Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 5075 раз

Библиографическое описание:

Бурлака, А. М. Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации / А. М. Бурлака. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98957/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: сфера туризма, виды туризма, развитие туристской деятельности, туристический продукт.

Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей экономики в настоящее время является туризм. Он оказывает непосредственное воздействие на такие отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Можно с уверенностью сказать, что туризм выступает катализатором социально-экономического развития.

Экономическая отрасль туризма охватывает две сферы. М. А. Жукова считает, что в первую из них входят предприятия, непосредственно обслуживающие туристов; во вторую — совокупность отраслей, обслуживающих материальное производство, ориентированное на туристский рынок [3].

Туристический бизнес представляет собой деловые отношения между производителем туристского продукта (туроператором) и потребителем данного продукта (туристом), возникающие по поводу производства и реализации туристского продукта и услуг.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности», туристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [7].

На сегодняшний день существует множество видов туризма: культурный; активный; познавательный; оздоровительный; религиозный; рекреационный и др.

По географическому принципу туризм делят на внутренний и внешний (международный). Внутренний туризм осуществляется в пределах страны; международный туризм охватывает поездки за пределы государства.

На туристическую сферу любого государства оказывают влияние ряд факторов: природные, климатические, социальные, экономические, культурно — исторические, экологические и др.

Россия сегодня обладает огромным туристическим потенциалом и привлекает туристов многих стран мира. Особой популярностью пользуются экскурсионные туры в Москву, Санкт-Петербург, по городам «Золотого кольца»; приключенческий туризм, в который входят сплавы по рекам Алтая, Карелии, конные маршруты по Алтаю, Башкирии, Нижегородской области и др.; рыболовно-охотничий, горнолыжный, гастрономический туризм. Также можно отметить пляжный отдых на курортах Черного и Балтийского морей; оздоровительный туризм вблизи источников минеральных вод. Популярны туры на Байкал, Сахалин, Камчатку. В последнее время огромную популярность приобрел экологический туризм, который развивается во многих регионах страны.

Россия обладает богатым, существенным и значимым, в том числе на мировом уровне, культурным наследием, способным в полной мере удовлетворить интересы и потребности людей при посещении нашей страны.

Однако, официальные данные указывают на то, что в 2022 г. турпоток из России за рубеж вырос на 20 %; въездной турпоток в Россию в 2022 году снизился на 95 % по сравнению с 2021 годом и составил около 180 тыс. поездок. Об этом 27 декабря 2022 года сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе [6]. В связи с ограничениями в 2020 году численность иностранных туристов сократилась на 93,4 % по отношению к 2019 году, составив всего 336 тыс. чел. Численность российских туристов сократилась на 5,6 % по отношению к 2019 г., составив 4127 тыс. чел. [2].

Среди стран, в которых предпочитали отдыхать российские граждане летом 2022 г., лидируют Турция и Абхазия (рис. 1) [6].

Наиболее предпочитаемые для отдыха страны в летний период 2022 г. для российских туристов

Рис. 1. Наиболее предпочитаемые для отдыха страны в летний период 2022 г. для российских туристов

В связи с вышеперечисленным, можно охарактеризовать факторы, которые отрицательно сказываются на состоянии туристической сферы Российской Федерации.

Прежде всего, это недостаточный уровень качества туристической и магистральной инфраструктуры, развития транспортной доступности; высокие расходы на транспорт.

Также можно отметить недостаточно высокий уровень сервиса и квалификации персонала в сфере туризма, низкую предпринимательскую активность.

Одной из существенных проблем является несоответствие гостиничных комплексов, отелей и хостелов мировым стандартам.

Недостаточная цифровизация, особенно в регионах снижает привлекательность многих внутренних направлений: не всегда можно быстро забронировать место в гостинице или купить билет в музей, не во всех из них принимают безналичную оплату.

Исторически сложилось, что Россия как туристическое направление имеет негативный имидж у иностранцев, а также у самих россиян. Это приводит к дисбалансу внутреннего и внешнего потоков путешественников.

В целом, для отдыха в Росси благоприятными можно назвать только летние месяцы, низкие температуры северных регионов не всегда привлекают заграничных туристов, а сезон хорошей погоды в большинстве районов России довольно короткий.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на развитие туристической индустрии в России, является высокая стоимость туристических продуктов. Так, например, средняя цена отдыха в Сочи в скромном отеле 4* с завтраками, составляет 65 тыс. рублей, а в «четвёрке» по системе «всё включено» — 120 тыс. рублей. В Турции за эти деньги можно получить отель 5* на достаточно дорогих курортах — Кемере и Мармарисе.

Таким образом, для развития туристской деятельности в России можно рекомендовать реализацию следующих мер:

  1. Повышение качества туристической и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности. Добиться этого сегодня помогает в том числе и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Во-вторых, создание условий для того, чтобы регионы могли принимать гостей не только в свой «высокий сезон», а круглый год.
  2. Повышение уровня сервиса и квалификации персонала индустрии туризма, в том числе развитие «языковой подготовки» работников.
  3. Формирование «положительного имиджа» России, в том числе пропаганда вопросов безопасности в стране.
  4. Совершенствование законодательства в области туризма, увеличение инвестиционной привлекательности отрасли.
  5. Внедрение повсеместной цифровой инфраструктуры и сервисов для формирования и продвижения турпродуктов.
  6. Снижение цен на турпродукты за счет государственного инвестирования и субсидирования.

Также следует развивать наиболее популярные и востребованные туристские тренды на путешествия.

Э. В. Бардасова [1] предлагает делать акцент на развитии новых туристических продуктов (глэмпингов) на базе индивидуального и экотуризма.

