

Программа по композиции — это практические задания, которые тесно «переплетаются» с

По теме «Буквенный, цифровой знак» исследование зарождения графики буквы, знака, необходимы.

Частью этого опыта является опыт современного художника В. Н. Фаворского.

Освободившись от «оков» иллюзорности, графическая композиция открыла для себя...

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

Также под именем «чуди» выступали и современные эстонцы, вепсы, карелы, коми, коми-пермяки.

Так почему люди отражали окружающий их мир именно в такой форме?

Так же, как и мезенская роспись, пермский звериный стиль обладает повторяемостью сюжетов, общими

К глубокой древности относятся пряслица, которые археологи находят в раскопках.

Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте...

Библиографическое описание: Некрасов, Р. В. Гравюра на картоне (глубокая печать) в

Особое место в решении подобного рода проблем занимает печатная графика — одна из

Для эстампа печатная форма (клише) создается самим художником, поэтому получается ряд

На рисунке 1 представлена графическая композиция на тему: «Гравюра на картоне» (глубокая...

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...»

Цели: приобщение к национальной культуре;создание условия для формирования и развития творческих

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты

мезенская роспись, роспись, Мезень, пермский звериный стиль, XIX века

мезенская роспись, роспись, Мезень, пермский звериный стиль, XIX века, глубокая...

Декоративная графика как вид современного искусства

Под декоративностью понимают особое качество художественной формы или форму

В Европе на рубеже XVII–XIX веков, развивалась книжная печатная графика, различные виды гравюр. Были распространены лаконичные иллюстрации художественной литературы.

Декоративная графика, в это время, находит свое отражение в плакатном искусстве.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке...

Ключевые слова: этнический стиль, славянский орнамент, графический редактор

Интерес к этнической теме характерен для самых разных областей современной культуры: в

как краски индивидуальности в образе (Вествуд, Джон Гальяно, Валентино); как часть сказки (Валентино, Прада); поиск в

Рисунок для печати орнамента создаётся в графическом редакторе.

Локальные традиции предметно-пространственной организации...

Ключевые слова: традиционная жилая среда, проектная культура

Традиционная проектная культура коми-зырян, хранящая в себе древнее богатейшее

древних, языческих атрибутов говорит об очевидном наслоении, синтезе двух форм религий в мировоззрении коми-зырян.

При этом важно подчеркнуть, что объемно-пространственная композиция традиционного...

Использование технологии ТОГИС при изучении славянской...

...при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры.

Преподавание НХТ (народного художественного творчества) сопряжено с рядом

генетическую связь «необходимо воспроизвести в особых предметных графических и

В результате обобщения возникает некое единство, части которого прочно связаны между...

Задать вопрос