Е. В. Потапова, Я. А. Суходулов считают, что одним из направлений, требующих развития, является социально ответственный туризм, пропагандирующий «этические ценности в туризме, ответственное потребление, способствующий социальному и экономическому развитию, а также воспитывающий уважительное отношение к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям» [4].

Учитывая природные и культурные богатства России, необходимо делать акцент в продвижении на уникальную природную составляющую и богатый культурный и исторический потенциал страны [5].

Таким образом, несмотря на развитие сферы туризма в России в последние годы, основной задачей дальнейшего его развития является повышение интереса туристов за счет запуска новых направлений, создания качественных и разнообразных туристических продуктов, повышения доступности и качества предоставляемых услуг, государственное инвестирование и субсидирование.

Литература:

  1. Бардасова Э. В. Экономика туризма и гостеприимства Республики Татарстан в период пандемии: вызовы и драйверы роста // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — № 7. — С. 1715–1726.
  2. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. — URL: https://fedstat.ru.
  3. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 125 c.
  4. Потапова Е. В., Суходулов Я. А. Гармонизация рекреационных возможностей и растущего туристического потока на байкальской природной территории // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — № 1. — С. 7–17.
  5. Русина А. Н., Карпычева О. В., Якимова Е. А., Лихман Д. А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — Том 11. — № 10. — С. 2343–2356.
  6. Туризм в России [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Туризм_в_России
  7. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1996. — N 49. — ст. 5491.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, туристская деятельность, магистральная инфраструктура, развитие, государственное инвестирование, сфера туризма, транспортная доступность, турист, туристский продукт, Турция.


Ключевые слова

сфера туризма, виды туризма, туристический продукт, развитие туристской деятельности

Похожие статьи

Анализ современного состояния развития туризма в Российской...

Развитие сервиса и туризма имеет большое значение для государства в целом.

Это обусловлено низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма.

Квартальнов А. В., Чабанюк О. В. Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской

Число туристов, выехавших из Российской Федерации с целью туризма, составило 6 млн...

Проблемы развития инфраструктуры туризма в России

 Развитие инфраструктуры в сфере туризма в России проходило стихийно под влиянием

В России отсутствует единая координированная транспортная система, обслуживающая туризм

Информационные услуги нужны как туристу, так и организаторам туризма.

Новая форма развития регионального туризма – создание информационных туристских центров...

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

Развитие инфраструктуры в сфере туризма в России проходило стихийно под влиянием. Новая форма развития регионального туризма – создание информационных туристских.

внутренний туризм, Россия, москва, Крым, турист, Татарстан, российская Федерация, сфера туризма

Россия, российский туристический продукт, природная среда, въездной туризм.

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Ключевые слова: индустрия туризма, туристские перевозки, инновационное развитие.

На развитие туризма огромное влияние оказывает транспортная инфраструктура.

К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта

Таким образом, развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Это позволило бы продлить летний сезон на месяц для деятельности туристского бизнеса

для развития национального туризма и привлечения инвестиций в сферу туризма.

В отчете Государственного комитета по туризму Республики Татарстан по итогам работы за

Следует исходить из того, что он на 154 182 туриста (количество иностранных граждан, прибывших в...

Государственная поддержка туристической отрасли в контексте...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Государственной поддержкой туризма в России занимаются несколько органов власти.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие.

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма...

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы...

...регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы / С. С. Туаев.

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма.

‒ отсутствие необходимого уровня развитой инженерной и транспортной инфраструктуры.

2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Инновации в туризме – как один из важнейших факторов...

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или

Внедрение новых технологий в туризм помогает повысить доходы от инвестиций.

Ключевым механизмом государственного регулирования и поддержки развития туризма являются

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский продукт как потребительский комплекс

Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма.

4. оперативная транспортная и информационная доступность

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика.

Похожие статьи

Анализ современного состояния развития туризма в Российской...

Развитие сервиса и туризма имеет большое значение для государства в целом.

Это обусловлено низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма.

Квартальнов А. В., Чабанюк О. В. Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской

Число туристов, выехавших из Российской Федерации с целью туризма, составило 6 млн...

Проблемы развития инфраструктуры туризма в России

 Развитие инфраструктуры в сфере туризма в России проходило стихийно под влиянием

В России отсутствует единая координированная транспортная система, обслуживающая туризм

Информационные услуги нужны как туристу, так и организаторам туризма.

Новая форма развития регионального туризма – создание информационных туристских центров...

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

Развитие инфраструктуры в сфере туризма в России проходило стихийно под влиянием. Новая форма развития регионального туризма – создание информационных туристских.

внутренний туризм, Россия, москва, Крым, турист, Татарстан, российская Федерация, сфера туризма

Россия, российский туристический продукт, природная среда, въездной туризм.

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Ключевые слова: индустрия туризма, туристские перевозки, инновационное развитие.

На развитие туризма огромное влияние оказывает транспортная инфраструктура.

К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта

Таким образом, развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Это позволило бы продлить летний сезон на месяц для деятельности туристского бизнеса

для развития национального туризма и привлечения инвестиций в сферу туризма.

В отчете Государственного комитета по туризму Республики Татарстан по итогам работы за

Следует исходить из того, что он на 154 182 туриста (количество иностранных граждан, прибывших в...

Государственная поддержка туристической отрасли в контексте...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Государственной поддержкой туризма в России занимаются несколько органов власти.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие.

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма...

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы...

...регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы / С. С. Туаев.

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма.

‒ отсутствие необходимого уровня развитой инженерной и транспортной инфраструктуры.

2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Инновации в туризме – как один из важнейших факторов...

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или

Внедрение новых технологий в туризм помогает повысить доходы от инвестиций.

Ключевым механизмом государственного регулирования и поддержки развития туризма являются

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский продукт как потребительский комплекс

Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма.

4. оперативная транспортная и информационная доступность

Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика.

Задать вопрос